Первый конкурс
Тридцать лет исполняется завтра детской музыкальной школе № 20. Тридцать лет и ее преподавателю по классу баяна - Николаю Николаевичу Акатову. Он один из лучших преподавателей школы. Оркестр русских народных инструментов учащихся старших классов, которым руководит Акатов, в областном конкурсе занял первое место. В этом очерке мы рассказываем о творческом пути дирижера, художника, пропагандиста музыки Н. Н. Акатова.
Двадцать два года назад, восьмилетиям мальчишкой Акатов впервые переступил порог музыкальной школы, в которой сейчас работает. Не по любви и не по призванию пришёл он сюда, а просто так, из любопытства. Первые годы учился хоть и без особого настроения, но прилежно.
А в старших классах, когда начал играть в школьном оркестре народных инструментов, вдруг вспыхнул огонек любви к музыке. Особенно нравились Коле уроки преподавателя Полины Ивановны Богдановой. Полина Ивановна любила рассказывать своим ученикам о русских народных песнях, которые пели в старину над прялками и детскими колыбелями. Говорила тихо, неторопливо, убедительно, так, что прикроешь глаза и услышишь, как разливается песня щемящей тоской по полям, лесам и болотам — горькая и печальная, как сама жизнь. Потом Коля узнал другие песни, которые пели когда-то простуженными голосами на маевках, сочиняли на баррикадах, которые звучали, как набат, призыв к борьбе. Чем старше он становился, тем все более понимал, что с музыкой можно говорить обо всем: о трудности дорог, о радости побед, о мечтах, о планах. И если бы песня и музыка не играли такую большую роль в жизни Родины, он, может, не стал бы музыкантом.
Акатов им стал в 1967 году, получив диплом Барнаульского музыкального училища. Потом — работа по направлению в Алтайском крае, армия, и снова — Осинники.
На него, человека с безупречным музыкальным вкусом, с безграничным терпением, с высокой требовательностью к себе и окружающим, человека без малейшего проявления тщеславия и суеты, сразу обратили внимание.
В то время только появился готовый выборный баян — интересный и сложный инструмент, который дает исполнителю возможность играть любые, даже классические произведения, написанные для разных инструментов, обогащает технические и изобразительные возможности исполнения. В одной школе области, прокопьевской, изучали его. Акатов тоже с большим интересом начал осваивать новый баян. Ребята потянулись к инструменту. За опытом в Осинники стали приезжать преподаватели из других школ области. А через некоторое время Акатов дал блестящий открытый урок в Прокопьевске. Новая система баяна прочно вошла в музыкальную жизнь Кузбасса.
А в школе № 20 города Осинники жизнь шла своим чередом. Ранним утром неугомонные ребятишки заполняли классы, и до позднего вечера из окон школы струилась мелодия. С особым прилежанием занимались дети в классе преподавателя Акатова.
Шло время, росло мастерство молодого преподавателя, который в 1971 году поступил в Кемеровский институт культуры. И когда в школе появилось вакантное место завуча, его, не задумываясь, предложили Акатову.
— Мы прекрасно понимали, что отрываем Николая Николаевича от творческой работы, — рассказывает директор школы Е. Н. Васильева. — Но мы знали и другое: на этом месте должен быть человек высокой музыкальной культуры, глубоких знаний и сильный человек. Акатов внес много изменений в работу школы: серьезнее стали составляться учебные планы и, естественно, выполняться, улучшилась связь со школами методобъединения, более серьезно стали работать секции, повысилась требовательность к преподавателям. Николай Николаевич лично сам контролирует работу каждого из них.
Был в школе такой случай: дневники учащихся одного из новых преподавателей вдруг запестрели двойками. Это сразу насторожило. Несколько уроков посетил в этом классе завуч, а потом на секции сделал подробный анализ их, указав прежде всего на главный недостаток: слишком большой была нагрузка на детей.
Через некоторое время жизнь в классе вошла в нормальную колею.
А между тем Николай Николаевич всю свою любовь, все свое время отдавал все-таки работе с оркестром русских народных инструментов, и вот почему, как он сам объясняет.
— Исполнительские возможности у оркестра намного шире, чем у малых ансамблей, которые ограничены в тембре, в звуковом и динамическом отношении. Конечно, с большим оркестром работать труднее, но это особая тема для разговора. А мне хочется сказать вот о чем, В мой оркестр приходят подростки 15—16 лет. Этот возраст принято называть «трудным». И действительно: кажется, на все вещи и явления у них уже имеется свое мнение, к сожалению, не всегда правильное. А в оркестре, в большом коллективе шире воспитательные возможности. Именно в большом коллективе формируются такие ценные человеческие качества, как коллективизм, ответственность. Да и сам, когда стоишь вместе с ними на сцене, волнуешься так же, как они. Это очень важно — в самую ответственную минуту быть рядом с детьми.
Я несколько раз в разных аудиториях, в разных залах слушала этот оркестр. И все это время он исполнял разные произведения. Удивительно богата и разнообразна его программа. Здесь и русские народные песни, и произведения советских композиторов, национальная и зарубежная классика. Каждое исполнение отличалось своей интонацией, новизной, свежестью. Каждое, абсолютно каждое выступление оркестра захватывает и потрясает.
Хоть и говорят, что результат труда исполнителей короток, всего несколько минут, пока звучит мелодия, но до сих пор я отчетливо слышу шум Днепра в «Рэвэ та стогнэ Днипр широкый». А ведь немногие слушатели, наверное, знали, что этот шум согласно партитуре должны были исполнять гусли, а их воспроизводили обыкновенные домры, потому что гуслей в оркестре нет.
Помнится, как зачарованный, слушал зал «Время, вперед!» на городском торжественном собрании, посвящённом 60-летию Великого Октября. Мелодия, рожденная композитором Свиридовым, уносила нас к истокам социалистического государства. Мы слышали гул первых турбин, первых тракторов, мы ощутили нарастающий ритм труда, мы радовались победным аккордам произведения, которое соединяло прошлое с настоящим, настоящее с будущим, соединяло органически, нерасторжимо биографии сидящих в зале людей разных поколений. Высокий накал исполнения, вдохновение, сила, размах раздвигали стены и звали вперед. По всплескам тяжелых рабочих ладоней, по яркому блеску влажных глаз нетрудно было определить: оркестр сделал больше, нежели хотел.
Три раза в неделю встает Акатов за дирижерский пульт. Пятьдесят пар таких разных глаз внимательно устремляются на его руки — легкие, с предельно точными и выразительными, всегда осмысленными жестами. Очень много работал оркестр в уходящем учебном году. В начале его был объявлен областной конкурс оркестров русских народных инструментов детских музыкальных школ. От репертуара, как говорит дирижер, на 50 процентов зависит успех оркестра, а на конкурс нужно было представить и техническое, и кантиленное произведение.
Техническая сторона больше всего беспокоила Акатова, и на выбор в несколько минут программы ушло несколько дней. И еще одно важное обстоятельство нужно было учесть: выбрать интересные для детей произведения, такие, которые бы они исполняли с удовольствием. Приняли к работе «Интермеццо» Бизе, фантазию Куликова на темы русских народных песен «Липа вековая», «Скоморохи при дворе» и «Марш солдатиков» Золотарева.
И начались репетиции. Нет, они не были изнурительными, они были полны замыслов, открытий, творческих решений. Не все, конечно, сразу удавалось. В «Липе вековой», например, нужно было сыграть внезапный провал — это когда на кульминационной точке игры вдруг мелодия обрывается. Казалось бы, что тут сложного — прервать мелодию, однако сложно, и именно этот момент оркестру не удавался. Другой дирижер, может, добился нужного звучания изнурением: заставлял бы исполнять фразу раз, потом еще и еще. Акатов же решил, что дети должны представить себе этот провал, почувствовать его. И он сказал тогда:
— Вообразите узкую темную лестницу. Вы быстро спускаетесь по ней. И вдруг ступеньки неожиданно обрываются...
Результат оказался поразительным — оркестр сыграл так, как хотелось дирижеру.
В первом туре конкурса, городском, оркестр не имел конкурентов. Во втором, кустовом, слушатели приветствовали оркестр стоя громом долго не смолкающих аплодисментов.
Ребятишки сразу почувствовали, что они намного сильнее остальных коллективов, и в подготовке к третьему туру стали относиться несколько хладнокровнее. Но дирижер-то хорошо знал своих соперников — серьезные оркестры из Междуреченска, Прокопьевска. Пришлось «настраивать ребят на нужный лад».
И вот наступил завершающий день конкурса. Распахнулся тяжелый занавес, и на сцену стремительной походкой вышел Акатов, в неизменном строгом черном костюме, в белоснежной сорочке. На минуту замер перед оркестром, поднял палочку — и полилась мелодия. Сначала тихо, вполголоса запел оркестр, потом все громче и громче, набирая силу, ширясь и наполняя до краев огромный концертный зал. Потом звучали другие произведения — звенели радостно, рассыпались хрустальной колоратурной трелью. А когда сказочные ноты исчезли, расплылись, растаяли, когда дирижер уже кланялся, удивительная, особая тишина повисла над залом. Люди не хотели верить, что все кончилось.
Первое место бесспорно было отдано оркестру Акатова. Это был его первый конкурс.
Л. СМИРНОВА.
Комментарии 1