1.
Младенец появился на свет на другой день. Это был мальчик. Он родился с
криком чересчур пронзительным для новорожденного. Череп его был покрыт
волосами. Роженица была в бесчувственном состояния, в за ним наблюдали
женщины. Одна из них, у которой был избыток молока, кормила его грудью. Это
был канун Иом Кипура, когда евреи заняты приготовлениями к празднику. Все же
Гершон созвал старейшин общины. О чем они между собой совещались, осталось
неизвестным, но раввин распорядился, чтобы мальчики не ходили к роженице
читать положенную в таких случаях молитву, чтобы никто из мужей города не
пошел в субботу после Иом Кипура поздравить с новорожденным. Мало того! Он
предупредил своего шурина -- резника, который был также и меилом , чтобы
ребенка пока не обрезали. Простые люди переполошились, они не поняли решения
раввина и сделали вывод, что во всем виноват Гершон, -- он настропалил зятя.
Но более просвещенные разъясняли, что ребенок считается по матери. Ясно, что
Сарра гоя. Даже имя ее Сарра показывало, что муж считает ее обращенной в
еврейство. Но какой закон в Польше разрешает обратить в еврейство иноверку?
Со стороны властей грозит за это смертная казнь. И как может община принять
новообращенную? За одно это могут покарать всю общину. Не приведи Господь,
какие напасти и беды могут произойти. Гершон кричал в синагоге, что этот
Яков выдал гою за еврейку потому, что потворствовал своей похоти и требовал,
чтобы Якова предали анафеме и выгнали из Пилицы на подводе, запряженной
волами. Даже те, которые раньше были на стороне Якова, теперь считали, что
Гершон прав. Гершон сам не посмел пойти к помещику, а послал к нему ходатая,
который должен был объяснить происшедшее и обелить евреев Пилицы.
Прошел еще день. Был уже канун Иом Кипура. Сарра еще все лежала без
сознания. По закону страны полагалась смертная казнь и ей и Якову. И женщины
больше не желали навещать их. Лишь одна старая еврейка несколько раз
приходила узнавать о состоянии роженицы. Она принесла ей мисочку бульона, но
когда больной влили первую ложку в рот, она тут же выплюнула. Накануне Иом
Кипура благим делом считается есть, но у Якова не было ни еды, ни желания
дотронуться до чего-нибудь съестного. Он сидел у постели Сарры и читал
псалмы. У него не было ни петуха, ни курицы для свершения обряда капорес.
Женщина, та, что кормила младенца грудью, звала его к себе, но Яков не мог
пойти взглянуть на дитя -- некому было остаться возле Сарры. Да и
неизвестно, пустили ли бы его в дом. Хотя его еще не предали анафеме, но
дела это не меняло. Яков заметил, что теперь избегали проходить мимо его
жилища. Неизмерима была его вина перед страной, общиной и Всевышним. Ему
даже совестно было читать псалмы. Как он может своими устами произносить
святые слова? И может ли быть услышана мольба такого, как он? Воздаяние
пришло полной мерой. Не сегодня, завтра его могут сжечь на костре.
Так, сидя за псалмами и глядя на больную с ее стеклянным взором,
бледным носом и белыми губами, он подводил итог. Всех его родных и близких
поубивали. Сам он пять лет был рабом у Яна Бжика, ночевал в хлеву среди
коров, на гумне, где кишело мышами. Правда, ему нравилась дочь Яна Бжика и
он хотел, чтобы она стала его женой, но разве царь Давид, автор этих
псалмов, не возжелал Вирсавии? Если уж на то пошло, царь Давид совершил
более тяжкий грех. Но раз Бог простил Давида, почему бы Ему не простить
Якова? Ведь Яков никого не посылал на гибель...
Яков знал, что подобный образ мыслей -- это уже само по себе -- тяжкий
грех. Талмуд говорит:
"Кто считает, что Давид согрешил, заблуждается". Якобы Ури дал жене
развод перед тем, как идти на войну. Талмуд, Мидраш искали оправданий для
древних. Но одно ясно: великие мужи также испытывали вожделение к плоти. Они
брали в жены нееврейских женщин. Сам Моисей взял негритянку, и Мириам
покрылась прыщами за то, чго злословила о нем. Иегуда, чьим именем
называются все евреи, жил с блудницей. (Такова была Божия воля). Такой
мудрец и праведник, как царь Соломон, женился на дочери фараона, и все же
"Песня Песней" и "Мишлей" священны у евреев. А современные евреи... Разве
они следуют всем заповедям Торы? За несколько лет скитаний с Саррой в его
душе накопились обиды. Он увидел несправедливости, которые прежде старался
не замечать. Люди нагромоздили горы всяких строгостей и ограничений, но
оставались мелкими и суетными. Те, у кого была власть, держали все и всех в
своих руках. Ненависть, зависть, недоброжелательство ни на мгновение не
утихали. Накануне Иом Кипура приходят мириться, а на исходе Иом Кипура
возобновляется грызня. Не за это ли наказывает Бог евреев и посылает на них
всяких Хмельницких? Не из-за этого ли так долго длится галут, и не приходит
Мессия?
Яков окунул палец в воду я смочил Сарре губы. Он пощупал ей лоб,
наклонился над нею, что-то нашептывая. Она лежала, словно углубившись в
раздумья, не связанные с этой жизнью. Якову почудилось, что ей уже отвечают
на те вопросы, на которые живые ответа не получают. Казалось, что Сарра, там
наверху, спорит, переспрашивает, убеждает. Скулы ее шевелились. На висках
подрагивали жилы. Порою на ее лице мелькало нечто похожее на улыбку, она как
бы говорила: вот оно что! Ну, откуда я, дочь Яна Бжика, могла это знать? До
такого не додумаешься даже за миллион лет...
Она чиста, она праведница. В тысячу раз лучше их! -- кричало в Якове.
-- Никто ведь не был на небе и не знает, что Богу представляется самым
ценным... Горе, страх, одиночество возбудили в нем непокорность. Он готов
был восстать даже против Всевышнего. Разумеется, Он един, велик и всемогущ,
но справедливость должна быть везде. Бог -- это не какой-то там Гершон,
который пресмыкается перед сильными и попирает слабых. Ну, а если гой, так
что? Кто виноват, что он родился у этих родителей, а не у других? Разве
возможен выбор в чреве матери? Если подобный мне должен жариться в аду, то
нет справедливости даже на небе!...
Надвигались сумерки. Евреи уже шли к предвечерней молитве -- в
праздничных белых облачениях, в тисненных золотом головных уборах, в одних
чулках или комнатных туфлях. Женщины вырядились в праздничные кофты, юбки и
платки. В окнах зажглись поминальные свечи. Из всех домов доносился плач.
Каждый в Пилице потерял во время резни кого-нибудь из близких. Только что
Яков негодовал на этих евреев. Теперь его охватила жалость к ним. Замученный
народ! Народ, который Бог избрал, чтобы излить на него все описанные в Торе
наказания.
Старая еврейка, вдова старосты, открыла дверь. Она принесла Якову
полкурицы для заговенья, халу и несколько кусков рыбы. Другие опасались
приблизиться к нему. Но ей, старухе, больше нечего бояться. Она подошла к
кровати больной и постояла некоторое время возле нее, подняла личико,
высохшее, словно фига, желтое, как воск, испещренное морщинами, подобными
древним письменам, покрывающим ветхий пергамент. Ее глаза глядели на Якова с
материнским пониманием. Волосатый подбородок некоторое время подрагивал и,
казалось, она не может произнести нужных слов. Затем она молвила:
-- Ниспроси себе хороший год! Все еще может быть хорошо! У нас добрый
Бог...
И старушка разразилась хриплым плачем.
Среди ночи больная открыла глаза. Губы ее зашевелились, и Яков услышал
голос, который шел издалека через сдавленное горло. Якову почудилось, что
голос этот был уже разлучен с телом. Он низко наклонился над Саррой. Она
бормотала по-польски.
-- Яков, уже Иом Кипур?
-- Да, Сарра, Иом Кипур, сейчас ночь.
-- Почему ты не в божнице?
-- Когда ты выздоровеешь, я пойду о синагогу.
Больная снова сомкнула веки, как бы соображая. Казалось, она снова
уснула. Но вдруг она открыла глаза и проговорила:
-- Я сейчас умру.
-- Что ты! Ты выздоровеешь.
-- Нет, Яков, ноги мои уже мертвы.
Яков попытался заставить ее съесть немного бульона. Но зубы ее были
сжаты, и бульон выливался. Она лежала, словно мертвая. Ни малейшего признака
дыхания. Яков ломал руки. Последние дни и недели он столько просил Бога.
Теперь у него иссякло желание молиться. Его охватило отчаяние. Не
прислушались в небе к его мольбе. Перед ним заперли ворота милосердия. Он
стоял, смотрел на больную и сознавал, что убил ее. Она жила бы теперь,
здоровая и цветущая в своей деревне, если бы он не приблизил ее к себе.
Каждый грех, как мал бы он ни был, кончается убийством, -- думал Яков, --
все равно, как если бы я взял нож и зарезал ее... Внутри него рыдали
беспомощность и любовь -- такая, какой до сих пор он не знал. С какой
радостью умер бы он вместо нее! Он дал бы себя разрезать на куски ради
одного ее волоска... В дохе стоял полуночный мрак. Две свечи в ящике с
песком бросали теневые сети. С головы больной упала косынка, волосы у нее
были короткие, как у мальчика. Они были цвета соломы и огня. Яков не знал,
что ему делать. Звать людей? Омрачить им праздник? Все равно никто не сможет
помочь. Он присел на стул рядом с кроватью. Он больше ни о чем не думал.
Внутри него было пусто и только кричало: "Ну, бей, Отец небесный, бей
сколько хочешь, я готов принять на себя все муки. У него теперь было
единственное желание -- умереть вместе с ней. О ребенке он позабыл. Он хотел
сойти в могилу, провалиться в бездну, в преисподнюю, откуда нет возврата...
Вдруг больная снова открыла глаза. Теперь ее голос был ясным и близким, как
у здоровой.
-- Смотри, Яков, татуся... Яков оглянулся.
-- Что ты говоришь?
-- Ты разве не видишь его? Вон он стоит! И взор больной устремился к
двери.
-- Добрый вечер, татуся, -- лепетала она. -- Ты пришел за своей
Вандой... не забыл своей любимой доченьки... Сейчас, татуся, я буду с
тобой... Обожди, родненький, еще несколько минуточек... Какой ты красивый,
татуся, весь светишься...
Яков глядел по направлению к двери, но ничего не видел. Больная
замолчала и глаза ее стали тонуть в орбитах. Они сделались маленькими,
застывшими, будто слепыми. Яков говорил ей что-то, но она не отвечала к было
ясно, что она не слышит. Но вот она вновь заговорила:
-- Татуся... Иду, иду... Отныне мы будем всегда вместе...
-- Сарра, ты еще будешь здоровой. Ты -- мать ребенка! -- произносил
Яков слова, сам им не веря.
-- Ты родила сына...
-- Да.
-- Ты должна жить ради него и ради меня.
-- Нет, Яков.
Он еще говорил, но она более не отвечала, даже не открывала глаз. Она
лежала, во власти такой сосредоточенности, какую не в силах нарушить слова.
Внутри нее происходила какая-то работа. Якову показалось, что туда, куда она
сейчас направлялась, тоже не легко добраться. Она с чем-то боролась, с
кем-то пререкалась, спорила, время от времени испуская приглушенный вздох.
Силы, не дающие обрести жизнь, не давали также и умереть. Какой-то неведомый
обвинитель будоражил и мешал. Живой дух оправдывался перед ним.
Остекленевшие глаза как бы молили: "Не могу больше... Я устала... Устала...
Оставьте меня, наконец, в покое...". Яков хотел было, чтобы она сказала
"Видой", -- умерла со словами на устах: "Шма Исраэль", но было уже поздно.
Конечно, не верилось, что Ян Бжик находится здесь в ночь Иом Кипура, во кто
может знать тайны неба и земли? Яков снова и снова смотрел в сторону двери,
а вдруг и ему удастся уловить образ Яна Бжика...
Вот так, сидя на стуле, Яков задремал. Голова его сникла, и сам он
куда-то спустился, предавшись сладостному забвению. Внезапно он вздрогнул и
встрепенулся. Взглянув на Сарру, он понял, что она мертва. За эти короткие
мгновения лицо ее изменилось до неузнаваемости. Рот был полуоткрыт, и
опущено одно веко. Борьба прекратилась, и потрескавшиеся опухшие губы как бы
говорили: "все уже позади...". Мир снизошел на ее мертвое лицо, какое-то
неземное всепрощение. Это больше не была больная, гонимая и терзаемая Сарра,
которая рассорилась с евреями и христианами, потеряла дом, язык. То был
покойник, который всем все простил, которому никто больше не может сделать
ни зла, ни добра. Душа достигла далей и высот, куда ничто живое добраться не
может, но тело было здесь. От Сарры веяло Божьей милостью, которая превыше
всех благ. Якову казалось, что он удостоен лицезреть Божий образ, явившийся
с неба, с престола Творца и небесной Его колесницы. Яков не плакал, но лицо
его было мокрым. Он начал с вожделения к плоти, со страсти к
крестьянке-иноверке, а теперь, через девять лет, он стоял, склоненный над
святыней.
Яков прекрасно понимал, что погребальное общество будет его мучить,
наверное, откажется похоронить ее на еврейском кладбище. Со стороны христиан
грозила ему еще большая опасность. Но все земное казалось ему ничтожным,
когда он глядел на покой, который, подобно Божьей благодати, отражался на
этом лице. Он чувствовал себя далеким от мирской суеты. Не полагалось этого
делать, но он наклонился и поцеловал ее в лоб.
-- Святая душа!
Дверь распахнулась, и вошло несколько мужчин и женщин из погребального
общества. Высокий еврей, на котором были надеты штраймл
и китл, воскликнул:
-- Что он делает? Этого нельзя!...
-- Он не в своем уме... -- проговорил другой. Женщина из общины
поднесла к ноздрям покойницы перышко. Оно не шевельнулось.
3.
Не полагается на исходе Иом Кипур созывать общину, но Гершон все же
созвал ее представителей, а также членов погребального общества. Собрались у
раввина, в помещении для судебных дел. Сначала целый час пререкались. Потом
служка пошел звать Якова. Яков сидел возле покойницы. Служка сменил его.
Жена раввина принесла Якову пирог и сладкую водку, но он ни к чему не
притронулся.
-- У меня сейчас второй Иом Кипур.
-- Это нехорошо, -- возразил раввин. -- Достаточно одного Иом Кипура.
Его заставили, и он съел ложку риса и запил водой. В лице его не было
ни кровинки, и, когда он взялся за блюдце, рука дрожала, как у дряхлого
старика. От Якова потребовали, чтобы он рассказал всю правду. Раввин
пояснил:
-- Дело не только в тебе, оно касается всей общины. Если мы поступим
против их законов, мы все в опасности. Ты знаешь, что сделали с нами эти
злодеи. Так скажи нам всю правду. Если ты совершил грех, не бойся нас.
Теперь конец Иом Кипура, теперь все евреи чисты...
Уговаривать Якова было излишне. Он еще раньше решил рассказать правду.
Он заговорил, и все притихли. Он поведал все: кто он такой, чей сын, чей
зять, как его взяли в плен и продали Яну Бжику, как он сблизился с его
дочерью, как евреи Юзефова выкупили его, как он вернулся в деревню, тоскуя
по возлюбленной, и как она притворилась глухонемой, потому: что не могла как
следует научиться еврейскому языку.
В синагоге стояла такая тишина, что слышно было тикание стенных часов.
Порою у кого-нибудь вырывался вздох. С тех пор, как начались погромы,
наслышались о разных разностях. Евреи становились христианами, магометанами.
Еврейские девушки повыходили замуж за казаков, татар, были проданы в гаремы
в турецкие страны. Теряли в находили сокровища. Женщины, считавшие себя
вдовами, вновь выходили замуж, после чего возвращались их прежние мужья.
Набралось немало удивительных историй, достойных передачи из уст в уста и из
поколения в поколение. Но такого, чтобы молодой человек, родовитый, знаток
Талмуда, влюбился в деревенскую шиксу и обратил ее в еврейство наперекор
еврейскому закону и общему положению -- такого еще не слышали. Гершон
вылупил свои желтые глаза, и они у него так и оставались все время на
выкате. Временами у него начинали топорщиться усы. Он положил на стол кулак,
который так и не разжимал до конца. Иные переглядывались, покачивали
головой. Как только Яков умолк, Гершон закричал:
-- Ты грязный отступник! Ты нечестивец!
-- Евреи! Сейчас не время для нравоучений, -- отозвался еврей с белой
бородой.
-- Если ты знаешь закон, то тебе должно быть ясно, что ребенок
нееврейский, -- обратился к Якову раввин с огорчением в голосе. -- Поскольку
мать перешла в еврейство без санкции общины, сын нееврей...
-- Она соблюдала закон омовения и все другие еврейские законы.
-- Этого недостаточно. Обращенного в еврейство надо еще принять. Кроме
того, положение, существующее в государстве -- это закон.
-- Но ведь время чрезвычайное. Чем виноват младенец?
-- Он выношен и рожден в греховности.
-- Так быть ему неевреем?
-- Возьми своего незаконнорожденного и уходи с ним куда хочешь! --
закричал Гершон. -- Мы не хотим отвечать головой за твою похоть.
-- Как быть с покойницей? -- спросил еврей с белой бородой.
-- На кладбище ее похоронить нельзя... Заспорили, поднялся шум. Яков
немного посидел, потом поднялся и ушел. Он шел по улице медленным шагом с
опущенной головой. Он знал кто он: отрезанная ветвь, еврей, оторвавшийся от
своего древа. Его еще не предали анафеме, но он и без того был отвержен. Он
хотел взглянуть на ребенка, но решил, что покойница важнее. За сутки,
которые он возле нее провел, он многое передумал, подвел итог своей жизни и
даже в некотором роде -- жизни вообще... Нет, то, что выпало на его долю --
это не просто наказание. Яков верил всей душой, что так суждено. Да,
существует свобода выбора, но существует также предначертание. В небесах
было решено, чтобы свершилось именно так. Яков знал истину: его гнала и
толкала могучая сила. Он вовсе не знал дороги назад, из Юзефова в деревню.
Ноги сами вели его. Еще прежде, чем Сарра забеременела, она как-то обронила,
что умрет во время родов. Она говорила многое такое, что лишь нынешней ночью
воскресло в его памяти. Не иначе -- в ней было нечто от святой... Но кому
скажешь о подобных вещах? Кто этому поверит?
Что же касается сути еврейства, Якову становилось все яснее, что она --
в заповедях об отношении к ближнему. Но соблюдать законы о поведении в быту
несравненно легче. У Гершона и ему подобных были две кухни, молочная и
мясная. Они ели особую мацу и в то же время мошенничали, они оговаривали
людей и употребляли архикошерное мясо; они завидовали, ненавидели,
враждовали и при этом молились в особых тфилин, выискивали к празднику
Суккот отборный этрог. Ангел-искуситель вместо того, чтобы соблазнить еврея
попробовать кусочек свинины или сала, или подбить его в субботу зажечь
огонь, стал искушать его теми грехами, склонность к которым глубоко
коренится в человеческой природе.
Но что делать Якову, как быть? Стать моралистом? Ему, который сам
изменил еврейской религии?...
Он отослал домой служку и снова сел возле покойницы. Она лежала на
полу, ногами к двери, накрытая лапсердаком Якова. У изголовья, в ящике с
песком, догорали остатки свечей. Прошлой ночью ему несколько раз мерещилось,
что покойница шевелится.
В приступе безумной надежды он приоткрывал ее лицо -- вдруг у нее
только глубокий обморок. Но она все больше холодела, деревенела, изменялась,
все больше удалялась от земли, на которой провела всего тридцать с чем-то
лет. Яков пытался открыть ей глаза, но зрачки никуда не глядели. Даже
прежнее выражение умиротворенности исчезло с ее лица. Она уже была где-то в
ином мире. Душа полностью отделилась от тела. То, что осталось, было не
более, чем мертвой оболочкой. Яков был не в состоянии долго задерживать
взгляд на мертвой, и должен был накрыть ее. Он достал с полки молитвенник и
снова принялся читать псалмы.
-- "Спаси, меня, Боже, потому что вода грозит затопить душу... Боже! Ты
знаешь безумие мое, в вина моя не сокрыта от тебя"...
4.
Среди ночи Яков услышал конский топот и сразу же понял, что это
означает. Дверь распахнулась, и показалась голова драгуна в головном уборе с
пером. Усы у драгуна были закручены. Увидев на полу труп, он на мгновение
оторопел, а затем проговорил:
-- Это ты тот самый Яков? Пойдем с нами!
-- На кого мне оставить покойницу?
-- Пошли. Есть приказ.
Яков склонился над мертвой, в последний раз открыл ее лицо. На какую-то
долю секунды ему почудилось, что она улыбается ему неживой улыбкой. Он
закрыл ей рот, но рот снова открылся. Зубы более не умещались в челюстях.
Язык сделался черным и комковатым. Яков хотел с ней проститься, но не знал
как. Он подумал, не взять ли ему с собой что-нибудь из одежды, но ничего не
взял, прикрыл покойницу и проговорил:
-- Ну, я иду.
Переступив порог, он вспомнил о талесе и тфилин и попросил солдата
позволить ему вернуться взять священные принадлежности, но тот преградил ему
дорогу. Луна, еще не полная, переместилась на другой край неба. Ночь была
спокойной, прохладной. Ставни домов были закрыты. Даже сверчки и лягушки
молчали.
Рослый драгун сидел верхом на лошади, а другую держал за узду. Якову
показалось, что все это он когда-то уже пережил или видел во сне. Усеянное
звездами небо низко нависало над ним. Яков хотел закричать, позвать евреев,
просить их, чтобы они не оставили покойницу одну, но тут же его охватила
какая-то нерешительность. Он дрожал не от страха, а от холода. Он вспомнил,
что прошлой ночью откуда-то появилась мышь. Но в конце концов какая разница,
кто поедает тело -- мыши или черви?...
Солдат достал длинную цепь, одним ее концом связал Якову руки, другой
прикрепил к чему-то, торчащему из седла. Второй драгун слез, чтобы помочь.
Они возились с ним, как мясники с быком, которого ведут на бойню, при этом о
чем-то разговаривая друг с другом. Только теперь Яков вспомнил о ребенке. Не
будет у него ни матери, ни отца. Родился с горькой долей... Он хотел, было,
попросить солдат, чтобы его проводили к женщине, взявшей ребенка, но заранее
знал, что слова его будут впустую. Он протянул руки, предоставив делать с
ними все, что угодно. Глаза его были прикованы к ставням окна, сквозь
которые проникало мерцание свечей, горевших у изголовья умершей. Знает ли
она, что происходит со мной сейчас? -- спрашивал он себя -- или же душа ее
отлетела так далеко, что уже не имеет ничего общего с этим миром? Все его
желания слились в одно -- чтобы душа Сарры была с ним, провожала в тюрьму и
на виселицу, и пришла за ним, когда он испустит последнее дыхание. Его,
однако, терзало сомнение: как быть, если, как сказано у Экклесиаста, мертвые
ничего не знают?... В таком случае даже смерть -- насмешка...
Всадники ехали шагом, и Яков следовал за ними. Вскоре они очутились за
городом, на дороге среди сжатых полей. Хотя Яков знал, что его ведут на
смерть, он глубоко вдыхал прохладный воздух. Не одни сутки он просидел с
больной, а затем -- с покойной и обессилел от затхлого воздуха и
бездействия. За годы рабства он отвык от телесной лени. Ноги жаждали
движения, руки требовали работы. Он шагал между двумя лошадьми, опасаясь как
бы они не сбили его с ног, не раздавили боками. Впрочем, думал он, уж лучше
такой конец, чем смерть от рук палачей. Яков хотел повторить про себя те
главы из Псалмов, которые помнил, и думать о том, о чем надлежит думать
человеку, идущему на смерть. Но солдаты отвлекали его своей болтовней. Они
несли какую-то чушь про девицу по имени Катя. Один, тот, кто был повыше --
это он арестовал Якова -- спросил:
-- Как ты думаешь, Чеслав, скольких мужиков она уже переимела?
-- Больше, чем волос у тебя на голове.
-- Она родила уже разок. Говорит, что от родного брата.
-- Можешь получить ее за полушку.
-- А ведь у нее есть жених.
-- Это все фокусы, брат ты мой, все фокусы. Один глазок улыбается тебе,
а другой -- твоему недругу. Она тебя всего исцелует, а как уйдешь, станет
плеваться и проклинать. А потом откроется священнику, что наступила на
накрест лежавшие соломинки...
-- Хорошо сказано! Последнее время она только и говорит что о
замужестве.
-- Почему бы и нет? Она станет твоей женой, -- это ей и надо. Ты
валяешься в казарме, а она делает, что ей нравится. Когда ты приходишь
домой, она жалуется, что животик у нее болит и велит натереть себя
скипидаром. С чужими они гуляют, а собственному мужу плачутся. Ежегодно она
тебе рожает ребятенка, и он такой же твой, как я -- твоя бабушка.
-- Но на ком-нибудь надо ведь жениться.
-- Зачем?
-- Может, жениться на этой кобыле?
-- Она была бы тебе более верной, чем Катя.
Как он так может говорить, когда только-что видел смерть? -- поражался
Яков. -- Неужели они никогда не думают о смерти? Неужели они не знают, какой
конец уготован человеку? Вот они ведут меня на виселицу, и им даже не придет
в голову спросить -- за что.
Говорившие, словно прочитав мысли Якова, замолчали. Лошади ступали
медленно, шаг за шагом. Якова проняла дрожь. Потом неожиданно на него
снизошло спокойствие, никогда доселе ему неведомое. Вот оно, небо. Такое же,
как всегда, созданное тем же Творцом, который создал всадника, а также его
лошадь, создавшего цепь -- чтобы она была крепкой... Внезапно Якова осенила
мысль, что ведь цепь можно разорвать! Где это сказано, что человек должен
дать вести себя на убиение? Он весь внутренне преобразился и почувствовал
сильное возбуждение. В нем пробудились сокровенные силы. Теперь он знал, что
ему делать. Он даже готов был рассмеяться.
Тем временем луна скрылась. Яков приблизился к лошади Чеслава и изо
всей силы пырнул ее локтем в живот, она испугалась и пустилась вскачь по
направлению к кустам. Высокий драгун закричал, схватившись за саблю. Но тут
Яков рванул цепь и вырвал ее вместе с куском седла. Лошадь метнулась в
сторону и также поскакала прочь.
Яков пустился по полю с прытью, удивившей его самого. Поблизости не
было подходящего места, чтобы спрятаться. Но драгунам, как видно, не
захотелось преследовать его по кочковатой и колючей стерне. Вскоре стало
тихо, и воцарилась тьма.
Необходимо добраться до леса, покуда не рассвело -- подумал Яков, -- но
в каком направлении бежать? Он бежал наугад, отдав себя на произвол судьбы.
За ним волочилась цепь. Он ощущал ее тяжесть на своих руках. И все же все
это похоже было на сон, -- он взял верх над сильными, порвал цепь рабства!
Но вот послышался лай собак -- верная примета, что вблизи деревня. Он резко
свернул в сторону. Не дамся! Не попадусь в ловушку! Глаза его искали что-то
на земле. Вот он остановился, подобрал камень в ударил им по обрывку цепи у
самого запястья. Затем выкопал пальцами ямку и закопал свалившуюся цепь,
словно собака -- кость. В полудремоте он сознавал, что находится в поле,
но... вот каким-то образом очутился в Юзефове! С удивлением он узнал, что
Гершон женился на вдове из Хрубичева. Возможно ли это? Ведь жена Гершона не
умерла. Разве не действует запрет многоженства? Пытаясь как-то разобраться
во всем этом, Яков брел и брел. Земля и небо во мраке смешались. Он услышал
пение и сразу понял, что голос этот наверняка не принадлежит ни одному
живому существу, то был голос самой ночи. Что-то влажное и теплое хлынуло
ему на лоб. Земля под его ногами словно заколыхалась. Он шел и у него
подламывались ноги. Потом ему стало казаться, что они вовсе не имеют
никакого отношения к его телу. Тут Яков увидел кроваво-красное, пылающее
пятно. Клуб дыма, окруженный розовым ореолом, метнулся вверх. Как будто он
приближался к горящей деревне. Он упал ничком, и в то лее мгновение им
овладел глубокий сон.
Когда Яков очнулся, был уже день. Среди голых полей клубились волны
тумана. Громко каркая, пролетела ворона. Слева, у самого горизонта тянулся
лес, Из-за него, как голова новорожденного младенца, подымалось солнце.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев