Владимир Афанасьевич активно привлекает к пополнению музея односельчан, творчески подходя к этому делу.
— Появилась идея собрать военную форму, и я начал ходить по домам. Некоторые, особенно десантники, «фестивалили» до сих пор. Я говорю: «У вас дети уже в армии служат, а вы всё еще фестивалите! Уже пора заканчивать, забираю форму вашу». Забрал. Но один товарищ форму-то отдать отдал, но как август — приходит и просит: «Владимир Афанасьевич, дай хоть день пофестивалю». На день даю, но завтра приду и заберу!» Это лучшие люди, элита наша…
— В этом году сделал выставку «Города-герои». Много экспонатов привозил с учениками. Даже землю с Мамаева кургана привезли. Ее берешь, а она на землю-то не похожа, там больше осколочного железа, чем земли.
У нас тоже немало находок — нашли револьвер в Нижнеомском районе. Котелок из нержавейки времен войны привез участник войны из Шагаловки. В Советском Союзе в то время нержавейки не было. Это американский котелок, и знак стоит.
В Светиловке работала полевая бригада, и была у них большущая пепельница из снаряда, окурки туда бросали. Я забрал.
Среди экспонатов — ботинки рабочих трудармии на березовой подошве. Такие ботинки шил местный сапожник, который воевал под Сталинградом. После ранения его комиссовали, и, вернувшись на родину, обеспечивал удобной, прочной обувью односельчан.
С мест ожесточенных боев за освобождение Ленинграда на Синявинских высотах привезены осколки снарядов, саперная лопатка и… крышка от котелка. Котелок немецкий, но найден был в окопах наших солдат. Его история зафиксирована на крышке: надпись латиницей, имя немецкого солдата Аугуст, перечеркнута и родной кириллицей нашим солдатом написано «Васильев». Я эти надписи тщательно изучил под микроскопом.
ЗАЛ ТРУДОВОЙ СЛАВЫ
Сельский труд достоин внимания и уважения не меньше, чем ратные подвиги отцов и дедов. Чтобы сохранить память о том, какими средствами совсем недавно доставался людям хлеб, Ромей организовал в своем музее зал трудовой славы, где собраны экспонаты, свидетельствующие о нелёгком крестьянском труде. Многие вещи попали на музейные витрины самым нетривиальным образом — из груды металлолома, например. Плуг, который в своё время тянули лошади, для современных ребят диковина, а Владимир Афанасьевич отлично помнит, как в классе шестом-седьмом сам на таком работал — картошку сажал.
Нет комментариев