САМОМНЕНИЕ
Конечно, из Учения мы знаем, насколько самомнение пагубно, но ценно видеть, как именно это свойство отмечалось всеми Учениями как наиболее губительное. Также вспоминаются и дни Е.П.Блаватской, и особенно яркий случай с известным ученым-санскритологом и блестящим лектором на оккультные темы Дайананд Сарасвати, который достиг высоких степеней как ученик и даже рассматривался как надежда всей Индии, и тем не менее он не смог удержаться на трудном пути, поддался самообольщению, пренебрег Указаниями и, утратив все способности свои, дошел до полного крушения. Трогательно читать в «Добротолюбии», как ограждались Высшей Иерархией Великие Духи от этой пагубы. И чем выше был Дух, тем более пеклись о нем Светлые Силы, чтобы он не поддался этому истинно дьявольскому искушению. В этом особенно интересны примеры из жизни Великого Св. Антония. Привожу Вам один наиболее характерный: «Насколько самомнение пагубно, столь же, напротив, спасительно самоуничижение. Это представляет пример башмачника, о котором Св. Антоний имел указание Свыше. Св. Антоний молился в келии своей и услышал Глас, говоривший ему: "Антоний! Ты еще не пришел в меру такого-то башмачника в Александрии". Св. Антоний пошел в Александрию, нашел этого башмачника и убедил его открыть, что есть особенного в его жизни. Тот сказал: "Я не знаю, чтобы когда-нибудь делал какое-либо добро; почему, вставши утром с постели, прежде чем сяду за работу, говорю: все в этом городе от мала до велика войдут в Царствие Божие за свои добрые дела; один я за грехи мои осужден буду на вечные муки. Это же самое со всею искренностью сердечною повторяю я и вечером, прежде чем лягу". Услышав это, Св. Антоний сознал, что точно не дошел еще в такую меру». Может быть, для нас это звучит немного наивно, но сущность выражена ясно. Да, родные мои, всем духом, всем сердцем чую весь ужас самомнения. Ярче, чем когда-либо, понимаю, что власть есть именно жертва, есть великое самопожертвование и смирение. Именно принявший власть должен уметь отдать всем должное, понять и простить все заблуждения и явить великое обуздание своих личных чувств. Он должен уметь иногда даже подавить справедливое возмущение духа, чтобы не разрушить построение и тем не причинить еще большего вреда. В связи с этим я люблю вспоминать выдержки из «Основ Буддизма» – диалога Будды: «Произносит ли Благословенный слово, которое справедливо, разрушительно и неприятно?» – «Нет». – «Если оно справедливо, полезно и неприятно?» – «Да, если Он находит это нужным». – «Если справедливо, полезно и приятно?» – «Да, когда Он находит время для этого подходящим»
Письма Е.И.Рерих
Нет комментариев