Куц побеждает в забеге на 5000 м на Олимпийских играх 1956 года в Мельбурне
Олимпиада началась 22 ноября 1956 года, но за три дня до её открытия произошёл инцидент, который едва не лишил Куца возможности выйти на старт. Куц был заядлым автолюбителем, и незадолго до отъезда в Австралию купил автомобиль «Победа», но вдоволь наездиться не успел, и решил, что сможет наверстать упущенное за океаном – времена были уже не такими суровыми. В Австралии, как известно, руль у машин справа. Вот в такой праворульный «шевроле» с мощным мотором Куц и уселся, и тут же въехал в забор. Досужие репортёры моментально пронюхали об аварии, и раструбили, что травмы у Куца столь тяжёлые, что он, чуть ли не при смерти, и ни о каких соревнованиях речи быть не может.
Но 23 ноября Куц, как ни в чём не бывало, появился на старте, заставив зрителей думать, что газетчики в очередной раз обманули почтеннейшую публику. Никто не знал, что под формой у Куца было множество мелких ран от аварии, и что бежать ему просто больно. Да и вообще мало кто ожидал, что даже и здоровый 29-летний бегун – по тем временам в критическом спортивном возрасте – возьмёт обе стайерских дистанции – «пятёрку» и «десятку».
В забеге на 10 км Куцу противостоял британец Гордон Пири, который незадолго до Олимпиады обыграл Куца на «пятёрке», да ещё и мировой рекорд установил. Под проливным дождём Пири, отсидевшись за спиной, обогнал лидировавшего всю дистанцию Куца. Это только разозлило Куца, и в Мельбурне он задёргал Пири своими рывками и замедлениями. Пири был готов на что угодно, лишь бы не лидировать, а Куц внезапно почти встал. Все решили, что русского покинули силы, что журналисты не совсем наврали, а это был своеобразный лёгкоатлетический сюрпляс. Пири был вынужден вести забег, сил на финиш у него не хватило, и он пришёл только восьмым. А Куц финишировал первым, как обычно вскинув руку вверх.
28 ноября Куц одержал вторую победу. Но этого могло и не случиться – первое «золото» далось Куцу очень дорого: врачи обнаружили у него в моче кровь. Для восстановления организма времени не было – через пять дней предстояло бежать 5 км. Сопровождавший сборную чиновник из Спорткомитета считал, что Куц не должен бежать – он опасался заведомого поражения, за которое его, чиновника, по головке бы не погладили. Но Куц был уверен в победе. Англичане боролись против него всей командой, но Куц, со старта убежал вперёд, и снова победил, став первым советским бегуном – двукратным олимпийским чемпионом. Так, как Куц в мире никто не бегал – резкий старт, замедление, плавное торможение, финишный рывок, и гордо вскинутая на финише рука. Эта тактика и принесла Куцу в Мельбурне два «золота». На закрытии Игр Куц нёс советское знамя.
Для нашей страны Игры сложились очень удачно – на всего лишь второй своей летней Олимпиаде сборная СССР, завоевав 37 «золота», 29 «серебра» и 32 «бронзы», заняла первое место, обойдя США, у которых было, соответственно, 32, 25 и 17 медалей.
До той Олимпиады зрители не жаловали стайерский бег – зрелище, сказать по правде, и сегодня довольно скучное, а яркого финиша с борьбой до последнего метра поди ещё дождись – очень часто бегун финиширует в гордом одиночестве, и тут же падает без сил. От телевизора ещё можно отойти, а со стадиона куда уйдёшь? Поэтому стайерские забеги проходили, как правило, при полупустых трибунах. Куц со своим «рваным» бегом сделал этот вид лёгкой атлетики зрелищным и весьма популярным – в достаточно нудном зрелище появились эмоции, появился нерв.
На Родине Куца наградили орденом Ленина – геройских звёзд в то время спортсменам ещё не давали. В 1957 и 1958 годах Куц признавался лучшим среди всех спортсменов мира.
После Олимпиады
Олимпиада в Мельбурне стала пиком карьеры Куца. После неё Куц восстанавливался почти год – спортивные подвиги на грани возможного бесследно не проходят. В то время спортивно-медицинские методики были ещё в зачаточном состоянии, Куц исчерпал свой ресурс, и, как будто, исчез не только со спортивных арен, но и со страниц советских газет. Мировая пресса недоумевала – то ли Куц эмигрировал, то ли вообще арестован.
Но причины исчезновения Куца были куда прозаичнее – состояние здоровья. Летом 1957-го он угодил в госпиталь. После Олимпиады его мучили желудочные боли, и, что самое страшное, стали отказывать ноги – это было следствием того давнего обморожения. Врачи много раз говорили Куцу, что, если он хочет жить, нужно бросить бегать. Куц бегать не бросил.
Нет комментариев