Холодная война потребовала создания новых военно-транспортных самолётов большой грузоподъемности, на которых солдат и грузы можно было бы не только перевозить, но с которых можно было бы осуществлять десантирование и солдат, и военной техники. Спешная переделка под эти цели бомбардировщиков и пассажирских Ли-2 решала проблему лишь частично и на короткий срок.
В СССР специальных транспортных самолетов никогда не строили. Первенцем стало ОКБ Антонова, которого в 1952 г. перевели в Киев. Уже через четыре года над головами зрителей, собравшихся на параде в Тушино, пролетел двухмоторный турбовинтовой «летающий кит» Ан-8, способный перевезти 11 тонн груза или 40 десантников с волной экипировке со скоростью 450 км/час. У самолета была широкая аппарель, через которую десантирование могло производиться как парашютным, так и посадочным способом. Самолёт имел высокое расположение крыла, которое станет визитной карточкой ОКБ Антонова. С чувством юмора у Олега Константиновича всегда было всё в порядке, и на вопрос, почему у всех его самолётов крылья расположены сверху, он резонно отвечал, что самолёт – это птица, а птиц, у которых крылья снизу, не бывает.
Всего через год после «летающего кита» в воздух поднялся четырехмоторный двадцатитонник Ан-12. При разработке этого самолёта Антонов учёл, что будущая военная техника будет более громоздкая, чем современная, и сделал фюзеляж и аппарель больше, чем у Ан-8. На основе Ан-12 построили пассажирский Ан-10, рассчитанный на 112 пассажиров или 100 десантников. Однако неприхотливость Ан-10 сыграла с ним злую шутку: в гражданской авиации его стали использовать в самых тяжёлых условиях, а это привело к быстрому износу конструкции и моторов. После катастрофы в Харькове в 1972-м все Ан-10 сняли с линий. С тех пор Антонов особое внимание уделял увеличению сроков службы конструкции, узлов и механизмов, их усталостной прочности.
В декабре 1957 г. Совет Министров СССР принял постановление о постройке пассажирского самолёта, способного перевозить 50 пассажиров или 6,5 тонн грузов на расстояние до 1900 км без посадки. В 1959 г. такой самолёт – двухмоторный турбовинтовой Ан-24 был создан. При конструировании самолёта Антонов использовал разработки Киевского института электросварки им. Патона. В 1962 г. Ан-24 вышел на авиалинии страны. За годы эксплуатации Ан-24 претерпел множество модификаций, на его основе был создан транспортный Ан-26 с грузовой аппарелью и первый в СССР специальный самолёт для аэрофотосъемки Ан-30.
В 1965 г. на авиакосмическом салоне в Ле-Бурже весь мир буквально потряс четырёхмоторный турбовинтовой самолёт Ан-22, полезная нагрузка которого составляла 100 тонн – в мире самолёты, способные на такое, появились лишь спустя два года. За создание машины, получившей прозвище греческого великана «Антей», 5 февраля 1966 г. Олег Антонов был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
В середине 70-х авиационные власти Индии, уже имевшие опыт работы с Ан-12, заказали ОКБ Антонова более легкую машину, примерно такую же, как Ан-26 для полётов в условиях высокогорья: у Ан-26 не хватало мощности моторов для полётов в разряжённом воздухе. Антонов решил задачу просто и элегантно: на новый самолёт были установлены моторы от Ан-12 и увеличен диаметр воздушных винтов, которые были немного сдвинуты от фюзеляжа, чтобы винты не задевали фюзеляж. Всё это позволило вполовину увеличить мощность силовой установки. В 1976-м новый самолёт Ан-32 взлетел с аэродрома в Гималаях, находящегося на высоте более четырёх километров и выполнил в воздухе всё, что хотели индийцы. Ан-32 стал единственным советским самолётом, который с самого начала создавался на экспорт. В СССР он никогда не эксплуатировался: для равнины мощность моторов просто избыточна. Даже спустя 25 лет в мире нет самолёта, который мог бы взлетать и садиться в условиях гималайского высокогорья.
В силу существовавшей в те годы в СССР системы финансирования, не потраченные на разработку заказанного государством самолёта у ОКБ изымали, а финансирование на следующий год сокращали. Чтобы избежать этого, Антонов предложил военным проект военно-транспортного самолёта. Два турбореактивных двигателя были расположены достаточно высоко и, если смотреть на самолёт спереди, напоминали большие уши. Вот за эти «уши» лётчики прозвали самолёт «Чебурашкой». Военные по достоинству оценили прекрасные лётно-технические качества самолёта, он был принят на вооружение и до сих пор используется в Военно-космических силах России.
Нет комментариев