Время, однако, показало, насколько мудр и прозорлив был Старостин: Бесков начал строить команду «с нуля», и поставил игру, которой потом восхищались все, даже те, кто «Спартак» на дух не выносил. В «Спартаке» уже давно назрела смена поколений, но рассчитывать на «звёзд» из других команд не приходилось: кто ж по доброй воле пойдёт в Первую лигу, да ещё и в команду с неясными перспективами. Бесков был вынужден собирать по всей стране либо молодых футболистов, либо тех, от кого другие клубы отказались, не разглядев таланта. Так в «Спартаке» оказались полузащитники Юрий Гаврилов, который прозябал в «Динамо» и Сергей Шавло из заштатной рижской «Даугавы», 22-летний защитник Олег Романцев из Красноярска, где прекрасно играли в хоккей с мячом, но футбола сроду не было, 29-летний нападающий Георгий Ярцев из захолустного костромского «Спартака», молодой вратарь Ринат Дасаев из астраханского «Волгаря». Спартак играл не ровно – за яркими победами следовали нелепые поражениями, но, при всём при этом он, единственный в Первой лиге за все годы её существования, собирал полные стадионы и в Москве, и в других городах. В мае 1977-го в первом круге «Спартак» приехал в Свердловск, я с огромным трудом достал два билета, и мы с другом, болельщиком тбилисского «Динамо» воочию убедились в том, что Бесков превращает «Спартак» в очень красивую команду. Да, в том матче победил «Уралмаш» – 2:1, но «Спартак» был очень хорош! В 38 матчах подопечные Бескова забили 83, а пропустили 42 гола, и такая тенденция сохранилась надолго – «Спартак» всегда много забивал и много пропускал. Короче говоря, в Первой лиге «Спартак» не задержался, и вышел в Высшую лигу с первого места.
Вот в такую бесшабашную команду, игра которой строилась не на жёстких тактических схемах, а на интуиции и импровизации игроков, и пришёл Фёдор Черенков, и оказался там как нельзя к месту. Черенков вместе с Гавриловым, который, несмотря на свою внешнюю несуразность и неуклюжесть, мог одним пасом отрезать полкоманды соперника, Сергеями Шавло и Родионовым, Вагизом Хидиятуллиным и стал определять игровое лицо команды на долгие годы. Фирменным приёмом «Спартака» стали «стенки», короткий и средний пас. Про тогдашний «Спартак» не без основания говорили, что много мячей он забивает в пустые ворота, когда отыграны все – и защитники, и вратарь, и спартаковцу, завершающему атаку, остаётся лишь подставить ногу, когда и ребёнок не промахнется, когда проще забить, чем не забить. Во многом такую лёгкость в игре обеспечивал своими действиями на поле Фёдор Черенков. Он почти всегда ставил в тупик соперников, легко обыгрывал, и острым пасом выводил партнёра к чужим воротам. На мой взгляд, игру Черенкова можно охарактеризовать многими эпитетами, но одним из них будет «романтичный». Со своей простецкой внешностью на поле Фёдор был настоящим интеллигентом, он никогда не грубил, никогда не выпрашивал штрафных для соперника, никогда не симулировали: если он упал, значит, его точно сбили. В первом после возвращения в Высшую лигу сезоне «Спартак» занял 5-е место, а в кудрявого полузащитника, игравшего под священным для любой команды номером 10, влюбилась вся страна. А следующий сезон стал и для «Спартака», и для Фёдора Черенкова, вышедшего на первые роли в команде, чемпионским. Эта победа стала для «Спартака» 10-й, юбилейной. Хотя в том сезоне Черенков никаких индивидуальных призов не получил, вклад его в общую победу был огромен. «Спартак» обменялся очками с серебряным призёром «Шахтёром», и дважды обыграл своего принципиальнейшего соперника киевское «Динамо». К слову сказать, Кубок страны выиграло тбилисское «Динамо», ставшее через полтора года обладателем Кубка Кубков, победив в финале команду «Карл Цейс» из восточногерманского города Йена.
Нет комментариев