1988-й год был для Дасаева особенно успешным. Он стал героем Чемпионата Европы. В восьми отборочных матчах с командами ГДР, Франции, Исландии и Норвегии сборная СССР одержала 5 побед и трижды сыграла вничью, забив 14 и пропустив только 3 гола. В финальной части турнира в ФРГ в первом матче был побеждён будущий чемпион – сборная Нидерландов – 1:0, матчи с Ирландией закончился вничью 1:1, с Англией – 3:1. Из группы сборная СССР вышла с первого места, в полуфинале обыграла итальянцев 2:0 и вышла в финал. Вклад в этот результат Дасаева, отстоявшего все матчи от звонка до звонка, был очень велик: защитники были уверены в своём вратаре.
В финале большинство специалистов предпочтение отдавали голландцам, в составе которых были такие звёзды, как Марко Ван Бастен, Рууд Гуллит, Франк Райкард, Рональд Куман. Однако те же специалисты заявляли, что победа сборной СССР их ничуть не удивит. Начало матча обескуражило: Валерий Лобановский избрал откровенно оборонительный вариант игры, и команда, отступив от главного принципа своего тренера: «пока мяч у нас, нам не забьют», отдала мяч сопернику, уповая на быстрые контратаки Олега Протасова и Игоря Беланова. В результате огромная нагрузка легла на защитников, в рядах которых была серьёзная потеря: киевлянин Олег Кузнецов пропускал матч из-за жёлтой карточки, полученной в полуфинале. Его место занял полузащитник Сергей Алейников, в результате чего сборная потеряла и защитника, и полузащитника, а нападение оказалось отрезанным от остальной команды. На 34-й минуте защита грубо ошиблась, и Гуллит в упор головой расстрелял Дасаева. На 54-й минуте ван Бастен забил один из своих сумасшедших голов, на которые он был большой мастер. Мяч слева по высокой траектории полетел на противоположный фланг, защитники не оценили ситуацию, забыли, с кем имеют дело, и позволили ван Бастену с острого угла пробить слёта, не опуская мяч на землю. Мяч по высокой дуге влетел за спину Дасаева, в дальний от него верхний угол. Думаю, ни один вратарь в мире этот мяч бы не взял. Но на то он и лучший вратарь мира, чтобы ему забивали именно такие мячи. Говорят, у каждого доктора есть своё кладбище. У каждого вратаря есть свои «пенки», которые лишали его команды побед и титулов. Но у любого вратаря есть голы, за которые ему не стыдно. Гол ван Бастена – один из таких.
После Чемпионата Европы Дасаевым заинтересовались многие европейские клубы. Железный занавес чуть-чуть приподнялся, и спортсменам стали разрешать уезжать за границу. Все контракты заключал Госкомспорт, получая за это большие деньги. Руководство «Спартака» решило, что Дасаеву лучше всего будет в испанской «Севилье», а испанцы, в свою очередь, заплатив за вратаря немыслимые по тем временам 2 млн. $, решили, что тридцатилетний Дасаев откроет им путь к еврокубкам. Сам Дасаев должен был получать огромные даже для футболиста 60 тыс. $ в год, что, конечно же, было сущей мелочью по сравнению с общей суммой сделки. Но ему ещё повезло: Александр Заваров, которого «Ювентус» купил за 5 млн. $, получал смешные 15 тысяч в год.
Про Хидиятуллина, перешедшего в «Тулузу», остроумные французы говорили, что им достался игрок мирового уровня по цене трамвайного билета: Хидя получал всего тысячу, нет, не долларов, а франков.
За «Спартак» Дасаев провёл 335 матчей, 229 – всухую. Рекорд в клубе до сих пор не побит, и многие недоумевали, зачем Дасаев едет в Испанию, как «Спартак» мог его отпустить. В то время «Севилья» была слабым клубом, но с большими амбициями, играла авантюрно, частенько оставляя Дасаева одного против двух-трёх соперников. Проблемы с языком не позволяли Дасаеву руководить защитой так, как он делал это на родине. Из-за языка он не смог влиться в коллектив, стал одиночкой. После двух сезонов Дасаева вытеснили из основы.
Он хотел вернуться в «Спартак», но контракт есть контракт. Дасаев терпел и мечтал о возвращении. Язык он выучил, но отсутствие дисциплины принять не смог.
В 1985-м Ринат первый раз женился: его избранницей стала очень красивая гимнастка Нэлли Гаас. Свидетелем на свадьбе был артист Александр Фатюшин, сыгравший в фильме «Москва слезам не верит...» хоккеиста Гурина. Через год родилась дочь Эмира, ещё через год – Кристина. В Севилью они уехали всей семьёй, Эмира стала чемпионом Испании по художественной гимнастике.
Нет комментариев