Работали колхозники за трудодни, денег им не давали, а рассчитывались натурой – овощами, зерном, иногда мясом. Кое-что, совсем мало, поскольку сил на них совсем не оставалось, приносили крохотные приусадебные участки личных хозяйств. Всего этого едва хватало на то, чтобы прокормиться до следующего урожая, и может быть, продав что-то на колхозном рынке, на вырученные деньги купить какой-то одежонки. Многие стремились уехать от такой жизни в города, где шло бурное строительство предприятий социалистической индустрии – электростанций, домен, заводов. Из всей «механизации» на строительстве были лопата, кирка и одноколёсная тачка, из «транспортных средств» – телега, запряжённая клячей, у которой от бескормицы рёбра выпирали наружу. Потому и требовала индустриализация десятки миллионов рабочих рук – как строителей, так и тех, кто потом будет работать на тысячах новых предприятий.
Одним из таких работников и стал Иван Немков: в 1931 году, в возрасте 15 лет, на излёте «сплошной коллективизации» он приехал в Москву, устроился на завод учеником слесаря, получил койку в общежитии, вступил в комсомол, а уже через три года достиг очень высокой квалификации, его портрет красовался на «Доске почёта». Работая на заводе, Иван учился в школе рабочей молодёжи, и ходил в аэроклуб, строил лёгкие планеры и летал на них.
Курсант военно-авиационной школы
В 1935-м Иван Немков стал курсантом военно-авиационной школы в Ейске на берегу Азовского моря недалеко от Таганрога. Место расположения школы было выбрано не случайно: школа готовила пилотов и лётчиков-наблюдателей – летнабов. Это было первое в Российской империи учебное заведение, готовившее лётный состав и технический персонал для морской авиации. В разное время школу окончили несколько десятков Героев Советского Союза, в том числе известный полярный лётчик, участник операции по спасению челюскинцев Сигизмунд Леваневский. После войны в школе учились будущие лётчики-космонавты СССР, многие Герои Советского Союза и России.
Морская авиация – это особая каста, элита элиты. Море ошибок не прощает: у сбитого над сушей лётчика есть парашют, и, даже если он воспользуется им над территорией врага, остаётся шанс выжить и вернуться в строй. У пилота морской авиации парашют тоже есть, но шансов выжить куда меньше, чем у «сухопутного» коллеги: даже в тёплой летней морской воде спастись практически невозможно, ведь ни специальных спасательных средств, ни запаса воды и продовольствия у лётчиков не было. До того момента, как его отыскивали с воздуха, мало кто доживал. Что уж говорить о зимних условиях, когда температура воды опускалась до + 4 – в такой воде человек умирал минут через 10.
Весной 1938 года на базе 27-й отдельной авиаэскадрильи Балтийского флота был сформирован 1-й минно-торпедный авиаполк. Командиром полка назначили выпускника той же лётной школы, что и Немков, майора Евгения Преображенского, будущего Героя Советского Союза, генерал-полковника авиации, который лично вёл самолёты на Берлин в августе 1941 года. Полк был вооружён дальними двухмоторными бомбардировщиками ДБ-3ф (с 1942 года – Ил-4), разработанными в конструкторском бюро Сергея Ильюшина.
Советско-финская война
30 ноября 1939 года началась советско-финская война. Полк, в котором служил Немков, принял участие в боевых действиях с первого дня – несколько бомбардировщиков вылетели в район полуострова Ханко, где по данным воздушной и сухопутной разведки базировались два броненосца береговой обороны Финляндии – «Вяйнямёйнен» и «Ильмаринен». Это были самые мощные корабли финского флота: их водоизмещение составляло 4 тыс. тонн, на вооружении были 4 пушки калибра 254 мм с дальностью стрельбы 31 км, и 8 орудий калибра 105 мм. Прикрывать корабли с воздуха финнам было просто нечем: советская авиация имела многократное превосходство. Однако броненосцы сменили дислокации, бомбардировщики их не нашли, и сбросили бомбы на Хельсинки. (К слову сказать, такое повторялось несколько раз: воздушная разведка обнаруживала финские корабли, сообщала координаты, но корабли уходили на пару миль в сторону, а низкая балтийская облачность не позволяла экипажам боевых самолётов их обнаружить. Броненосцы остались невредимы и в ходе советско-финской войны 1939-1940 годов, и во время Великой Отечественной войны, и были переданы Советскому Союзу в 1946-м). Особыми успехами в той войне советские лётчики похвастаться не могли, тем не менее, некоторым было присвоено звание Героя Советского Союза, а лейтенант Немков получил орден Боевого Красного Знамени.
Комментарии 5