Сведения о бунте в Новочеркасске в советских архивах засекречены и сегодня. Позорная страница в истории Союза была бы еще более страшной, если бы не совесть генерала Шапошникова, который отказался выдвигать танки против бунтовщиков. Тем самым красный генерал спас множество жизней. За это он расплатился карьерой. В 1962 Матвей Шапошников поступил по-человечески, а вот все остальные властьимущие так поступать не захотели.
Из шахтеров в военные В Воронежской губернии в 1906 родился Матвей Шапошников. Выходец из крестьянской семьи о военной карьере поначалу не помышлял. После «семилетки» Матвей подался работать на Криворожские рудники. От бутовщика доработался до забойщика.
Так бы и трудился Матвей забойщиком, если бы на рудники не приехал военный агитатор из Одессы. Шапошников тогда решил пойти в армию. Окончил школу РККА. Стал «танковым» командиром роты.
Потом началась Советско-финская война, далее уже в Отечественную он сражался под Сталинградом. Война для Матвея закончилась в Альпах, где он воевал в звании генерал-майора. В мирное время генералу Шапошникову доверили Северо-Кавказский округ. Но с окончанием боевых действий испытания в жизни Матвея не закончились.
Ни молока, ни мяса При Хрущеве в Союзе стало не хватать мяса с молоком. В 1962 были утроены цены на товары из повседневной продуктовой корзины. Никому не понравилось подорожание, но бунт случился только в Новочеркасске из-за неудачного стечения обстоятельств.
Электровозостроительный завод был тогда в городе градообразующим. Иной работы почти не было. И во время увеличения цен рабочим завода увеличили норму выработки на треть. Зарплаты рабочих «похудели», им стали недоступны многие товары в магазинах.
На один день люди устроили забастовку и остановили завод. Они спрашивали директора о том, а на что им с семьями жить. Неумный и разгневанный управленцем бросил толпе:
«Жрите пирожки с ливером, если нет денег на мясо!». Именно после этой фразы ситуация вышла из-под любого контроля.
В Москву о ситуации с рабочими доложили как об антисоветском мятеже, хотя политических лозунгов никто не выкрикивал. Люди просто хотели кормить свои семьи. В Москве к «антисоветчине» отнеслись серьезно.
Поскольку для отражения внешней угрозы в стране накачивали силами и средствами только армию, у страны Советов не было внутренних подразделений для борьбы с мятежами. Конечно, работали КГБ и МВД, но они занимались отдельными личностями.
Хрущев отдал приказание — вводить в Новочеркасск войска. Ближайшие гарнизоны разогнали рабочих по домам. Почта, телеграф и банк снова оказались под военным контролем. Но группа рабочих сдаваться не собиралась. Когда они собрались снова, был отдан роковой приказ стрелять выше голов. Вот только выше голов людей находились деревья, а на этих деревьях сидели местные мальчишки, которым было любопытно посмотреть на происходящее. Но стрелявшие выше голов солдаты об этом не знали. Мальчики попадали на землю замертво.
Увидев гибель детей, разъяренные мятежники кинулись на военных. По ним стали палить автоматными очередями. Два дня длилось противостояние. Погибло 26 человек, а 87 были ранены. Это официальная версия. Но есть сведения, что погибших и пострадавших было куда больше. Офицер, что отдал приказ палить выше голов, узнав о гибели мальчишек, застрелился перед строем. После двухдневной стычки ничего не закончилось. Огромное количество людей с портретами Ленина вышли к зданию администрации снова. Чтобы добраться до нужного здания, бунтовщики должны были пройти мост через местную реку.
Блокировать им проход должно было подразделение Шапошникова на танках. Когда колонна мятежников приблизилась, генерал Плиев сказал Шапошникову, чтобы тот направил на людей танки. Но Матвей отказался. Он пояснил, что не видит противника, которого бы стоило давить гусеницами.
До выезда на танках генерал Шапошников приказал своим солдатам разрядить все оружие, а боевые патроны сдать командирам. Стычки с населением города продолжались еще несколько дней. В итоге Плиев запустил на заводы солдат для контроля над рабочими и ввел комендантский час. Тогда все закончилось.
Генерала Шапошникова потом выкинули из армии, из партии и судили, но решили не выносить приговор, так как его былые военные заслуги были огромными. После событий Матвей писал в газеты и известным личностям, излагая свою версию, но его письма никто не рискнул опубликовать.
Всех погибших тогда, а также нескольких казненных мятежников и Шапошникова впоследствии реабилитировали. Генерал скончался в 1994. Если бы не его решения, то жертв в Новочеркасске были бы не сотни, а тысячи.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев