Жыгыщхьэм ису урысхэм езауэ шапсыгъ щ1алэр къаплъэри фочи имы1ыгъыу къайзауэми ящымыщу ик1и мышынэу къаплъэрэ зыгуэр иц1алэу щыс л1ыр къилъэгъуащ. Абы ищ1эр шапсыгъ щ1алэм ф1эгъэщ1эгъуэн хъури жыгыщхьэ защ1эк1э къак1уэурэ л1ым и щ1ыбагъым къыдыхьэри ищ1эм еплъащ,сурэтыщ1 1эзэ Айвозовскэм зауэр зэрек1уэк1ыр сурэту ищ1ыу арат. Айвозовскэм ищ1 сурэтыр и щ1ыбагъ къыдэува щ1алэм ещхьыркъабзэт. Щ1алэр фочыпэк1э сурэтыщ1ым и дамащхьэм теу1уэри къызэригъэплъэк1ащ -"Уэ насып уи1эти сэ сэщхьыу уощ1 армырамэ узук1ынт",- жи1ащ шапсыгъым - "уэ дауи мыр пащтыхьым ебгъэлъагъунущ, уи сурэтым и гъусэу ирелъагъу дэ шапсыгъхэм лъыр зэрыдгъажэр"- жи1эри и 1э у1эгъэм къыпыж лъыр Айвазовскэм ищ1 сурэтым и к1апэм трик1ащ - "же1э а уи пащтыхьым зы шапсыгъ закъуэ дыкъэмынэху ди хэкур зэрытхъумэжынур" - жи1эри жыгым дэжейри жыгыщхьэ защ1эк1э шапсыгъыдзэм яхыхьэжащ. А лъыр зэрык1эрылъыу а сурэтыр Айвазовскэм и музей Ялтэ дэтым щ1этщ. (Дискым тезытхэжар Мэш Исмелщ)
Но вот пришло время высадки. Айвазовский лично хотел принять в ней участие. В последний момент обнаружили, что художник совершенно безоружен (еще бы!) и ему выдали пару пистолетов. Так Иван и спустился в десантную шлюпку — с портфелем для бумаг и красок и пистолетами за поясом. Хотя его шлюпка в числе первых причалила к берегу, лично Айвазовский бой не наблюдал. Через несколько минут после высадки был ранен приятель художника — мичман Фредерикс. Не найдя врача, Иван сам оказывает раненому помощь, а потом на шлюпке доправляет на корабль. Но по возвращению на берег Айвазовский видит, что сражение почти окончилось. Он не медля ни минуты принимается за работу. Впрочем, передадим слово самому художнику, который в журнале «Киевская старина» описывал высадку почти сорок лет спустя — в 1878 году: «…Берег, озаренный заходящим солнцем, лес, далекие горы, флот, стоящий на якоре, катера, снующие по морю, поддерживают сообщение с берегом… Миновав лес, я вышел на поляну; здесь картина отдыха после недавней боевой тревоги: группы солдат, сидящие на барабанах офицеры, трупы убитых и приехавшие за уборкой их черкесские подводы. Развернув портфель, я вооружился карандашом и принялся срисовывать одну группу. В это время какой-то черкес бесцеремонно взял у меня портфель из рук, понес показывать мой рисунок своим. Понравился ли он горцам — не знаю; помню только, что черкес возвратил мне рисунок выпачканным в крови… Этот «местный колорит» так и остался на нем, и я долгое время берег это осязаемое воспоминание об экспедиции…».
Какие слова! Художник увидел все — берег, заходящее солнце, лес, горы и, конечно, корабли. Чуть позже он написал одну из лучших своих работ «Десант у Субаши». А ведь этому гению угрожала смертельная опасность во время высадки! Но Судьба берегла его.
Высадка русского десанта 3 мая1839 г. в устье реки Шахэ под командой Раевского где находилось шапсугское поселение Субаши. Крепость Головинка основано на этом месте (Шахэпэ).


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев