Российское законодательство не позволяет обвиняемым, скрывающимся от правосудия за границей и объявленным в международный розыск, давать показания по видеосвязи, уравняв их в этом праве с обвиняемыми, участвующими в деле на территории РФ.
Обвиняемый в мошенничестве и организации преступного сообщества, объявленный в международный розыск и заочно арестованный оспорил конституционность п. 3 ч. 2 ст. 38, ст. 189.1, ст. 453 УПК. По его мнению, эти нормы позволяют следователю лишать обвиняемого за границей возможности защищаться, в том числе давать показания дистанционно, в частности из Израиля, куда он въехал до возбуждения дела. Ранее следователь, руководитель следственного органа и российские суды отказали в допросе по ВКС и приобщении к делу нотариально заверенных показаний, данных защитнику в Израиле.
Конституционный суд отказал в рассмотрении жалобы. Указал, что реализация процессуальных прав обвиняемым требует соблюдения установленных законом процедур, включая очное участие. Уклонение от следствия и суда препятствует правосудию и является сознательным ограничением своих прав со стороны обвиняемого.
Уклонение от правосудия не может считаться правомерным поведением и служить основанием для предоставления скрывшемуся обвиняемому дополнительных прав или гарантий в виде дистанционного допроса, по сравнению с теми, кто закон соблюдает. Это нарушило бы принцип равенства перед законом и судом и поощряло бы злоупотребление правом.
Ст. 189.1 УПК разрешает дистанционные следственные действия только с использованием систем ВКС российских правоохранительных органов и в пределах РФ. Допрос лица, находящегося в международном розыске, заочно или дистанционно из-за рубежа законом не предусмотрен.
Следственные действия за границей возможны исключительно через официальные каналы правовой помощи по запросу российских правоохранительных органов и силами компетентных органов иностранного государства, на основе договоров или взаимности. Самостоятельный дистанционный допрос из-за рубежа таковым не является.
Оспариваемые нормы не ограничивают права обвиняемого на защиту. Они лишь устанавливают единый законный порядок их реализации. Права заявителя не нарушены. Он может явиться к следователю или дать показания через механизмы международной правовой помощи. Предоставление ему возможности дистанционного допроса из-за границы создало бы необоснованные привилегии и поощряло бы уклонение от следствия.
Таким образом, действующее российское законодательство не позволяет обвиняемым, скрывающимся от правосудия за границей и объявленным в международный розыск, давать показания по видеосвязи, уравняв их в этом праве с обвиняемыми, участвующими в деле на территории России.
Источник: https://www.ugpr.ru/news/8948-ks-obvinyaemyy-v-rozyske-ne-vprave-trebovat-doprosa-po-vks-iz-za-granitsy #профессиональный_адвокат #вадим_давыдов
#адвокат_по_уголовным_делам #опытный_юрист #адвокат_москва #помощь_юриста #адвокат_вконтакте #адвокат_одноклассники #адвокат_ок
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев