Проект федерального закона N 1179010-7
В Госдуму внесен законопроект, который полностью перекладывает на водосбытовые организации обязанности по организации коммерческого учета воды во всех помещениях МКД (по аналогии с электросчетчиками - с июля прошлого года все заботы об ИПУ электроэнергии легли на плечи гарантирующих поставщиков и сетевых организаций; причем авторы законопроекта сами указывают на этот "образец для подражания").
О замысле и целях проекта можно дискутировать (облегчение жизни потребителям VS ослабление РСО в сфере водоснабжения), однако нельзя обойти вниманием те правовые аспекты, которые формирует законопроект:
- законопроект касается только коммерческого учета воды в МКД (отметим, что в сфере электроэнергии сетям "отданы" все ИПУ электричества - хоть в МКД, хоть в частном доме). При этом не объясняется, почему реформа задумана только для части жилого фонда РФ, хотя ведь и квартира, и жилой дом - это равноценные, с точки зрения жилищного законодательства, объекты. Напомним, что это был серьезный аргумент во время общественной дискуссии о запуске системы капремонта МКД;
- из ЖК РФ предложено убрать норму (второе предложение ч. 1 ст. 157) о том, что в отсутствие ИПУ воды потребитель платит за воду по нормативу, да еще и с повышающим коэффициентом. Для многих МКД эта норма, действительно, станет не нужна, но ведь в индивидуальном жилфонде ничего не изменится, и для владельцев коттеджей без ИПУ воды расчет платы за коммунальную услугу водоснабжения сильно усложнится;
- авторы законопроекта уверяют, что проект разработан в целях возложения на организации водоснабжения и водоотведения ответственности за установку, обслуживание и ремонт счетчиков воды, потому что в достоверности и точности данных о потребленных ресурсах, прежде всего, заинтересована РСО. Между тем, из текста самого проекта следует, что, вероятно, оприборивать счетчиками горячей воды будет, в огромной части МКД, именно УК. Дело в формулировке - Закон о водоснабжении предложено дополнить нормой о том, что организации, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, в ходе обеспечения коммерческого учета воды для оказания коммунальных услуг по водоснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета воды в отношении МКД и помещений в нем, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета воды, в том числе не принадлежащих организациям, которые осуществляют ГВС, ХВС. Однако сам Закон о водоснабжении определяет организацию, которая осуществляет ГВС, так: лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы ГВС, отдельных объектов такой системы. При этом в МКД с ИТП или крышной котельной (а это все новостройки и большое количество домов "старого" фонда) система горячего водоснабжения является, согласно Закону о водоснабжении, нецентрализованной. В таком доме - если следовать логике Закона о водоснабжении - вообще нет организации, которая осуществляет ГВС. А на практике суды признают такими организациями именно УК. Выходит, что в домах с ИТП непонятно, кто должен будет заниматься ИПУ ГВС, и может быть, даже УК - следовательно, те же самые собственники и за свой счет, только через странную процедуру. Кстати, те же проблемы появятся и у МКД, которые берут воду из собственной скважины, - ведь и у них нет никого, кто эксплуатирует централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
- наконец, законопроект запрещает учитывать расходы водоканалов на приобретение ИПУ воды в составе тарифов на воду. Предполагается, что их финансирование осуществляется за счет собственных и привлеченных средств, а также загадочных иных не запрещенных законом источников. Но водоканал - не благотворительная организация; откуда у них средства на такие подарки населению? Возможно, авторы проекта намекают на субсидии из бюджетов различных уровней, - но в этом случае новые ИПУ воды фактически оплатят налогоплательщики, то есть те же собственники жилья - только вновь через странную и непрозрачную процедуру. Напомню, что с электричеством все иначе - затраты электросбыта на установку и замену ИПУ электроэнергии включаются в состав сбытовой надбавки согласно п 6.3 ст. 23.1 Закона об электроэнергетике, да и цель реформы коммерческого учета электроэнергии - это не столько облегчение жизни потребителю, сколько всероссийский переход на интеллектуальную систему учета электроэнергии, когда вместо "обычных" электросчетчиков повсеместно будут установлены одни только "умные", самостоятельно передающие показания, "отрубающие" свет должникам, предупреждающие о взломе и т.п.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев