Дополнение. Часть 2. (1-ю часть смотрите на сайте по ссылке)
Главная проблема 457года и 2300 вечеров и утр.
Традиционное понимание говорит: «На вопрос: «На сколько времени простирается это видение?» прозвучал ответ: «На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» (Дан. 8:14). Этот период очень длинный, потому что он начинается во времена Мидо-Персидской империи и охватывает временные рамки существования Греческой империи, а также языческого и папского Рима… 2300 вечеров и утр» (которые начинаются в 457г. до н.э.). (Элиас Брэйзил де Соуза. СШ, стр.99-100)
Но тогда возникает главное противоречие: Указ в 457 г. издан в эпоху овна - это Мидо-Персия, а небольшой рог появляется и начинает опустошительное нечестие под конец царства Греции. Поэтому отсчитывать 2300 от времени овна (Мидо-Мерсии) нельзя.
Ибо в 457г. небольшого рога еще не существовало.
Как период деятельности небольшого рога может иметь начальную точку отсчета во времена Мидо-Персии, если период его опустошительного нечестия начинается под конец царства Греческого? когда овна (Мидо-Персии) уже не существует.
* * *
Чем ограничен период 2300 вечеров и утр?
Есть мнение, что: «этот период не может быть ограничен только продолжительностью действий небольшого рога, поскольку понятие «видение» включает в себя временной период от овна до действий небольшого рога». (Элиас Брэйзил де Соуза. СШ, стр.99-100)
Но это не верно. В вопросе и ответе речь идет только о времени деятельности небольшого рога, ибо написано: «на сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии» (Дан.8:13)
Вопрошающий не говорит «на сколько времени простирается видение об овне, козле и небольшом роге?»
Вопрос касается только содержимого видения об опустошительном нечестии.
Поэтому этот период ограничен только деятельностью небольшого рога.
* * *
Чем святилище оскверняется и от чего очистится?
«И услышал я одного святого говорящего, и сказал этот святой кому-то, вопрошавшему: "на сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?"
«И сказал мне: "на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится".» (Дан.8:13,14)
(«Очистится» имеет значение по словарю «оправдается» или «справедливость». В связи с этим говорить именно об очищении святилища, которое происходит в Йом Кипур невозможно.)
От чего святилище очистится (оправдается)? Ответ кроется в вышеприведенном тексте – очищение святилища происходит от опустошительного нечестия и от попрания святыни и воинства. Очищение по тексту происходит от деятельности небольшого рога и его последствий. Во время попрания святилища, оно не может выполнять свои функции по отношению к грешнику и никакие грехи в этот период во святилище не вносятся. Поэтому очищение происходит не от грехов грешников, а от деятельности небольшого рога. В связи с тем, что небольшой рог «вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва…», то кровь и грехи не вносятся в это время во святилище, а значит процесса осквернения святилища грехами людей не происходило. (Дан.8:11)
От чего святилище очистится? – от опустошительного нечестия небольшого рога, а не от грехов обычных людей.
Читаем традиционное толкование:
«..папство заменяет ходатайство Христа на ходатайство священников. Посредством такого поддельного поклонения небольшой рог отнял у Христа заступническое служение и символически «разрушил само Святилище Его» (Дан. 8:11; ИПБ).»
И далее:
«Так как грехи в некотором смысле оставались в святилище, то в результате святилище осквернялось. Поэтому для очищения святилища от хранившихся в нем грехов требовался периодический процесс очищения. Он назывался Днем искупления и проводился раз в год (см. Лев. 16).
Почему небесное святилище нуждается в очищении? По аналогии мы можем сказать, что исповеданные грехи принявших Иисуса Христа были «перенесены» в небесное святилище подобно тому, как грехи кающихся израильтян были перенесены в земное святилище». (Элиас Брэйзил де Соуза. СШ, стр.97-98)
Теперь вопрос – Как в небесное святилище по этой теории попадали грехи, если небольшой «рог отнял у Христа заступническое служение и символически «разрушил само Святилище Его»?
Существует противоречие - рог отнял у святилища возможность принимать грехи грешников, но очищается святилище от грехов этих грешников, которые туда вносились.
* * *
Точка отсчета 2300 вечеров и утр.
«И услышал я одного святого говорящего, и сказал этот святой кому-то, вопрошавшему: "на сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?"
«И сказал мне: "на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится".» (Дан.8:13,14)
Если брать традиционное толкование, по которому 2300 вечеров и утр берут начало от 457 г. до н.э. тогда получается, что 2300 лет святилище было осквернено и в 1844 году началось его очищение.
Но тогда как можно брать за основу 457г. до н.э. если в этом году осквернение не началось, а наоборот вышел указ о восстановлении Иерусалима. Т.е. с 457г. началось восстановление Иерусалима и святилища, его освящение, и начался период выполнения святилищем его прямых функций – очищать грешников от грехов, если мы говорим о земном святилище.
Если же мы размышляем о Святилище небесном, тогда почему начало срока берем от указа о восстановлении святилища земного?
Нам нужно разобраться – в книге Даниила речь идет о земном святилище или о Небесном? Если о земном, тогда все выстраивается в стройное понимание, а если о небесном? Тогда нужно признать, что деятельность земного царя может осквернить Святилище Небесное, которое Святое Всегда. И осквернить которое невозможно. А если осквернено Небесное Святилище, то как туда мог свою кровь внести Христос? Святой Христос входит во Святое Святилище, которое свято Всегда. Ибо если на какой-то момент оно осквернено, то служение и Христа в нем осквернено и спастись было невозможно.
(И если небесное святилище осквернено и попрано, это означало бы, что Всевышнего нет на престоле Храма и Ему пришлось его оставить, а если это так, то Вселенная должна была попросту исчезнуть.)
Можно ли брать за точку отсчета 457 г.? Можно, если эта дата относится к другому пророчеству, а именно о 70 седминах.
Какой царь/рог начал свою 2300 летнюю опустошающую деятельность в 457г? Нет исторических данных, чтобы кто то начал в этом году какую-либо деятельность сопоставимую с описанием деятельности небольшого рога.
А что же брать за точку отсчета в пророчестве 2300 вечеров и утр? О чем пророчество говорит, то и следует брать за начальную точку. Если пророчество говорит об опустошительном нечестии и жертве, то именно время в истории, когда произошло осквернение святилища и прекращение жертвы и следует брать за точку отсчета этого пророчества. Здесь та же аналогия, когда Христос говорит о важном событии будущего, которое можно будет опознать всматриваясь глазами в настоящее и сличая то увиденное с ранее сказанным Христом: «Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что…» (Лук.21:20)
Так и в нашем случае – когда люди увидели, что некий царь «вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его». (Дан.8:11), то с этого момента и следовало им отсчитывать начало 2300 вечеров и утр.
В 457г. осквернения святилища не происходило. Так же в 457г. никто не посягал и на святилище небесное.
«…и сказал этот святой кому-то, вопрошавшему: "на сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?"» (Дан.8:13)
Насколько времени от чего? От начала деятельности небольшого рога. Опустошительное нечестие имеет свое время, об этом вопрос. И ответ - на 2300 вечеров и утр.
* * *
От чего «отрезаны» 70 седмин?
Есть мнение, что если значение основного слова «определены» (нехтах) означает «отрезать», то поэтому эти семьдесят седмин «отрезаны» от 2300 дней. Как же правильно?
Ангел Гавриил приходит к Даниилу, чтобы "научить разумению" Даниила по этому вопросу.
Ангел объясняет, что народу определено 70 седмин, которые разделены (разрезаны) на 3 периода (7, 62 и 1).
Читаем текст: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы…» (Дан.9:24) Указатель Стронга определяет слово «определены» (нехтах), как «определены, установлены» или по другим значениям, как «отрезаны». В переводе Уайтинга это слово переведено как «отрезан». Гезениус, идеографолог классического иврита, определяет его как глагол «отрезать». Халдейско-ивритский словарь Стоциуса определяет его как «резать, отрезать, разрезать на части, вырезать или запечатлевать, отсекать». Самые древние варианты Вульгаты и Септуагинты определяют это слово как «отрезанный».
Получается, что не сами 70 седмин отрезаны от чего то, но сами 70 седмин «разрезаны на части» внутри самих себя. И действительно – 70 седмин порезаны на три отрезка времени – 7 седмин, 62 седмины, 1 седмина.
«К сожалению, слово «нехтах» в Библии нигде больше не используется, поэтому мы не можем сравнить, как оно употреблялось в других случаях.
Хотя «нехтах» в Библии нигде больше и не встречается, однако оно много раз появляется в Мишне, еврейском библейском комментарии, составленном в первых пяти столетиях после Рождества Христова. Язык, на котором написан этот комментарий, не будучи полностью идентичным с еврейским, на котором написана Библия, все же весьма схож с ним, и из двенадцати раз, где используется глагол «нехтах», в десяти случаях он относится к отделению части животных согласно законам о пище». (1)
* * *
Небольшой рог выходит от рога или от ветра?
«…сломился большой рог, и на место его вышли четыре, обращенные на четыре ветра небесных.
От одного из них вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране» (Дан.8:8,9)
Есть мнение, по которому небольшой рог выходит не от одного из четырех рогов, а от одного из четырех ветров.
Но эта попытка притянуть Рим к описываемым событиям в 8 главе явно не состоятельна. Даже не вдаваясь в еврейскую лингвистику можно показать ошибочность такого утверждения. Если прочесть трактовку Ангела этого видения, то там упоминания ветров нет вообще - «он сломился, и вместо него вышли другие четыре: это - четыре царства восстанут из этого народа, но не с его силою. Под конец же царства их… восстанет царь наглый» (Дан.8:22,23)
Смотрите хронологию: Первый царь – четыре царства – наглый царь. Но царь из их греческой империи. Не после них, а «Под конец же царства их» - т.е. в конце греческой эпохи. Рим в то время еще не покорил греческое царство и не имел власти в Иудее. По стандартному толкованию папский рог восстает через несколько столетий после н.э., когда греческих царств уже нет.
И еще важное уточнение: от царств рождается царство, от рогов – рог. От ветров рога не происходят. Четыре ветра – это описание направления деятельности и владычества рогов, но ветры - не самостоятельная пророческая единица, это направление, как компас. А маленький рог происходит от одного из четырех рогов.
И самый важный момент, большинство его сбрасывают со счетов – очищение святилища в Йом Кипур в связи с деятельностью небольшого рога не может быть осуществлено! Йом Кипур предназначен не для очищения от деятельности ругателей. Йом Кипур касается очищения святилища от грехов раскаявшихся грешников. Небольшой рог относится к таким грешникам? Нет.
Кто-то скажет: «рог в Библии никогда не означал конкретного царя, а царство, возглавляемое этим царем». Но данное утверждение не соответствует действительности. Есть упоминания, когда рог означал и царя и его царство.
«А козел косматый - царь Греции, а большой рог, который между глазами его, это первый ее царь;
он сломился, и вместо него вышли другие четыре: это - четыре царства восстанут из этого народа, но не с его силою». (Дан.8:21,22) Из текста видно, что большой рог означает конкретную личность – первый царь Греции.
* * *
2300 дней или 1150 дней?
«И услышал я одного святого говорящего, и сказал этот святой кому-то, вопрошавшему: "на сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?"
«И сказал мне: "на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится".» (Дан.8:13,14)
Есть понимание, по которому 2300 вечеров и утр - это 1150 утренних и вечерних жертвоприношений, которые в совокупности дают 2300, т.к. речь в тексте идет о прекращении ежедневной жертвы. Это очень красивая мысль. Но лично я более склонен к пониманию «вечеров и утр» как «был вечер и было утро» из Бытие, что означает один буквальный день.
В тексте не сказано «на сколько жертвоприношений простирается видение», но «на сколько времени. Это разные вещи. Время измеряется своей собственной шкалой - и это вечер и утро – сутки, день один. Утренняя и вечерняя жертва имели тоже свое время принесения утром и вечером, и это измеряется часами в сутках. Не совсем корректно время измерять количеством жертвоприношений.
Поэтому «на сколько времени» и «сколько жертвоприношений не будет» это разные вещи.
Отсылка к Бытие, где сказано « И был вечер, и было утро: день один» мне кажется более правдоподобна к пояснению характера времени 2300 вечеров и утр.
* * *
Какое опустошительное нечестие прекратилоссь по окончании 2300 вечеров и утр?
«вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране,
и вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их,
и даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его». (Дан.8:9-11)
«"на сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?"
И сказал мне: "на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится".» (Дан.8:13-15)
Началом отсчета времени 2300 вечеров и утр является отнятие ежедневной жертвы и поругание места святыни, которые осуществил небольшой рог.
По этой же аналогии и окончание этого срока в 2300 следует привязывать к деятельности небольшого рога, а вернее к прекращению его оскверняющей работы.
Итак, вопрос - чья оскверняющая деятельность по отношению к святилищу была прекращена в 1844 году? Ничья.
* * *
Когда Христос на небе вошел во Святое Святых?
«…взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (Евр.6:19,20)
Из этого текста следует, что Иисус сразу по вознесении вошел за завесу во Святое Святых небесного святилища. «и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление». (Евр.9:12)
Искупление совершено один раз и сразу. То, что Иисус находится во Святом Святых свидетельствует Откровение, где Иисус показан на престоле, который находится в центральной точке невидимой вселенной – Святом Святых. И на престол Он воссел не только Свой, но и на престол Отца. «Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его». (Откр.3:21) Именно там, с момента вознесения, на престоле Отца, во Святом Святых, Христос осуществляет Свое Первосвященническое служение для жителей Земли.
Можно предположить, что упоминаемая завеса в тексте - это не та завеса, отделяющая Святое от Святого Святых, а завеса, отделяющая двор от Святого.
Но такой подход не имеет под собой основания, ибо есть только одна самая значимая завеса для грешника – завеса Святого Святых. И связка в тексте слов «завеса» и «сделавшись Первосвященником», указывает, что это та завеса, к которой имеет отношение именно Первосвященник, а не просто священник. Тем более в тексте не сказано «во внутреннее», но «во внутреннейшее», что дальше, чем просто внутреннее.
«И заколет козла в жертву за грех за народ, и внесет кровь его за завесу, и сделает с кровью его то же, что делал с кровью тельца и покропит ею на крышку и пред крышкою» (Лев.16:15)
В данном тексте видно, что «за завесу» - это то место, где находится ковчег завета, а это Святое Святых.
О суде Сам Христос сказал следующее: «Ныне суд миру сему ныне князь мира сего изгнан будет вон». (Ин 12:31) Когда суд? Тогда, когда это произнес Христос.
«И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет». (Откр.20:4)
«Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы». (Откр.20:7) «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими». (Откр.20:12)
Когда будет суд? Суд будет во время язв, во время тысячелетнего царства, и по окончании тысячи лет.
* * *
О конце какого «определенного времени» идет речь?
Даниил видит видение, которое исторически охватывает время Мидо-Персии и Греции. Мидо-Персия упоминается, так как в ее время выходит указ о восстановлении Иерусалима, а Греческая империя играет ключевую роль, ибо в конце ее времени происходят события, связанные с небольшим рогом.
Краткое содержание всего видения:
- «овен бодал к западу и к северу и к югу». (Дан.8:4)
- «шел козел по лицу всей земли» (Дан.8:5)
- «и поразил овна, и сломил у него оба рога» (Дан.8:7)
- «тогда козел чрезвычайно возвеличился; но когда он усилился, то сломился большой рог, и на место его вышли четыре, обращенные на четыре ветра небесных. От одного из них вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране». (Дан.8:8,9)
Но вопрошающего интересует вопрос видения именно о небольшом роге – «и сказал этот святой кому-то, вопрошавшему: "на сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?" (Дан.8:13)
И ангел отвечает:
«…знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!"» (Дан.8:17)
«и сказал: "вот, я открываю тебе, что будет в последние дни гнева; ибо это относится к концу определенного времени». (Дан.8:19)
«под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве». (Дан.8:23)
«К концу определенного времени» - вполне возможно, это означает, что все видение относятся к периоду жизни овна и козла (медь и серебро). У этих империй было свое, им назначенное, время существования.
Толкование видения ангелом более затрагивает фрагмент жизни козла (Греция), формирование четырех рогов и особенно появление от одного из рогов небольшого рога и его попирающую деятельность.
Посему, вероятно, что выражения «к концу времени», «к концу определенного времени» и «под конец же царства их» означают,что под конец времени царства четырех рогов, который определен, и будет происходить деятельность небольшого рога, описанного в видении.
* * *
Историческое и футуристическое понимание пророчеств.
С точки зрения Миллера, толкование 2300 вечеров и утр является футуристическим (учение о будущем), т.к. его проповедь звучала за много лет до даты 1844г. Однако традиционное понимание отвергает любые футуристические изъяснения пророчеств и принимается только исторический взгляд на толкование пророчеств. Что же делать?
- Толкование об исполнении 2300 вечеров и утр во время деятельности Антиоха Эпифана является историческим, опирающимся на реальные данные истории.
- Понимание же 2300 вечеров и утр во время провозглашение его миллеритами, было футуристическим.
Возникает коллизия – традиционное богословие отвергает футуризм и принимает историцизм, при том, что толкование Миллера футуристическое, а понимание об Антиохе историческое.
Антон Заруба.
02-09.02.2020г
Дорогие друзья. Пусть чтение этого материала не вызовет у нас неприязнь. Каждый из нас должен помнить, что есть единственная наиважнейшая и непоколебимая истина – смерть и воскресение Иисуса Христа. В этом мы имеем прощение грехов, дар спасения и через Христа можем быть друг другу братьями и сестрами.
Любовь к Богу, исполнение заповедей Его Закона, делают нас Его послушными детьми.
Именно вера во Христа открывает нам доступ в Новый Иерусалим. Именно этим живем и спасаемся.
Исследование Писания может производить не всегда одинаковые понимания того или иного вопроса.
«Ведь у вас расхождения во взглядах и должны быть - для того хотя бы, чтобы выявились среди вас истинные». (1 Кор 11:19. пер. Кулакова)
Поэтому пусть даже при наличии разных взглядов сохранится взаимоуважение.
«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас». (Иоан.15:12)
(1) LeRoy Froom, The Prophetic Faith of Our Fathers, vol. Ill, p. 620. http://adventus.info/2467-2300v.html -

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев