🕊Комментарий на книгу БЫТИЕ (22 – глава)
Продолжаем: Бытие 22 — текст и комментарий. Это одна из ключевых глав книги Бытие, глубоко пророческая и богословски насыщенная.
________________________________________
📖 Бытие 22:1–24 Текст
1 Спустя некоторое время Бог испытал Авраама. Он позвал его, сказав: «Авраам!» Тот ответил: «Вот я».
2 Бог сказал: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака, и иди в землю Мориа. Принеси его там в жертву всесожжения на одной из гор, о которой Я скажу тебе».
3 Встав рано утром, Авраам наколол дров для всесожжения, оседлал ослицу, взял с собой двух слуг и Исаака, сына своего, и пошёл к месту, о котором сказал ему Бог.
4 На третий день пути Авраам увидел вдали назначенное место.
5 Он сказал слугам: «Останьтесь здесь с ослицей, а мы с сыном пойдём туда, поклонимся Богу и вернёмся к вам».
6 Авраам взял дрова для всесожжения и положил их на плечи Исааку; сам же взял огонь и нож, и они пошли вдвоём.
7 По пути Исаак робко сказал: «Отец». «Да, сын мой», — ответил тот. И Исаак продолжил: «Вот огонь и дрова, а где же ягнёнок для всесожжения?»
8 «Бог Сам усмотрит Себе ягнёнка для всесожжения, сын мой», — ответил Авраам. И они продолжили путь.
9 Когда они пришли на место, о котором сказал Бог, Авраам построил жертвенник, разложил дрова; затем, связав Исаака, своего сына, положил его на жертвенник, поверх дров.
10 Как только Авраам протянул руку и взял нож, чтобы заколоть сына,
11 Ангел Господний воззвал к нему с неба: «Авраам! Авраам!» Он ответил: «Вот я!»
12 Ангел сказал: «Не поднимай руки на мальчика и не делай с ним ничего. Теперь Я знаю, что ты боишься Бога, ведь ты не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.
13 Оторвав взгляд от жертвенника, Авраам увидел барана, запутавшегося рогами в зарослях. Он взял его и принёс во всесожжение вместо сына своего.
14 И назвал Авраам то место: Яхве-Ире (что значит: «Господь усмотрит»). Потому до сих пор говорят: «На горе Господь усмотрит».
15 Ангел Господний вновь обратился к Аврааму с неба,
16 Сказав: «Господь клянётся Самим Собой и говорит тебе: “За то, что ты послушался Меня и готов был отдать Мне единственного сына твоего,
17 Я непременно благословлю тебя; твоих потомков Я сделаю такими же многочисленными, как звёзды на небе и песчинки на берегу моря. Они одержат победу над врагами своими и овладеют их городами.
18 Все народы земли будут благословенны через твоих потомков; и всё это Я сделаю, потому что ты был послушен Моему повелению”».
19 После этого Авраам вернулся к слугам, и они вместе пошли в Беэр-Шеву (Вирсавию), к месту, где они жили.
20 Вскоре после этих событий Аврааму сообщили, что Милка, жена его брата Нахора, тоже родила сыновей.
21 Вот их имена: первенец — Уц, второй сын — Буз, третий — Кемуил (он стал отцом Арама),
22 Затем Кесед, Хазо, Пилдаш, Идлаф и Вафуил,
23 Который стал отцом Ревекки. Этих восьмерых сыновей Милка родила Нахору, брату Авраама.
24 Кроме того, наложница Нахора, по имени Реума, родила ему сыновей. Вот их имена: Темах, Гахам, Тахаш и Мааха.
________________________________________
🔍 Подробный богословский комментарий
📌 Стихи 1–2: Испытание веры
• Слово «испытывал» (ивр. נִסָּה) не означает искушение ко злу (Иак. 1:13), а проверку характера и верности.
• «Сын твой, единственный, которого ты любишь» — усиливающее повторение подчёркивает ценность Исаака и боль испытания.
• «Земля Мориа» — место, где позднее будет построен Иерусалимский храм (2 Пар. 3:1); типологически — место Голгофы.
⏳ Исаак — единственный сын по обетованию. Это испытание — образ Голгофы, где Бог не пожалел Своего Сына.
________________________________________
📌 Стихи 3–10: Послушание до конца
• Авраам не спорит, как прежде (Быт. 18), но молча повинуется.
• «На третий день» — возможно, типологическая отсылка к воскресению.
• Исаак несёт дрова — как Иисус нес крест.
• Диалог Исаака и Авраама подчёркивает доверие сына и пророческое ожидание Божьего усмотрения.
________________________________________
📌 Стихи 11–14: Замещение
• В последний момент Бог вмешивается. Авраам доказал верность, но жертва не требуется.
• Баран вместо сына — образ заместительной жертвы: Христа, Агнца Божьего, Который умер вместо нас (Ин. 1:29).
• Имя места: Яхве-Ире (Господь усмотрит) — выражение доверия Божьему провидению.
________________________________________
📌 Стихи 15–18: Заветное благословение обновляется
• Бог даёт клятву — высшая форма уверения. Он клянётся Самим Собой (Евр. 6:13).
• Потомство Авраама будет многочисленным, побеждающим и благословляющим все народы.
• Это пророческое обещание включает приход Мессии, потомка Авраама (Гал. 3:16).
________________________________________
📌 Стихи 19–24: Переход к будущему
• Возвращение в Беэр-Шеву завершает рассказ.
• Родословная Нахора — важна, потому что Ревекка, будущая жена Исаака, упоминается впервые (ст. 23).
• Это создаёт мост к следующей главе — поиску невесты для Исаака.
________________________________________
🕊 Богословские акценты
• Авраам — отец верующих, прошедший величайшее испытание (Рим. 4; Евр. 11).
• Жертва Исаака — предобраз Христа, отданного Отцом и принёсшего жизнь.
• Вера должна быть практической, послушной и жертвенной.
• Бог усматривает нужное в нужное время — Яхве-Ире остаётся именем для нашей жизни.
________________________________________
🤔 Вопросы для размышления
• Готов ли я отдать Богу самое дорогое, если Он попросит?
• Доверяю ли я Богу в моменты, когда ничего не понятно?
• Признаю ли я, что Христос умер вместо меня, как баран вместо Исаака?
• Живу ли я как потомок веры, чтобы быть благословением другим?
________________________________________
Пастор Александр Серков

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев