✨Комментарий на Евангелие от МАТФЕЯ (глава – 16)
Евангелие от Матфея 16:1–12✨
Комментарий с богословским анализом и адвентистской перспективой
________________________________________
📖 Матфея 16:1–4 — Знак Ионы
1 Фарисеи и саддукеи, желая испытать Иисуса, подошли к Нему и попросили показать им знамение с неба.
2 Он ответил им: «Когда наступает вечер, вы говорите: “Будет хорошая погода, потому что небо красное”;
3 А утром говорите: “Сегодня будет ненастье, потому что небо багровое и пасмурное”. Погоду по небу вы распознавать умеете, а вот знамений времён не распознаёте.
4 Это злое и неверное поколение требует знамения, но ему не будет дано никакого знамения, кроме знамения Ионы пророка». И, оставив их, Он ушёл.
________________________________________
🔍 Богословский анализ:
Здесь мы встречаем редкое единение фарисеев и саддукеев, двух противоборствующих религиозных групп. Их объединяет общий страх перед влиянием Иисуса. Фарисеи были строгими законниками, тогда как саддукеи придерживались рационализма и отрицали воскресение. Но и те, и другие пытаются искушать Иисуса — то есть испытать Его на предмет мессианской легитимности.
Их просьба о знамении с неба предполагает что-то необычное — возможно, огонь, гром или свет — явное чудо, доказывающее Божественное вмешательство. Но Иисус отвергает такое требование. Его упрёк: вы умеете толковать погоду, но не распознаёте духовную эпоху, — показывает духовную слепоту.
Выражение “знамение Ионы” указывает на смерть, погребение и воскресение Христа (ср. Матф. 12:40). Это единственное знамение, которое Иисус предлагает, как доказательство Своей мессианской природы. Род, ищущий знамения, назван “злое и неверное поколение” — библейские термины, указывающие на неверность Богу, как у духовной «невесты».
Адвентистская перспектива: Эллен Уайт отмечает, что неверие, требующее доказательств, не убеждается даже самыми яркими чудесами (Желание веков, гл. 44). Только открытое сердце принимает истину. Иисус не играет в игры доказательств — Он зовёт к личному покаянию и вере.
________________________________________
📖 Матфея 16:5–12 — Берегитесь закваски фарисеев и саддукеев
5 Когда ученики переправились на другой берег, они забыли взять хлеб.
6 И когда Иисус сказал им: «Остерегайтесь закваски фарисеев и саддукеев»,
7 Они стали рассуждать: «Это значит, что мы не взяли хлеб».
8 Узнав это, Иисус сказал: «Маловеры! Почему вы беспокоитесь о том, что у вас нет хлеба?
9 Неужели вы до сих пор не понимаете? Или забыли, как Я пятью хлебами накормил пять тысяч человек? И всем этого хватило. Сколько корзин вы тогда наполнили остатками?
10 А когда Я накормил четыре тысячи семью хлебами — сколько корзин вы набрали после?
11 Как вы не понимаете, что не о хлебе Я сказал вам? Берегитесь закваски фарисеев и саддукеев».
12 Тогда они поняли, что Он говорил им не о хлебной закваске, а о ложном учении фарисеев и саддукеев.
________________________________________
🔍 Богословский анализ:
Ученики проявляют ограниченность восприятия: они воспринимают слова Иисуса буквально, тогда как Он говорит образно. Закваска в Писании — часто символ влияния, которое проникает и меняет всё тесто (см. Матф. 13:33). Здесь закваска символизирует вредное учение и духовное влияние, которое Иисус противопоставляет Евангелию.
Фарисейская закваска — это лицемерие, законничество, гордыня.
Саддукейская закваска — это рационализм, отказ от сверхъестественного, отречение от воскресения и ангелов.
Иисус упрекает учеников в маловерии. Он напоминает им два недавних чуда с хлебами: не физическая пища — главное, а духовное понимание. Ученики ещё не различают между поверхностным и глубоким.
Адвентистская перспектива: В последние дни тоже будет религиозное влияние, искажённое человеческой традицией, которое может проникнуть в церковь. Закваска — символ постепенного заражения, если не бодрствовать. Поэтому Божий народ должен быть внимателен к учениям, которые могут скрыто увести от истины (см. Откр. 2:14–15; 3:9). Эллен Уайт неоднократно подчёркивала опасность либерализма (саддукейства) и формализма (фарисейства).
________________________________________
💬 Вопросы для размышления:
1. Почему Иисус не дал фарисеям и саддукеям знамения, кроме «знамения Ионы пророка»?
2. Какую «закваску» мы впитываем — в церкви, в семье, в культуре?
3. Почему ученики, видевшие чудеса, всё ещё не понимали слова Иисуса?
4. Какие современные формы «фарисейства» и «саддукейства» можно встретить сегодня?
________________________________________
Продолжаем комментарий на Евангелие от Матфея.
________________________________________
✨ Евангелие от Матфея 16:13–28
Петр исповедует Иисуса Мессией. Первое предсказание страданий. Призыв следовать за Христом.
________________________________________
📖 Матфея 16:13–20 — Исповедание Петра
13 Придя в окрестности Кесарии Филипповой, Иисус спросил учеников: «За кого люди почитают Сына Человеческого?»
14 Они ответили: «Одни — за Иоанна Крестителя, другие — за Илию, иные — за Иеремию или одного из древних пророков».
15 Тогда Он спросил их: «А вы за кого почитаете Меня?»
16 Симон Петр ответил: «Ты — Христос, Сын Бога Живого».
17 Тогда Иисус сказал ему: «Счастлив ты, Симон, сын Ионы, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, а Мой Небесный Отец.
18 И Я говорю тебе: ты — Пётр (камень), и на этой скале Я создам Церковь Мою, и даже силы ада не смогут одолеть её.
19 И дам тебе ключи от Небесного Царства; и всё, что свяжешь на земле — будет связано на небесах, и что развяжешь на земле — будет развязано на небесах».
20 Тогда Он запретил ученикам говорить кому-либо, что Он — Христос.
________________________________________
🔍 Богословский анализ:
● Контекст места
Кесария Филиппова — далеко на север, языческий регион у подножья горы Ермон, место поклонения Ваалу, Зевсу и Пануу. Именно здесь Иисус провозглашает Свою идентичность — на фоне лжи мира — истина Божья.
● Вопрос Иисуса:
«За кого люди почитают Сына Человеческого?» — Он сначала побуждает учеников осознать общественное мнение, затем переводит вопрос в личную плоскость: «А вы за кого почитаете Меня?» — это ключ к ученичеству.
● Ответ Петра
Это впервые кто-либо ясно исповедует Иисуса как Мессию и Сына Божьего. Слова «Ты — Христос, Сын Бога Живого» подчеркивают уникальность Иисуса среди лжебогов. Эллен Уайт пишет: «Это исповедание было великой вехой в миссии Христа» (Желание веков, гл. 45).
● «Ты — Пётр (Πέτρος), и на этой скале (πέτρα) Я создам Церковь Мою»
Важно различить:
• Пётр (Петрос) — мужской род, означает «малый камень».
• Камень (Пе́тра) — женский род, указывает на скалу.
Церковь основана не на человеке, а на исповедании: «Ты — Христос, Сын Бога Живого». Петр — первый, кто исповедал, но камень (скала) — сам Христос (см. 1 Кор. 10:4; Еф. 2:20). Римско-католическая идея о «папстве» из этого стиха не оправдана.
● Ключи от Царства
Это символ власти проповедовать спасение. В Деян. 2 Пётр впервые открывает «дверь» Царства евреям, а в Деян. 10 — язычникам. «Связывать» и «развязывать» — юридические выражения, означающие принятие или отвержение на основании Евангелия, не произвольное решение Петра.
● Запрет говорить
Иисус не хочет, чтобы ложные мессианские ожидания распространились раньше времени. Только через крест люди смогут правильно понять, Кто Он.
________________________________________
📖 Матфея 16:21–23 — Первое предсказание страданий и упрёк Петру
21 С этого времени Иисус начал открывать ученикам, что Ему предстоит идти в Иерусалим, много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников, быть убитым и в третий день воскреснуть.
22 Тогда Петр, отведя Его в сторону, начал возражать: «Пощади Себя, Господи! Да не будет этого с Тобой никогда!»
23 Но Иисус, обернувшись, сказал ему: «Отойди от Меня, сатана! Ты для Меня соблазн, потому что рассуждаешь по-человечески, а не по воле Божьей».
________________________________________
🔍 Богословский анализ:
С этого момента Иисус начинает открыто готовить учеников к Своей смерти. До этого Он намекал, но теперь говорит ясно: Мессия должен страдать и умереть — вразрез с народными ожиданиями. В этом — скандал креста.
Пётр, только что названный «счастливым», теперь становится орудием сатаны. Его протест — это голос обольщения, повторение искушения в пустыне: обойти страдания.
Иисус не называет Петра самим сатаной, но указывает, что тот стал проводником сатанинской логики — желания славы без жертвы. Эллен Уайт комментирует: «То, что Петр считал любовью, было искушением» (Желание веков, гл. 45).
________________________________________
📖 Матфея 16:24–28 — Призыв к ученичеству
24 Затем Иисус сказал ученикам: «Если кто хочет идти за Мной, отрекись от себя, возьми свой крест и следуй за Мной.
25 Ведь кто хочет спасти жизнь свою, тот потеряет её; а кто потеряет жизнь свою ради Меня, тот обретёт её.
26 Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, но жизни своей нанесёт непоправимый вред? Какой выкуп он может дать за жизнь свою?
27 Когда Сын Человеческий придёт во славе Отца Своего, окружённый ангелами, тогда воздаст каждому по делам его.
28 Истинно говорю вам: некоторые из стоящих здесь не умрут, пока не увидят Сына Человеческого, приходящего в Своём царственном величии».
________________________________________
🔍 Богословский анализ:
● Три шага ученичества:
1. Отрекись от себя — перестань ставить свои интересы выше Божьей воли.
2. Возьми свой крест — не просто страдания, но добровольная жертва ради Христа.
3. Следуй за Мной — не просто верь, а подражай.
● Парадокс жизни:
Хочешь сохранить — потеряешь. Потеряешь ради Христа — обретёшь. Это фундамент ученичества и проповеди.
● Смысл жизни и спасения:
Что пользы приобрести весь мир? — риторический вопрос, обнажающий трагедию материализма. Жизнь (вечная) дороже всего земного.
● Воздаяние по делам
Этот стих говорит о будущем суде, когда Христос явится во славе (Откр. 22:12). Адвентисты подчёркивают, что спасение — по вере, но суд — по делам, как свидетельство веры (Иак. 2:17).
● «Некоторые из стоящих здесь не умрут...»
Это предсказание Преображения (гл. 17), когда трое учеников увидели символ пришествия в преображении Христа и явлении двух пророков. Эллен Уайт толкует это место как пророческий взгляд на Преображение, данное как укрепление веры перед крестом (Желание веков, гл. 46).
________________________________________
❓ Вопросы для размышления:
1. Кем для меня является Христос — учителем, чудотворцем или Мессией и Господом?
2. Есть ли во мне соблазн искать славу без креста?
3. Что в моей жизни нуждается в «отвержении себя» ради следования за Христом?
4. Как я могу «нести свой крест» сегодня?
5. Как жить так, чтобы быть готовым к встрече с Иисусом во славе?
________________________________________
Пастор Александр Серков

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев