Комментарий на книгу «ИСХОД» (35 – глава)
Продолжаем комментарий к книге Исход, переходя к Исход 35:1–29, где начинается практическое исполнение повелений Бога о строительстве скинии. Особое внимание уделяется субботе и добровольным приношениям от народа, как акту выражения послушания и любви.
________________________________________
📖 Исход 35:1–29 — Суббота и добровольные приношения на скинию
________________________________________
🔹 Структура отрывка:
1. Стихи 1–3 — Повеление соблюдать субботу;
2. Стихи 4–19 — Призыв Моисея к пожертвованиям на скинию и перечисление нужных материалов;
3. Стихи 20–29 — Реакция народа: щедрые добровольные дары и участие мастеров.
________________________________________
📜 Стихи 1–3 — Суббота как основа служения
1 «Моисей собрал всех израильтян и сказал им…»
2 «Шесть дней трудитесь, а седьмой день… суббота покоя Господу…»
3 «Не разжигайте огня в жилищах ваших в день субботний».
Комментарий:
• Перед началом большого строительства Моисей напоминает о святости субботы, подчёркивая, что даже религиозное служение не должно нарушать покой этого дня.
• Это подчеркивает приоритет Бога над делами: даже благие дела (постройка святилища!) не могут подменить почтения к Божественному повелению.
• Указание не разжигать огня может иметь не только бытовой, но и трудовой смысл, надо учесть, что в то время не было ни спичек, ни зажигалок — добыть огонь в то время — было делом трудоёмким, они старались его просто поддерживать, не давая ему угаснуть. А если они проспали и огонь угас, его нужно разжигать, но это уже запрет. Заповедь запрещает повседневную деятельность, включая приготовление пищи и ремесла.
• В контексте (ср. Исх. 31:14–17) — нарушение субботы было серьёзным преступлением, указывающим на отступление от Завета.
🕊️ Духовный принцип: служение Богу должно быть в Его ритме, под Его водительством, а не по человеческой инициативе или спешке.
________________________________________
📜 Стихи 4–19 — Призыв к пожертвованиям
5 «…принесите пожертвования Господу. Пусть каждый, кого побуждает сердце, принесёт…»
6–9 — Перечисление материалов: золото, серебро, медь, ткани, кожи, дерево, елей, благовония, драгоценные камни.
10–19 — Перечисление предметов, на которые нужны пожертвования: скиния, ковчег, жертвенники, стол, светильник, одежда священников и пр.
Комментарий:
• Повеление начинается с выражения: «от всякого человека, у кого есть желание» — акцент на добровольность приношений.
• Это подчёркивает: Бог не требует принудительно, но ожидает ответа любви и щедрости.
• Перечень предметов включает как дорогостоящие материалы, так и разнообразные ремесленные изделия, указывая на то, что вклад может быть разным, но важна готовность сердца.
• Отражается структура богослужения:
o Материалы — для построения;
o Сосуды и утварь — для служения;
o Одежда — для посреднического служения священства.
🌿 Адвентистский акцент: Как и в новозаветной церкви, участие в Божьем деле основывается на добровольных приношениях и дарах (2 Кор. 9:7).
________________________________________
📜 Стихи 20–29 — Ответ народа: добровольные дары
21 «И пошло всё общество сынов Израилевых… каждый, кого вело сердце… приносили приношения Господу…»
22 «…приносили мужья и жены… кольца, серьги, перстни…»
25–26 «…все женщины, мудрые сердцем, пряли своими руками…»
29 «Каждый, кто имел усердное сердце… принесли Господу добровольное приношение».
Комментарий:
• Многократное повторение слов:
o «сердце, расположенное к тому»,
o «сердце мудрое»,
o «усердное сердце» — подчеркивает, что истинное поклонение начинается изнутри.
• В тексте подчёркивается участие всего народа: и мужчин, и женщин, и мастеров, и простых людей. Это общенародное дело, объединяющее Израиль в поклонении.
• Женщины, как и мужчины, играют важную роль — прядут, ткут, приносят материалы. Бог ценит каждое проявление служения, независимо от видимости.
• Люди отдают драгоценности, ткани, кожу, возможно, взятые у египтян (Исх. 12:35–36) — но теперь освящённые Богу.
🔥 Это пример преображения богатства мира сего в средства для Божьего дела.
________________________________________
✝️ Богословские акценты главы:
1. Соблюдение субботы — фундамент всех дел Божьих. Без покоя нет истинного служения.
2. Послушание и жертвенность — ответ на Божью милость. Глава следует сразу после восстановления Завета (Исх. 34).
3. Добровольность служения. Бог ищет расположенного сердца, а не формального исполнения.
4. Единство народа в служении. Мужчины и женщины, богатые и простые — все могут участвовать.
5. Освящение ресурсов. То, что когда-то принадлежало Египту, теперь принадлежит Богу.
________________________________________
💬 Вопросы для размышления:
1. Насколько я уважаю Божьи повеления о покое и субботе? Подменяю ли я «духовной» активностью истинный отдых в Господе?
2. Добровольно ли я приношу свои дары Богу? Или делаю это по привычке или под давлением?
3. Какие у меня есть «дары и материалы», которые я могу посвятить на служение Богу?
4. Чувствую ли я единство с церковью в общем деле? Стремлюсь ли участвовать или жду, пока позовут?
5. Что значит для меня «иметь мудрое сердце» в служении?
________________________________________
Продолжаем комментарий к книге Исход. Переходим к Исход 35:30 – 36:7. В этом отрывке начинается практическое исполнение Божьих указаний: Моисей официально представляет назначенных Богом мастеров, народ приносит дары, и работа по строительству святилища вступает в активную фазу. Здесь подчёркивается роль Божественного вдохновения, мастерства и щедрости народа.
________________________________________
📖 Исход 35:30 – 36:7 — Назначение мастеров и изобилие приношений
________________________________________
🔹 Структура отрывка:
1. Исход 35:30–35 — Назначение Веселиила и Оголиава, исполненных Духом Божьим для ремесла;
2. Исход 36:1–2 — Призыв к работе всех одарённых, вдохновлённых Богом;
3. Исход 36:3–7 — Щедрые приношения народа, которых оказалось даже с избытком.
________________________________________
📜 Исход 35:30–35 — Веселиил и Оголиав: вдохновлённые мастера
30 «…Знайте, Господь избрал Веселиила… из колена Иуды…»
31–33 «…и наделил его Своим Духом, даровав мудрость, понимание, знания и способность к любому ремеслу…»
34 «…и дар обучать других…»
35 «…наделил их талантом мастерски выполнять любую работу… к разным работам художественным».
Комментарий:
• Веселиил (евр. בְּצַלְאֵל, «в тени Бога») и Оголиав (אָהֳלִיאָב, «отец мой — шатёр») не просто талантливые мастера — они помазаны Богом для этой задачи.
• Это подчёркивает, что ремесло, искусство, дизайн — дары Духа Святого, равно как и проповедь или пророчество. Искусство в служении Богу — форма поклонения.
• Бог наделяет их не только практическим мастерством, но и мудростью, разумением и способностью учить других. Это важно для передачи навыков и формирования команды.
• Таким образом, строительство святилища — не просто ремесло, а духовное призвание.
🎨 Актуальный вывод: Все виды труда — интеллектуальный, физический, художественный — могут быть освящены, если совершаются для Божьей славы.
________________________________________
📜 Исход 36:1–2 — Призвание к труду
1 «…всё, что повелел Господь, они должны сделать…»
2 «…кого влекло сердце… и кого наполнял Господь мудростью…»
Комментарий:
• Здесь подчёркивается не просто назначение, но и внутренний отклик: мастера должны быть вдохновлены сердцем, а не только приказом.
• Это объединяет дар Божий и свободное волеизъявление человека — неформальное, а духовное участие в Божьем проекте.
• Моисей не просто приказывает, он создаёт пространство для проявления призвания, уважая и раскрывая таланты народа.
⚒️ Принцип служения: Подлинное духовное служение всегда соединяет призвание, вдохновение и добровольное участие.
________________________________________
📜 Исход 36:3–7 — Изобилие добровольных приношений
3 «…приносили ему приношения каждое утро…»
5 «…приносят гораздо больше…»
6 «…объявлено по стану: не приносите уже…»
7 «…всё, что было собрано, было достаточно с излишком».
Комментарий:
• Народ продолжал ежедневно приносить дары, проявляя редкую щедрость и рвение.
• Мастера, наконец, говорят Моисею, что принесено больше, чем нужно — удивительная ситуация в любой религиозной общине!
• Моисей останавливает сбор, приказывая: «не приносите больше» — это подчёркивает:
o Честность управления,
o Ответственность за избыток,
o Отсутствие корысти и злоупотреблений.
• Эта сцена демонстрирует высшую степень зрелости народа в тот момент: их сердца тронуты милостью Божьей (после прощения за золотого тельца), и они хотят участвовать в деле Господа.
💡 Адвентистский контекст: Это отражает библейский идеал отношения к десятинам и приношениям — не как к «налогу», а как к привилегии участия в деле Божьем.
________________________________________
✝️ Богословские акценты:
1. Дары Духа не ограничены сферой проповеди. Ремесло и искусство — такие же духовные служения.
2. Люди избираются Богом, но откликаются сами. Бог призывает, но человек должен ответить «сердцем».
3. Щедрость — естественная реакция на Божью благодать. После прощения и обновления Завета (Исх. 34) народ приносит дары с радостью.
4. Руководство Моисея — пример честности и ответственности. Он не собирает больше, чем нужно.
5. Настоящее соработничество. Бог — источник, люди — исполнители, но всё совершается как единый акт поклонения.
________________________________________
💬 Вопросы для размышления:
1. Признаю ли я, что мои практические навыки могут быть духовным даром от Бога?
2. Как я использую свой дар: только для себя или и для служения?
3. Что вдохновляет меня участвовать в Божьем деле — долг или благодарность?
4. Есть ли у меня жертвенность, которая не знает меры, когда я служу Богу?
5. Готов ли я остановиться, когда дело сделано, или гонюсь за накоплением и избытком?
________________________________________
Пастор Александр Серков

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев