Комментарий на книгу ИСХОД (главы 7—8)
Продолжаем: Исход 7:1–13 — это переломный момент. Теперь, после длительной подготовки, начинается открытое противостояние между Богом Израиля и фараоном Египта. Это не просто политическое столкновение, а духовная битва между истинным Богом и человеческим высокомерием.
Исход 7:1–13 — Первое знамение: жезл и змей
________________________________________
7:1–2
1 Господь сказал Моисею: «Вот, Я поставил тебя как Бога для фараона, а Аарон, твой брат, будет твоим пророком.
2 Ты будешь говорить всё, что Я тебе повелю, а Аарон будет передавать фараону, чтобы он отпустил из своей земли сынов Израиля.»
“Я поставил тебя как Бога для фараона” — это не обожествление Моисея, а образная формула. Моисей — носитель воли Божьей, выступающий от Его имени с властью. В иерархии Божьего замысла:
• Бог → Моисей (как представитель Бога)
• Моисей → Аарон (как пророк)
• Аарон → фараон (адресат послания)
Этот порядок отражает модель откровения: слово исходит от Бога и нисходит через посланников к человеку.
________________________________________
7:3–5
3 «Но Я ожесточу сердце фараона и умножу Мои знамения и чудеса в земле Египетской.
4 Фараон не послушает вас, но Я наложу руку Мою на Египет и выведу полки Мои, народ Мой, сынов Израиля из Египта с великими судами.
5 И узнают египтяне, что Я — Господь, когда Я простру руку Мою на Египет и выведу сынов Израиля из их среды.»
Это первый раз, когда Бог прямо говорит, что фараон не послушает, и это часть плана. Его “упрямство” не мешает Божьей воле, а наоборот, позволяет Ему явить Свою силу.
“Я ожесточу сердце фараона” — не означает, что фараон превращается в марионетку. Этот глагол в еврейском может означать и «дать окрепнуть» его собственному упрямству. Бог даёт человеку идти по пути, который тот сам избирает, но использует это для Своих целей.
Впервые появляется формула:
«И узнают египтяне, что Я — Господь»
Это важнейшая цель всех казней: познание ЯХВЕ как Бога, не только Израилем, но и Египтом.
________________________________________
7:6–7
6 Моисей и Аарон поступили так, как повелел им Господь.
7 Моисею было восемьдесят лет, а Аарону восемьдесят три года, когда они говорили с фараоном.
Эти детали подчёркивают человеческую немощь и зрелость вождей. Они не молодые герои, а пожилые мужчины, без политической силы — но с Божьим словом.
Возраст Аарона больше возраста Моисея, что позже будет важным для передачи священства.
________________________________________
7:8–10
8 И сказал Господь Моисею и Аарону:
9 «Если фараон скажет: “Покажите знамение”, — скажи Аарону: “Возьми свой жезл и брось его перед фараоном, — он превратится в змея”.»
10 Моисей и Аарон пришли к фараону и сделали так, как повелел Господь. Аарон бросил свой жезл перед фараоном и его слугами, и он стал змеем.
Это репетиция силы, предваряющая десять казней. Бог показывает, что Его власть реальна и видима.
Змей (возможно, кобра — символ фараоновой власти в Египте) был образом царского могущества. Аарон бросает жезл, и тот становится змеем — то есть, Бог вступает в символическое сражение с фараоном на его поле.
________________________________________
7:11–12
11 Тогда и фараон призвал мудрецов и заклинателей. Египетские чародеи с помощью своих тайн сделали то же самое: каждый бросил свой жезл, и они тоже стали змеями.
Но жезл Аарона поглотил их жезлы.
Это ключевая сцена. Египетские маги (возможно, используя иллюзию или оккультную силу) имитируют чудо.
Но жезл Аарона поглотил их жезлы.
Этот глагол — тот же, что в описании, как земля поглощает грешников (Чис. 16:32), или поглощение смерти (Ис. 25:8; 1 Кор. 15:54).
То есть, это знамение победы. Уже здесь провозглашается: власть Египта будет разрушена, фараонская сила будет поглощена Божьей.
________________________________________
7:13
«Но сердце фараона ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь.»
Первое столкновение завершается непокорностью. Фараон видел чудо, но остался закрытым для истины. Это демонстрирует:
• ограниченность человеческой магии,
• уже начавшееся ожесточение сердца,
• неизбежность Божьего суда.
________________________________________
Богословское значение отрывка
1. Бог вводит пророческую структуру: Моисей — как Бог, Аарон — как пророк. Это модель, которую позже примут другие пророки.
2. Противостояние не между людьми, а между Богом и фараоном как символом богоборчества.
3. Знамение со змеем — пророчество победы: что бы ни пытался имитировать Египет, власть ЯХВЕ окончательна.
4. Бог контролирует процесс: даже ожесточение фараона — не помеха, а часть плана.
________________________________________
Продолжаем. Исход 7:14–24 — это первая казнь Египта, с неё начинается серия ударов по Египту, которая станет главным божественным средством освобождения Израиля. Первая казнь направлена против самой основы жизни и цивилизации Египта — вод Нила.
________________________________________
Исход 7:14–24 — Первая казнь: вода превращается в кровь
________________________________________
7:14–16
14 Господь сказал Моисею: «Сердце фараона ожесточено, он отказывается отпустить народ.
15 Утром иди к фараону, когда он будет выходить к воде. Подожди его на берегу Нила, и возьми в руку жезл, который был превращён в змея.
16 И скажи ему: “Господь, Бог евреев, послал меня сказать тебе: ‘Отпусти Мой народ, чтобы они совершили служение Мне в пустыне’. Но до сих пор ты не послушался.”»
Эта сцена разворачивается на берегу Нила — в месте, где царь молился своим богам или проводил утренние ритуалы. Бог перехватывает фараона в момент, когда тот, как царь-бог, «восходит к воде», и бросает ему вызов.
«Жезл, который был превращён в змея» — символ власти, знакомый фараону, напоминание о первом знамении.
________________________________________
7:17–18
17 «Так говорит Господь: По этому ты узнаешь, что Я — Господь: вот, Я ударю жезлом, который в руке Моей, по воде Нила, и она превратится в кровь.
18 Рыба в реке погибнет, и река станет вонючей. Египтяне не смогут пить воду из Нила.»
Суть не в наказании, а в откровении: «По этому ты узнаешь, что Я — Господь».
Нил — сердце египетской жизни, источник плодородия и богатства. Его боги — Хапи (дух Нила) и Осирис (чьё тело якобы покоится в реке) — подвергнуты унижению. Бог Израиля объявляет, что это Он управляет стихиями, а не мифические силы Египта.
________________________________________
7:19–21
19 Господь сказал Моисею: «Скажи Аарону: “Возьми жезл и простри руку твою над водами Египта — над реками, каналами, озёрами и водохранилищами — и пусть они превратятся в кровь”. И будет кровь по всей земле Египетской, даже в сосудах из дерева и камня».
20 Моисей и Аарон сделали так, как повелел Господь. Он поднял жезл и ударил по воде Нила на глазах у фараона и его слуг, и вся вода в реке превратилась в кровь.
21 Рыба в реке погибла, река зловонно воняла, и египтяне не могли пить воду. По всей земле Египетской была кровь.
Заметьте: преобразование затронуло всё водное пространство, включая стоячую воду в ёмкостях. Это подчёркивает всеобъемлющий характер суда.
Элемент рыба погибла — удар по египетской экономике. Это не просто визуальный эффект, а реальный ущерб и разрушение системы.
________________________________________
7:22–23
22 Но египетские чародеи с помощью своих тайн сделали то же самое. И сердце фараона ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь.
23 Фараон повернулся и пошёл в свой дом, и не обратил даже внимания на это.
Египетские маги снова имитируют чудо, но не могут отменить последствия. Они могут лишь превратить больше воды в кровь, что не решает проблему, а только усугубляет её.
Здесь высвечивается ирония: вместо помощи народу маги лишь доказывают свою неспособность спасти страну.
«Фараон не обратил внимания» — букв. «и не приложил сердца своего и к этому». Это не только упрямство, но безразличие к страданиям народа.
________________________________________
7:24
24 И все египтяне стали копать вокруг Нила в поисках воды для питья, потому что воду из реки пить было невозможно.
Это показывает, насколько глубокий кризис начался. Народ в отчаянии копает колодцы — возможно, в поисках подземной воды. Это безмолвный протест против системы, которая не может защитить своих людей.
________________________________________
Богословское значение первой казни
1. Нил — как идол Египта — поражён. Первая казнь показывает: ни один природный ресурс, даже самый святой для нации, не является автономным. Всё — под властью Творца.
2. Господь — Бог истории и природы, не просто духовных переживаний. Он вторгается в реальность.
3. Чудеса египетских жрецов ограничены: они могут имитировать, но не исцелить, не освободить, не спасти.
4. Фараон — образ властителя, равнодушного к страданиям людей. Его ожесточение не только в неверии, но и в жестокосердии.
________________________________________
Продолжаем разбор. Исход 8:1–15 (в еврейском оригинале это продолжается с 7:26–8:15) — вторая казнь: нашествие лягушек. Это новое вмешательство Бога, которое ещё больше подрывает религиозную и политическую стабильность Египта.
Исход 8:1–15 — Вторая казнь: лягушки
________________________________________
8:1–4
1 Господь сказал Моисею: «Пойди к фараону и скажи ему: “Так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение.
2 Если ты откажешься отпустить его, то Я поражу всю твою страну нашествием лягушек.
3 Нил будет кишеть лягушками: они вылезут, заполнят дворец, спальню, ложе твоё, дома твоих слуг, и весь народ; они проникнут даже в печи и квашни.
4 Лягушки взберутся и на тебя, и на народ твой, и на всех твоих слуг.”»
Как и прежде, Бог требует освобождения Израиля для служения. Фараон — не просто деспот, а препятствие в исполнении воли Божьей.
Лягушки в Египте были символом плодородия и жизни. Им покровительствовала богиня Хекет — изображалась с головой лягушки. Здесь происходит ирония: благословение становится проклятием, и культ Хекет — предметом насмешки.
________________________________________
8:5–6
5 Господь сказал Моисею: «Скажи Аарону: “Простри руку с жезлом над реками, каналами и озёрами, и пусть по всей земле Египта появятся лягушки.”»
6 Аарон простёр руку над водами Египта, и лягушки вышли и покрыли всю землю.
Это вмешательство Бога в “естественный порядок”. Лягушки — не просто неприятность. Они — символ беспокойства, паники и отвращения, вторгающиеся во все сферы жизни.
________________________________________
8:7
7 Но и чародеи с помощью своих заклинаний сделали то же самое — и лягушки появились на земле Египта.
Это последний раз, когда египетские маги способны что-то имитировать. Как и в первой казни, они не устраняют проблему, а только усугубляют её. Их сила ограничена, и она не спасает фараона.
________________________________________
8:8–10
8 Тогда фараон позвал Моисея и Аарона и сказал: «Помолитесь Господу, чтобы Он избавил меня и народ мой от лягушек, и я отпущу народ, чтобы они совершили жертву Господу».
9 Моисей сказал фараону: «Назначь время, когда я должен помолиться за тебя, за слуг твоих и за народ твой, чтобы лягушки исчезли у тебя, в твоих домах, и остались только в реке».
10 Он сказал: «Завтра». Моисей ответил: «Будет по слову твоему, чтобы ты понял, что нет никого, как Господь, Бог наш.»
Здесь впервые фараон просит Моисея о посредничестве перед Богом. Это поворотный момент: фараон временно признаёт власть Бога — но только из-за давления.
Фраза Моисея: «Назначь время» — показывает уверенность в ответе Бога. Бог действует не хаотично, а по воле, идущей от Него Самого.
________________________________________
8:11–12
11 «Лягушки исчезнут от тебя, от домов твоих, от слуг и народа. Останутся только в реке».
12 Моисей и Аарон вышли от фараона, и Моисей воззвал к Господу о лягушках, которыми Он поразил фараона.
Заметьте: Моисей молится — Бог не делает это автоматически. Здесь мы видим, как действует священническое посредничество Моисея, предвосхищающее будущую роль Христа как Ходатая.
________________________________________
8:13–15
13 Господь сделал по слову Моисея: лягушки вымерли в домах, дворах и полях.
14 Их собрали в кучи, и земля зловонно воняла.
15 Когда фараон увидел, что беда миновала, он ожесточил сердце своё и не послушал их, как и говорил Господь.
Даже в избавлении — элемент суда: трупы лягушек воняют, отравляя атмосферу. Исход — не только битва знаков, но и опыт Божьего терпения.
Как и предсказывал Господь, фараон снова ожесточился. Это не просто упрямство — это бунт против ясного откровения, против правды, которую он не хочет принять, потому что она требует перемен.
________________________________________
Основные богословские выводы
1. Лягушки — символ избыточного хаоса: то, что символизировало благословение, стало орудием разрушения.
2. Божьи казни — не только наказание, но и инструмент откровения, призванный привести к покаянию.
3. Фараон временно уступает, но его покаяние — неискренне. Это иллюстрирует, что чудо не меняет сердца, если человек не желает меняться.
4. Провал магов подчёркивает беспомощность идолопоклонства.
________________________________________
Продолжаем изучение. Исход 8:16–32 — третья и четвёртая казни, когда Бог поражает Египет мошками и оводами. Здесь впервые начинает чётко проявляться разделение между Египтом и народом Израиля, и Божье воздействие усиливается как в интенсивности, так и в направленности.
Исход 8:16–32 — Третья и четвёртая казни: мошки и оводы
________________________________________
8:16–19
16 Тогда Господь сказал Моисею: «Скажи Аарону: “Простри жезл и ударь по пыли земли, и она превратится в мошек по всей земле Египта.”»
17 Аарон сделал так: простёр руку с жезлом, ударил по пыли, и мошки напали на людей и скот. По всей земле Египта вся пыль превратилась в мошек.
18 Чародеи пытались произвести мошек с помощью своих заклинаний, но не смогли. Мошки остались и на людях, и на скоте.
19 Тогда чародеи сказали фараону: «Это перст Божий». Но сердце фараона осталось ожесточённым, и он не послушал их, как и говорил Господь.
В отличие от предыдущих казней, Моисей не предупреждает фараона — Божье вмешательство становится непосредственным и внезапным. Это подчёркивает Божью власть, а не компромисс.
Мошки (возможный перевод — комары, мошка, мелкие жалящие насекомые) — это то, что невозможно контролировать или защититься от него. Это символ тотального дискомфорта и нарушения повседневной жизни.
Египетские чародеи впервые признают бессилие: «Это перст Божий» — признание надчеловеческой силы, но ещё не личной веры. И всё же фараон продолжает упрямо противиться.
________________________________________
8:20–23
20 Господь сказал Моисею: «Встань рано утром и встреть фараона, когда он выйдет к воде. Скажи ему: “Так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение.
21 Если ты не отпустишь его, Я пошлю оводов на тебя, слуг твоих, народ твой и дома ваши. Дома египтян и вся земля наполнится оводами.
22 Но в тот день Я выделю землю Гесем, где живёт Мой народ, и там не будет оводов. Так ты узнаешь, что Я — Господь среди этой земли.
23 Я проведу черту между народом Моим и твоим. Завтра это знамение произойдёт.”»
Четвёртая казнь начинается с нового предупреждения. Это указывает на Божье терпение, несмотря на ожесточение фараона.
Оводы — более агрессивные и болезненные, чем мошки. Это шаг вверх по шкале страданий.
Ключевой момент: Бог впервые выделяет народ Израиля как отдельный объект Своей защиты. Казнь не затрагивает Гесем, где живут потомки Иакова. Это указывает на Божий суверенитет и заветную верность.
________________________________________
8:24–27
24 И так Господь поступил: множество оводов налетело на дворец фараона, дома его слуг и на всю землю Египта; страна была разорена оводами.
25 Фараон призвал Моисея и Аарона и сказал: «Пойдите, принесите жертву вашему Богу здесь, в земле».
26 Моисей ответил: «Так не годится. Мы приносим Господу жертвы, которых египтяне не переносят. Если мы сделаем это у них на глазах, не побьют ли они нас камнями?
27 Мы пойдём на три дня пути в пустыню, чтобы принести жертвы Господу, как Он велел нам.»
Фараон делает предложение компромисса — поклоняйтесь Богу, но не покидайте Египет. Это отображает духовный принцип: враг всегда будет предлагать частичное послушание, чтобы не допустить полного выхода к свободе.
Моисей отвечает с твёрдостью: поклонение Богу не может происходить на условиях фараона. Оно должно быть в согласии с Божьим повелением, а не с культурными ожиданиями Египта.
________________________________________
8:28–32
28 Фараон сказал: «Хорошо, я отпущу вас в пустыню, чтобы вы принесли жертвы Господу, вашему Богу. Только далеко не уходите. Помолитесь за меня.»
29 Моисей ответил: «Вот я выхожу от тебя и помолюсь Господу. Завтра оводы исчезнут от фараона, слуг и народа. Только пусть фараон больше не обманывает нас, не отпуская народ принести жертву Господу.»
30 Моисей вышел от фараона и помолился Господу.
31 И Господь сделал по слову Моисея: оводы исчезли от фараона, от его слуг и от всего народа. Ни одного не осталось.
32 Но фараон опять ожесточил сердце своё и не отпустил народ.
Здесь фараон делает второй ложный шаг — «не уходите далеко». Его сердце не изменилось, он пытается удержать контроль. Это образ неполного покаяния, которое удобное, но не искреннее.
Моисей предупреждает о последствиях обмана — и всё же Бог исполняет Своё слово, несмотря на вероломство фараона. Это подчёркивает милость и терпение Господа, но и накапливающееся наказание.
________________________________________
Богословские акценты:
1. Казни идут по нарастающей — в интенсивности, разрушительности и духовном значении.
2. Маги отступают — человек бессилен против воли Божьей.
3. Разделение между Египтом и Израилем — первый шаг к освобождению и новому национальному самосознанию.
4. Божье терпение — фараон получает возможность покаяться, но каждый раз всё глубже ожесточается.
5. Истинное поклонение возможно только в послушании — нельзя служить Богу, оставаясь под властью фараона (мира, греха, идолов).
Пастор Александр Серков
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев