Как наказать банк за нарушения при выдаче кредита?
Поможет Верховный суд. Именно туда дошел со своей проблемой клиент "Сетелем Банка". Банк требовал от него досрочного погашения кредита и процентов по нему, а также назначенной суммы штрафа из-за однократного опоздания с оплатой на 7 дней. При этом опоздание произошло не по вине пенсионера, а из-за сбоя в программе терминала "Сбербанка", через который клиент осуществлял оплату. Хотя пенсионер позаботился о получении в "Сбербанке" документов, подтверждающих техническую проблему с терминалом, банк стоял на своем. Правда, сам клиент не растерялся, он заявил встречный иск, которым потребовал от банка солидную компенсацию морального вреда. В первых двух инстанция требования клиента банка суды отклонили, а потом спор дошел до Верховного суда.
Пенсионер обосновал свои требования тем, что его и его близких фактически терроризировали телефонными звонками, он попал в Бюро кредитных историй как ненадежный заемщик, а от звонков у него ухудшилось здоровье. В результате на лечение пенсионер потратил 26 575 рублей, которые также просил взыскать с банка. При этом «Сетелем Банк» еще при рассмотрении дела в первой инстанции сообщил клиенту, что отменяет штраф и прощает остаток долга, «согласно клиентоориентированной политике банка». Именно поэтому суд и отклонил притязания пенсионера. Раз нет долга, то и договор расторгнуть нельзя. В результате нарушения прав клиента банка остались без внимания.
Верховный суд с таким подходом к вопросу не согласился. Судьи отметили, что исполнение обязательств не исключает необходимости компенсировать вред, нанесенный потребителю в результате нарушения его прав. В п.45 постановления Пленума ВС от 28 июня 2012 года об этом так и сказано: «для компенсации морального вреда достаточно одного – факта нарушения прав потребителя». Тогда как нижестоящие инстанции, выяснив, что кредитный договор уже исполнен, не стали рассматривать другие требования потребителя. Дело вернули на повторное рассмотрение в апелляционную инстанцию.
Нет комментариев