Многие сегодня не воспринимают религиозные течения и школы как что-то динамическое и развивающееся. С точки зрения таких людей деноминация, к которой они принадлежат, возникла сразу в готовом виде. Чтобы разъяснить ситуацию, редакция решила составить краткий список вопрос-ответ.
FAQ: Критика теории исторического развития деноминаций
Вопрос: Если лютеране отделились от католиков, то почему до сих пор существуют католики? Они что, не должны были все превратиться в лютеран?
Ответ верующего: Это не значит, что католики исчезли. Это значит, что часть верующих, несогласная с некоторыми практиками, основала новое сообщество на основе своего понимания Писания. Материнская церковь при этом не только продолжила свое существование, но и продолжила развиваться. Таким образом, лютеране (реформаты, англикане, а также современные католики) произошли от католиков 16 века также как и католики 16 века произошли от древней Церкви.
Вопрос: Где ваши «переходные формы»? Покажите мне хотя бы одну «полукатолическую-полубаптистскую» церковь! Их нет, значит, раскол был мгновенным актом откровения!
Ответ верующего: Но они есть! Это такие течения, как старокатолики, англикане или некоторые направления в кальвинизме, которые в разное время и в разных местах демонстрировали смешение черт и были теми самыми «переходными» общинами на пути к формированию новых конфессий. К тому же, неправильно воспринимать конфессию как что-то монолитное. Даже внутри церквей с жёстко закреплённым вероучением есть различные мнения и богословские дискуссии.
Вопрос: Ваша «история церкви» основана на допущении, что догматы могут постепенно меняться. Но это невозможно! Догмат — это истина, раз данная апостолам и неизменная. Любое изменение — это ересь, а не развитие!
Ответ верующего: Мы же видим, как формулировки уточнялись на Вселенских соборах в ответ на новые ереси. Это не изменение истины, а более глубокое раскрытие и защита её от заблуждений в изменившихся исторических условиях. Таким образом, формулировка догматов и развитие церковных практик происходят с целью ответа на какие-то внешние обстоятельства, которые могут отличаться от региона к региону и от периода к периоду.
Вопрос: Случайные богословские ошибки (ереси) не могут создать сложную и стройную систему вероучения как лютеранство! Это всё равно что утверждать, что обезьяна щёлкала по клавиатуре и напечатала Символ Веры!
Ответ верующего: Новые течения возникают не на пустом месте. Лютер не изобрел веру с нуля. Он опирался на Писание и труды Отцов Церкви (исходный «код»), а его критика стала тем отбором, который отбросил, по его мнению, накопившиеся «ошибки» и выделил главное. Таким образом, богословие является не нагромождением случайных озарений, а работающей системой, проверяемой в многочисленных диспутах и исследованиях, отсеивающих вредные идеи и поэтапно закрепляющих полезные.
Вопрос: Разнообразие конфессий доказывает, что они были изначально созданы разными, а не произошли друг от друга! Вообще-то, апостолы могли быть разных конфессий!
Ответ верующего: Это утверждение игнорирует все исторические документы, письма, решения соборов, которые ясно показывают преемственность и постепенное расхождение традиций, вплоть до полного разрыва общения. Даже при полном отсутствии каких-либо исторических хроник можно проследить преемственность одних движений от других хотя бы по особенностям богословия.
Вопрос: Один известный австрийский художник был сторонником исторического развития деноминаций! Его приход к власти разве не строился на этой теории?
Ответ верующего: А ещё этот художник пил воду и ел огурцы. Даже если он и использовал идею исторического развития деноминаций в своих целях, это не будет говорить в пользу её истинности или ложности. И нет, его идеология хоть и использовала терминологию, связанную с развитием, была далека от истории христианства. Данное утверждение является логической ошибкой апелляции к последствиям.
Вопрос: Ваша «историческая наука» — это просто светская теория, придуманная людьми, которые не верят в единство Церкви! Настоящий верующий должен отвергать эти идеи и верить в неизменность Тела Христова с апостольских времен.
Ответ верующего: Отсутствие административного единства Церкви - наблюдаемый факт. Мы изучаем исторические процессы, а не богословские истины. История показывает, как развивалась церковь, а богословие говорит нам, во что и почему мы верим. К тому же богословие без исторического фундамента будет крайне шатким и ненадёжным. Отрицать исторические свидетельства — значит отрицать саму историю действия Бога в мире. Кроме того теория исторического развития деноминаций показывает родство всех христиан и, наоборот, не разделяет, а подчёркивает единство Церкви и взаимное уважение!
Ортодоксальный гностицизм https://vk.com/orthognosis?w=wall-201967758_1273
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев