531. КАК ДЕЛА?
1132. 'Анас ибн Малик поведал, что он слышал, как 'Умара ибн ал-Хаттаба приветствовал некий человек, и он ответил ему приветствием. Потом 'Умар спросил этого человека: «Как дела?» Тот человек ответил: «Восхваляю Аллаха от твоего имени». 'Умар сказал: «Это я и хотел услы¬шать от тебя».
532. КАК ОТВЕЧАТЬ, КОГДА КТО-ТО СПРАШИВАЕТ: «КАК ПРОВЕЛ УТРО?»
1133. Жабир ибн 'Абд Аллах, поведал, что Пророка спросили: «Как провели утро?» Он ответил: «Лучше тех людей, которые не ходят на по-хороны и не навещают больных».
1134. Мухажир (ас-Са'иг) сказал: «Я сидел с одним из сподвижни¬ков Пророка , он был старейшиной из ал-Хадрамаута. Когда кто-то его спрашивал: «Как провели утро?», он отвечал: «Не придавая Аллаху со-товарищей».
1135. Сайф ибн Вахаб сказал: «'Абу ат-Туфайл спросил меня: «Сколь¬ко тебе лет?» — «Тридцать три», — ответил я. Он сказал: «Рассказать тебе хадис, который я слышал от Хузайфы ибн ал-Иамана? Один чело¬век из Хасафы, которого звали 'Амр ибн Сулай', один из сподвижни¬ков, был в тот день моего возраста, а я был того же возраста, что и ты сегодня. Мы пришли к Хузайфе в мечеть. Я сел позади собравшихся там людей, а 'Амр пробирался до тех пор, пока не оказался перед ним, и спросил: «Как провел утро (или вечер), 'Абд Аллах?» Хузайфа сказал: «Я восхваляю Аллаха». 'Амр спросил: «Что это за хадисы, которые
292
приходят к нам от тебя?» Хузайфа сказал: «Что же от меня дошло до тебя, 'Амр?» Он сказал: «Хадисы, которые я не слышал». Хузайфа ска¬зал: «Клянусь Аллахом, если бы я рассказал вам все, что я слышал, вы остались бы здесь со мной до полуночи. Однако, 'Амр ибн Сулай', если ты увидишь, что Кайс захватывает власть над Шамом (Сирией), то бе¬регись и еще раз берегись. Клянусь Аллахом, при Кайсе все верующие рабы Аллаха запугиваются или умертвляются. Клянусь Аллахом, на¬ступит для них такое время, когда они не будут воздерживаться от гре¬ха размером с холм». Он ('Амр) сказал: «Да смилостивится над тобой Аллах! Какова же твоя помощь твоему народу?» Он сказал: «Это мое дело». Потом он сел».
533. ЛУЧШИМ СОБРАНИЕМ ЯВЛЯЕТСЯ САМОЕ ШИРОКОЕ
1136. 'Абд ар-Рахман ибн 'Аби 'Амра ал-'Ансари рассказал: «'Абу
Са'ид ал-Худри был приглашен на похороны». Он продолжил: «Каза-
лось, что он уже не явится, так как люди уже заняли свои места. Затем
он все-таки пришел. Когда люди увидели его, они поспешили найти для
него место. Один из них встал, уступив ему место, чтобы он сел. Он ска-
зал: «Не делай этого. Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: «Луч-
шим собранием (мажлисо.м) является самое широкое». Затем он отошел
к краю и сел в широком собрании».
534. ОБРАЩЕНИЕ ЛИЦОМ К КЫБЛЕ
1137. Мункыз сказал: «'Абд Аллах ибн 'Умар, в большинстве слу-
чаев, когда сидел, обращался лицом к кыбле. Однажды Йазид ибн
'Абд Аллах ибн Кусайт после восхода солнца прочитал аят, после
которого должен совершаться земной поклон (сажда). Он совершил
земной поклон, и люди совершили его, за исключением 'Абд Аллаха
ибн 'Умара. Когда же солнце взошло, 'Абд Аллах распрямил ноги, а
потом совершил земной поклон, и сказал: «Разве ты не видел земной
поклон своих друзей? Они совершили его тогда, когда не следует тво-
рить намаз».
293
536. КОГДА КТО-ТО ВСТАЕТ, А ЗАТЕМ ВОЗВРАЩАЕТСЯ НА СВОЕ МЕСТО
1138. 'Абу Хурайра поведал, что Пророк сказал: «Когда один из
вас встает с места, а затем возвращается к нему, у него больше прав на
него».
537. СИДЕНИЕ НА ДОРОГЕ
1139. 'Анас сказал: «Посланник Аллаха пришел к нам, когда мы
были детьми. Он приветствовал нас и послал меня с поручением, а сам
сел на дороге в ожидании моего возвращения. Он сидел на дороге, ожи-
дая, пока я вернусь к нему». 'Анас продолжил: «Я заставил ждать 'Умм
Сулайм [его мать], и она спросила: «Почему ты задержался?» Я отве-
тил: «Пророк послал меня с поручением». — «Что же это за поруче-
ние?» — спросила она. «Это секрет», — ответил я. Она сказала: «Храни
секрет Посланника Аллаха ».
538. О РАСШИРЕНИИ МЕСТА СИДЕНИЯ
1140. Ибн 'Умар поведал, что Пророк сказал: «Ни один из вас не
должен заставлять человека подниматься с места, чтобы затем сесть
на него самому. Однако расширяясь, создавайте место и садитесь ши-
ре».
539. ЧЕЛОВЕК, САДИВШИЙСЯ В САМОМ КОНЦЕ
1141. Жабир ибн Самура сказал: «Когда мы приходили к Пророку ,
один из нас садился в самом конце».
540. НЕ РАЗЛУЧАЙТЕ ДВОИХ
1142. 'Абд Аллах ибн 'Амр поведал, что Пророк сказал: «Не раз-
решается человеку разлучать двух людей иначе, чем по их обоюдному
согласию».
294
540. ПЕРЕШАГИВАНИЕ ЧЕРЕЗ ЛЮДЕЙ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПРИБЛИЗИТЬСЯ К ВЕДУЩЕМУ СОБРАНИЕ
1143. Ибн 'Аббас сказал: «Когда 'Умар был пронзен в спину,
я был одним из тех, кто отнес его домой. Он сказал мне: «Сын мо-
его брата, ступай, посмотри, кто меня ранил и кого еще вместе со
мной ранили». Я пошел и вернулся, чтобы рассказать ему, но к то-
му времени дом был полон народу. Мне не захотелось идти по го-
ловам, я был еще молод, и поэтому я сел. У 'Умара было правило:
если он посылал кого-либо с поручением, он велел ему сообщать
об этом. 'Умар был скрыт занавесом. Пришел Ка'б и сказал: «Кля-
нусь Аллахом, если повелитель правоверных ('Умар) произнесет
молитвенное обращение (ду'а), Аллах сохранит ему жизнь и возвы-
сит его для этой общины, чтобы он сделал для нее то-то и то-то».
В своей этой речи он также упомянул о лицемерах, назвал их по име-
нам и куньям (т. е. именам, дающимся по имени ребенка). Я сказал:
«Передать ли мне ему то, что ты сказал?» Ка'б сказал: «Я сказал это
именно потому, что хотел, чтобы ты это передал». Я набрался смело-
сти и встал, я переступил через головы людей и сел у головы 'Умара.
Я сказал: «Ты послал меня узнать то-то. Вместе с тобой было ранено
вроде бы еще тринадцать человек. Кулайб ибн ал-Жаззар был ранен,
когда он совершал омовение из сосуда для омовения. Ка'б поклялся
Аллахом в том-то и том-то». Он сказал: «Позовите сюда Ка'ба». Его
позвали, и 'Умар спросил: «Что ты сказал?» Он ответил: «Я сказал то-
то и то-то». Он сказал: «Нет, клянусь Аллахом, я не стану обращаться
с мольбой (ду 'а). Однако 'Умар будет несчастлив, если Аллах не про-
стит его».
1144. Аш-Ша'бй сказал: «К 'Абд Аллаху ибн 'Амру, когда с ним си-
дели несколько человек, пришел один человек. Он хотел было пере-
шагнуть через них, чтобы добраться до него, но они не позволили ему,
и 'Абд Аллах сказал: «Оставьте его». Тогда тот подошел и сел рядом с
ним, а потом сказал: «Расскажи мне что-нибудь о том, что ты слышал от
Посланника Аллаха ». 'Абд Аллах сказал: «Я слышал, как Посланник
Аллаха сказал: «Мусульманин — это тот человек, от языка и руки
которого другие мусульмане не имеют неприятностей. Переселенец
(мухажир) же — это тот, который отстраняется от того, что запрещено
Аллахом».
295
1146. Ибн 'Аббас сказал: «Самым дорогим человеком для меня яв-
ляется тот, с кем я сижу. Дело доходит до того, что он может пройти по
головам людей, чтобы сесть рядом со мной».
542. МОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК ВЫТЯНУТЬ НОГУ ПЕРЕД ТЕМ, С КЕМ ОН СИДИТ
1147. Касир ибн Мурра поведал: «Я вошел в мечеть в пятницу и уви-
дел 'Ауфа ибн Малика ал-Ашжа'и сидящим в кругу людей и вытянув-
шим ноги перед собой. Когда он увидел меня, он подобрал ноги под себя.
Потом он сказал мне: «Знаешь ли ты, почему я вытянул ноги? Чтобы
праведный человек мог прийти и сесть».
543. КОГДА КТО-ТО ИЗ ПРИСУТСТВУЮЩИХ ПЛЮЕТ
1148. Ал-Харис ибн 'Амр ас-Сахми поведал: «Я пришел к Пророку ,
когда он был в Мине или на Арафате. Люди уже столпились вокруг не-
го. Когда же подошли бедуины и увидели его лицо, они сказали: «Это
благословенное лицо». Я сказал: «Посланник Аллаха, помолись о мо-
ем прощении». Он сказал: «О Аллах, прости нас!» Я обошел его и ска-
зал: «Попроси прощения для меня». Он сказал: «О Аллах, прости нас!»
Я обошел (еще раз) и сказал: «Попроси прощения для меня». Он сказал:
«О Аллах, прости нас!» Он плюнул на руку и вытер ее о сандалию, не
желая, чтобы плевок попал на кого-нибудь из окружавших его».
544. О СИДЕНИИ ВДОЛЬ ДОРОГ
1149. 'Абу Хурайра поведал, что Пророк запретил сидеть вдоль
дорог. Люди сказали: «Посланник Аллаха, нам трудно сидеть в наших
домах». Он сказал: «Если вам хочется сидеть там, то отдавайте в том
296
долг». Они сказали: «Каков же тот долг?» Он ответил: «Указывать дорогу всякому, кто просит указать ее, отвечать на приветствия, потуплять взор, повелевать совершать благое и запрещать дурное».
1150. 'Абу Са'ид ал-Худри поведал, что Пророк сказал: «Остерегай-
тесь сидеть вдоль дорог». Ему сказали: «Посланник Аллаха, нам бывает
необходимо сесть там, чтобы поговорить». Тогда Посланник Аллаха
сказал: «Что ж, если вы противитесь, то отдайте дороге то, что ей по-
добает». «Что же подобает дороге, о Посланник Аллаха?» — спросили
его. Он ответил: «Потуплять взор, не делать ничего дурного, повелевать
совершать благое и запрещать дурное».
545. О ТОМ, КТО СИДЕЛ,
СВЕСИВ НОГИ В КОЛОДЕЦ И ОБНАЖИВ ИХ ДО ГОЛЕНИ
1151. 'Абу Муса ал-'Аш'арй сказал: «Пророк однажды вышел по
делу к одной из стен Медины, и я вышел вслед за ним. Когда он вошел
за стену, я сел у калитки и сказал: «Сегодня я буду привратником Про-
рока , пусть даже он и не повелел мне быть им». Пророк пошел, сделал
свое дело, а затем сел на край колодца. Он обнажил ноги до голени и
свесил их в колодец. Пришел 'Абу Бакр и попросил разрешения войти.
Я сказал: «Оставайся там, где ты стоишь, пока я не испрошу для тебя
разрешения войти». Он остался ждать, а я направился к Пророку и
сказал: «Посланник Аллаха, там 'Абу Бакр просит разрешения войти».
Он сказал: «Впусти его и обрадуй его Раем». Он вошел и сел справа от
Пророка , обнажил ноги до голени и свесил их в колодец. Затем пришел
'Умар. Я сказал: «Оставайся там, где ты стоишь, пока я не испрошу для
тебя разрешения войти». Пророк сказал: «Впусти его и обрадуй его Ра-
ем». 'Умар вошел и сел по левую сторону от Пророка , обнажил ноги до
голени и свесил их в колодец. Верхний край колодца оказался занятым, и
сесть уже было некуда. Затем пришел 'Усман. Я сказал: «Оставайся там,
где ты стоишь, пока я не испрошу для тебя разрешения войти». Пророк
сказал: «Впусти его и обрадуй его Раем, а также сообщи о несчастье, которое ему выпадет». 'Усман вошел, но не нашел свободного места. Он обошел колодец, подойдя с противоположной стороны, обнажил ноги до голени и свесил их в колодец. Я стал желать, чтобы пришел кто-нибудь из моих братьев, и я попросил Аллаха, чтобы он сделал так, чтобы кто-нибудь из них пришел, но никто не пришел до того, как они встали».
297
1152. 'Абу Хурайра сказал: «Пророк вышел на улицу в самый
разгар дневной жары. Он не разговаривал со мной, и я не разгова-
ривал с ним до тех пор, пока он не пришел на базар бану кайнука'.
Он сел во дворе дома Фатымы и спросил: «Малыш здесь? Малыш
здесь?» Фатыма ненадолго задержала сына. Думаю, что она надевала
на него ожерелье или умывала его. Затем он выбежал, и Пророк об-
нял его и поцеловал. Он сказал: «О Аллах, люби его и люби тех, кто
любит его».
546. ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ВСТАЕТ С МЕСТА, ЧТОБЫ УСТУПИТЬ ЕГО ДРУГОМУ, ТОТ, ДРУГОЙ, НЕ ДОЛЖЕН НА НЕГО САДИТЬСЯ
1153. Нафи' поведал, что Ибн 'Умар сказал: «Пророк запретил про-
сить человека вставать со своего места, чтобы потом сесть на него само-
му». Нафи' продолжил: «Когда кто-либо вставал с места, чтобы уступить
его Ибн 'Умару, тот не садился на него».
547. ДОВЕРИЕ
1154. 'Анас сказал: «Однажды я прислуживал Посланнику Аллаха .
Когда я подумал, что я выполнил все его дела, я сказал: «Пророк (на-
верное) спит полуденным сном». Я вышел из дому и заметил играющих
детей. Я стоял, наблюдая за ними и их игрой. Пророк вышел, подо-
шел к ним и приветствовал их. Затем он позвал меня и послал меня за
тем, что ему было нужно. Он оставался в ожидании до тех пор, пока я
не вернулся к нему. Я запоздал к своей матери, и она спросила: «Почему
ты задержался?» Я ответил: «Пророк отправил меня с поручением».
— «Что же ему было нужно?» — спросила она. Я ответил: «Это секрет
Пророка >>. Она сказала: «Храни секрет Посланника Аллаха :». Я ни-
кому не открыл этот секрет. Если бы я открыл его, то я открыл бы его
тебе».
298
548. ЕСЛИ ОН ПОВОРАЧИВАЛСЯ, ТО ПОВОРАЧИВАЛСЯ ПОЛНОСТЬЮ
1155. 'Абу Хурайра так описал Посланника Аллаха : «Он был
среднего роста, но ближе к высокому. У него была очень белая кожа,
черная борода и хорошие крепкие передние зубы. У него были длинные
ресницы, очень широкие плечи и округлые щеки. Он ходил, ступая всей
ступней, но на ней не было выемки. Но стопа была полной (плоской).
Он полностью поворачивался к людям или полностью отворачивался
от них. Я никогда не видел никого, подобного ему, ни раньше, ни поз-
же».
549. ЧЕЛОВЕК, КОТОРОГО ПО КАКОЙ-ЛИБО ПРИЧИНЕ ПОСЛАЛИ К ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ,
А ОН НЕ ГОВОРИТ ТОМУ, ЗАЧЕМ ЕГО ПОСЛАЛИ
1156. 'Аслам сказал: «'Умар сказал мне: «Если я пошлю тебя к чело-
веку, не открывай ему причину, по которой я отправил тебя к нему. Ибо
дьявол подготовит для него ложь в твоих словах».
550. НУЖНО ЛИ ГОВОРИТЬ: «ОТКУДА ТЫ»
1157. Лайс рассказал, что мужахиду не нравилось, когда человек при-
стально смотрел на своего брата, или провожал его взглядом, когда он
уходил, или спрашивал его: «Откуда ты пришел и куда направляешь-
ся?»
1158. Малик ибн Зубайд сказал: «В ар-Рабазе мы проходили мимо
'Абу Зарра. Он спросил: «Откуда вы прибыли?» Мы сказали: «Из Мек-
ки, или из Древнего Дома». Он спросил: «И это все, чем вы заняты?» Мы
сказали: «Да». Он сказал: «Наряду с этим делом ведете ли вы торговлю и
куплю-продажу?» — «Нет», — ответили мы. Он сказал: «Тогда начните
дело заново».
299
551. ТОТ, КТО СЛУШАЕТ БЕСЕДУ ЛЮДЕЙ, КОГДА ОНИ НЕ ХОТЯТ ЭТОГО
1159. Ибн 'Аббас поведал, что Пророк сказал: «Того, кто придает
форму какому-либо образу, заставят вдохнуть в него жизнь, и он будет
наказан, потому что не сможет вдохнуть в него жизнь. Всякого, утверж-
дающего ложно, что ему было видение во сне, заставят связать два яч-
менных зерна, и он будет наказан, потому что не сможет связать их. Вся-
кому, кто слушает беседу людей, когда они отходят от него, в уши будет
залито расплавленное олово».
552. О СИДЕНИИ НА КРОВАТИ
1160. Ал-'Ирйан ибн ал-Хайсам сказал: «Мой отец был отправлен
к Му'авийе, когда я был мальчиком. Когда он вошел к нему, он сказал:
«Добро пожаловать! Добро пожаловать!» Человек, сидевший вместе с
ним на ложе, сказал: «Повелитель правоверных, кого это ты привет-
ствуешь?» Он сказал: «Это уважаемый человек из жителей Востока.
Это ал-Хайсам ибн ал-'Асвад. Я спросил: «Кто это?» Мне ответили:
«Это 'Абд Аллах ибн 'Амр ибн ал-'Ас». Я сказал ему: «'Абу такой-
то, откуда же выйдет Дажжал?» Он сказал: «Я не видел другого такого
народа, который бы спрашивал о далеком будущем и не замечал бы,
что находится поблизости, кроме того народа, к которому ты принадле-
жишь». Затем он сказал: «Он выйдет с иракской местности, имеющей
деревья и пальмы».
1161. 'Абу ал-'Алиййа сказал: «Я сидел с Ибн 'Аббасом на кровати».
1161. 'Абу Жамра сказал: «Мне довелось сидеть с Ибн 'Аббасом. Он сажал меня на свою кровать. Он сказал мне: «Оставайся со мной, чтобы я мог выделить тебе часть моего имущества». Я остался у него в течение двух месяцев».
300
1162. Халид ибн Динар поведал, что он слышал, как 'Анас ибн Малик,
когда он с ал-Хакамом, эмиром Басры, сидели на ложе, сказал: «Бывало,
когда было жарко, Пророк откладывал намаз на более прохладное вре-
мя. Когда же было холодно, он творил намаз рано».
1163. 'Анас ибн Малик сказал: «Я зашел к Пророку , когда он лежал на
плетеной кровати. Под головой у него была подушка, сделанная из кожи и
набитая древесными волокнами. Между его кожей и кроватью была лишь
одна одежда. 'Умар зашел к нему и заплакал. Пророк спросил: «Отчего ты
плачешь, 'Умар?» Он сказал: «Клянусь Аллахом, Посланник Аллаха, я пла-
чу только потому, что знаю, что пред Аллахом ты благороднее персидского и
римского правителей. Оба они живут, пользуясь всеми мирскими благами, а
ты, Посланник Аллаха, находишься там, где я тебя вижу». Пророк сказал:
«Разве ты, 'Умар, не доволен тем, что они пользуются благами этого мира, а
мы будем пользоваться благами последующего мира?» Он [я] ответил: «До-
волен, Посланник Аллаха». Он сказал: «Поэтому это так».
1164. 'Абу Рифа'а ал-'Адави сказал: «Я пришёл к Пророку , когда он
произносил проповедь. Я сказал: «Посланник Аллаха, пришел незнако-
мец, который спрашивает о своей религии. Он не знает, какая у него рели-
гия». Он подошел ко мне и приостановил свою проповедь. Ему принесли
стул, у которого, как мне кажется, были железные ножки. (Хамид (один из
передатчиков) сказал: «Думаю, что это было черное дерево, о котором он
подумал, что это железо»). Он сел на него и стал учить меня тому, чему
Аллах научил его. Затем он произнес конец своей проповеди».
1165. Муса ибн Дихкан сказал: «Я видел Ибн 'Умара сидящим на кро-
вати для новобрачных, и на нем было красное одеяние».
1165. 'Имран ибн Муслим сказал: «Я видел 'Анаса сидящим на по¬стели и положившим одну ногу на другую».
301
553. ЕСЛИ КТО-ТО ВИДИТ,
ЧТО ЛЮДИ СЕКРЕТНИЧАЮТ,
ПУСТЬ НЕ ПРИБЛИЖАЕТСЯ К НИМ
1166. Са'ид ал-Мукбирй сказал: «Я проходил мимо Ибн 'Умара, с ним был один человек, с которым он разговаривал. Я подошел к ним, и он ударил меня в грудь, сказав: «Если видишь, что двое беседуют, не под¬ходи к ним и не подсаживайся к ним, не попросив у них разрешения». Я сказал: «Да пошлет тебе Аллах процветания в делах, 'Абу 'Абд ар-Рахман. Я надеялся, что услышу от вас что-то хорошее».
1167. Ибн 'Аббас сказал: «Тому, кто слушает чужие разговоры, когда
люди не хотят этого, в уши будет залито расплавленное олово. Всякий,
утверждающий ложно, что ему было видение во сне, будет заставлен
связать ячменные зерна».
554. ДВОЕ НЕ ДОЛЖНЫ ШЕПТАТЬСЯ в ПРИСУТСТВИИ ТРЕТЬЕГО
1168. 'Абд Аллах поведал, что Посланник Аллаха сказал: «Когда
собираются трое, то двое не должны шептаться так, чтобы третий не
участвовал в разговоре».
555. КОГДА ВСТРЕЧАЮТСЯ ТРОЕ ИЛИ ЧЕТВЕРО
1169. 'Абд Аллах поведал, что Пророк сказал: «Когда вы бываете
втроем, то двое не должны разговаривать так, чтобы третий не участво-
вал в разговоре, так как это огорчит его».
1170. Ибн 'Умар поведал нечто подобное со слов Пророка . Он ска¬зал: «Мы спросили: «А если людей четверо?» Он сказал: «Тогда это ему не повредит».
302
1171. 'Абд Аллах, поведал, что Пророк сказал: «Двое не должны
разговаривать так, чтобы третий не участвовал, пока они не окажутся
среди людей, ради того, чтобы не огорчить его».
1172. Ибн 'Умар сказал: «Если людей четверо, то вреда в этом нет».
556. ЕСЛИ КТО-ТО СЕЛ С КЕМ-ТО, ТО,
ПОЖЕЛАВ УЙТИ, ОН ДОЛЖЕН ПОПРОСИТЬ РАЗРЕШЕНИЯ
1173. 'Абу Бурда ибн 'Аби Муса сказал: «Я подсел к 'Абд Аллаху ибн
Саламу. Он сказал: «Ты сел с нами, но нам уже пора уходить». Я сказал:
«Как вам угодно». Он встал, и я проводил его до двери».
557. О НЕСИДЕНИИ НА МЕСТЕ ПАДЕНИЯ СОЛНЕЧНОГО СВЕТА
1174. Кайс поведал, что его отец пришел, когда Посланник Аллаха
произносил проповедь. Он встал на солнце, и Пророк повелел ему перей-
ти в тень.
558. СИДЕТЬ, ЗАКУТАВШИСЬ В ОДЕЖДУ
1175. 'Абу Са'ид ал-Худри сказал: «Посланник Аллаха запретил
два вида одежды и два вида торговых операций. Он запретил торговые
сделки, называемые муламаса и мунабаза Запрещенные виды одеж-
ды — это самма2 и закутывание в одежду так, что в сидячем положении
интимные части тела становятся неприкрытыми».
1 Муламаса — случай, когда человек дотрагивается до одежды, и это подразумевает окончание сделки, тогда как он не успел как следует рассмотреть товар. Мунабаза — это когда один бросает одну одежду, и другой бросает свою одежду, и это является заверше-нием сделки без всякой проверки товара.
2 Самма' — перекидывание части одежды через плечо так, чтобы одно из плеч оста-валось неприкрытым.
303
559. О ТОМ, КОМУ БРОСИЛИ ПОДУШКУ
1176. 'Абд Аллах, ибн 'Амр поведал, что о его посте рассказали Про-
року . Он сказал: «Пророк зашел ко мне, и я бросил ему кожаную
подушку, набитую пальмовыми волокнами, но он сел на землю. Поду-
шка осталась лежать между мной и им. Он спросил меня: «Разве тебе
недостаточно трех дней в месяц?» Я сказал: «Посланник Аллаха!» Он
спросил: «Пяти?» Я сказал: «Посланник Аллаха!» Он спросил: «Семи?»
Я сказал: «Посланник Аллаха!» Он спросил: «Девяти?» Я сказал: «По-
сланник Аллаха!» Он спросил: «Одиннадцати?» Я сказал: «Посланник
Аллаха!» Тогда он сказал: «Пост не должен превышать пост Давуда в
полвремени, т. е. один день — пост, другой — разговенье».
1177. 'Абд Аллах ибн Баср поведал, что Пророк проходил мимо его
отца, бросившего Пророку коврик, на который тот сел.
560. О СИДЕНИИ НА КОРТОЧКАХ
1178. Кайла поведала: «Я видела Пророка сидящим на корточках.
Когда я увидела Пророка в этой смиренной позе, я затрепетала от
страха».
561. О СИДЕНИИ СО СКРЕЩЕННЫМИ НОГАМИ
1179. Заййал ибн 'Убайд ибн Ханзала ибн Хузайм сказал: «Я навестил
Пророка и увидел его сидящим со скрещенными ногами».
1180. 'Абу Рузайк поведал, что он видел, как 'Али ибн 'Абд Аллах
ибн 'Аббас сидел со скрещенными ногами, положив одну ногу на дру-
гую, правую поверх левой.
1181. 'Имран ибн Муслим сказал: «Я видел, как 'Анас ибн Малик си-
дел со скрещенными ногами, одна ступня поверх другой».
304
562. О ЗАКУТЫВАНИИ в ОДЕЖДУ
1182. Салим ибн Жабир ал-Хужайми сказал: «Я подошел к Проро-
ку , когда он был закутан в плащ, края которого покрывали его ступни.
Я сказал: «Посланник Аллаха, дай мне совет». Он сказал: «Тебе нужно
придерживаться богобоязненности. Не пренебрегай никаким из благих
дел, даже воду из своего ведра переливай в ведро того, кто тебя попросит
о ней, и с выражением счастья на лице разговаривай со своим братом.
Остерегайся носить длинную и волочащуюся по земле одежду, ибо это
признак гордыни, которую не любит Аллах. Если человек упрекнул тебя
в том, что ему о тебе известно, не упрекай его ни в чем из того, что ты
о нем знаешь. Предоставь его его собственному злу Ты получишь свою
награду. Не бранись ни по какому поводу».
Он сказал: «После этого я никогда никого не ругал — ни животных, ни людей».
1183. 'Абу Хурайра сказал: «Я никогда не мог смотреть на Хасана без
того, чтобы мои глаза не наполнялись слезами. Это оттого, что однажды
Пророк вышел на улицу и застал меня в мечети. Он взял меня за руку,
и я пошел вместе с ним. Он не разговаривал со мной до тех пор, пока мы.
не пришли на базар бану кайнука'. Он шел по нему и смотрел. Затем он
ушел, и я ушел с ним, и мы пришли в мечеть. Он сел и закутался в свои
одежды. Потом он сказал: «Где малыш? Позови ко мне малыша». Хасан
прибежал и прыгнул ему на колени. Затем он запустил руку в его бороду.
Затем Пророк открыл его рот и поцеловал его в ротик. Затем он сказал:
«О Аллах, я люблю его, так люби его и того, кто его любит!»
563. О ТОМ, КТО СИДЕЛ НА КОЛЕНЯХ
1184. 'Анас ибн Малик поведал, что Пророк совершил с ними обе-
денный намаз (зухр). Когда он произнес слова приветствия, завершаю-
щие намаз (таслйм), он встал на минбар и заговорил о Судном дне. Он
упомянул, что в этот день произойдут великие события. Затем он ска-
зал: «Тот, кто хочет о чем-нибудь спросить, пусть спросит об этом. Кля-
нусь Аллахом, о чем бы вы меня ни спросили, я отвечу вам, пока стою
на этом месте». 'Анас продолжал: «Люди много плакали, когда услы-
шали это от Посланника Аллаха . Посланник Аллаха все повторял:
«Спрашивайте». 'Умар встал на колени и сказал: «Мы довольны тем,
305
что Аллах, — наш Господь, что Ислам — наша вера, а Мухаммад — По-сланник». Пророк молчал, когда 'Умар говорил это. Затем Посланник Аллаха сказал: «Хорошо! Клянусь Тем, в Чьей руке находится душа Мухаммада, мне были показаны Рай и Ад на поверхности этой стены, когда я молился. Я никогда не видел такой благодати и такого зла, какие увидел сегодня».
564. О ЛЕЖАНИИ
1185. 'Абд Аллах ибн Зайд ибн 'Асым ал-Мазинй сказал: «Я видел
его». Малик ибн 'Исма'ил спросил Ибн 'Уйайна (который передал это
ему): «Пророка ?» Он ответил: «Да, лежавшим на спине, положив одну
ногу на другую».
1186. Ал-Мисвар сказал: «Я видел 'Абд ар-Рахмана ибн 'Ауфа лежа-
щим на спине с одной ногой, перекинутой поверх другой».
565. О ЛЕЖАНИИ НА ЖИВОТЕ
1187. Ибн Тыхфа ал-Гыфарй поведал, что его отец рассказал ему, что
он был одним из людей Сафы. Он (отец) сказал: «Когда я спал в мечети в
течение последней части ночи, лежа на животе, кто-то подошел ко мне и
пошевелил меня ногой, сказав: «Вставай. Аллаху не нравится, когда ле-
жат таким образом». Я поднял голову и над собой увидел Пророка ».
1188. 'Абу Умама поведал, что Посланник Аллаха проходил в мече-
ти мимо человека, лежавшего на животе. Он толкнул его ногой и сказал:
«Вставай с адского сна».
566. СЛЕДУЕТ ДАВАТЬ И БРАТЬ ТОЛЬКО ПРАВОЙ РУКОЙ
1189. Салим поведал со слов своего отца: «Пророк сказал: «Никто
из вас не должен ни есть, ни пить левой рукой, ибо левой рукой ест и пьет
шайтан». Он продолжил: «Нафи' добавлял еще к этому то, что не следует
ни брать, ни давать этой рукой (левой)».
306
567. КУДА ДЕВАТЬ САНДАЛИИ, КОГДА ЧЕЛОВЕК САДИТСЯ
1190. Ибн 'Аббас сказал: «Считается сунной, когда человек садится,
снимать сандалии и ставить их рядом с собой».
568. ШАЙТАН ПРИХОДИТ С ПАЛКОЙ ИЛИ ЧЕМ-ТО ДРУГИМ, ЧТОБЫ ПОДБРОСИТЬ ЭТО В ПОСТЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА
1191. 'Абу 'Умама сказал: «Шайтан приходит к постели одного из вас
после того, как его семья расстелила ее и пожелала ему спокойной ночи. Он
швыряет в человека палку, камни или другие предметы, чтобы заставить
его рассердиться на свою семью. Если человек почувствует это, то пусть не
сердится на свою семью». Он сказал: «Потому что это — дело шайтана».
569. ТОТ, КТО ПРОВОДИТ НОЧЬ
НА КРЫШЕ БЕЗ КАКОГО-ЛИБО ПОКРЫВАЛА
1192. 'Али поведал, что Пророк сказал: «Тот, кто проводит ночь на
крыше дома, ничем не укрываясь, лишается защиты».
1193. 'Али ибн 'Амара сказал: «(Ко мне) пришел 'Абу 'Аййуб ал-'Ансари, и я поднялся с ним на плоскую крышу. Он спустился и сказал: «Я чуть было не провел ночь без защиты».
1194. Зухайр поведал, что один из сподвижников Пророка сказал:
«За того, кто проводит ночь на плоской крыше (без стен), а потом падает
с нее и умирает, никто не отвечает. За того, кто пускается в плавание по
морю, когда оно ярится (т. е. штормит), и терпит кораблекрушение, никто
не отвечает».
570. МОЖНО ЛИ СВЕШИВАТЬ НОГИ, КОГДА СИДИШЬ
1195. 'Абу Муса ал-'Аш'ари поведал, что Пророк сидел за одной из
стен (Медины), на краю колодца, свесив ноги в него.
307
1197. 'Абу Хурайра поведал, что Пророк , выходя из дома, говорил:
«Именем Аллаха. Уповаю на Аллаха. Нет могущества и силы ни у кого,
кроме Аллаха».
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев