Что делать, если в разговорной речи ребенка наблюдается нарушение звукопроизношения?
Вопрос читателей комментирует учитель-логопед ГАУ «СРЦН Ачитского района» Татьяна Ватолина.
Ребенок начинает развиваться с первых дней своего появления на свет. Он чувствует прикосновение рук матери, прислушивается, узнавая знакомые голоса, мелодию. У него начинает развиваться фонематический слух - способность к слуховому восприятию звуковой речи, умение различать звуки в их последовательности в словах и умение различать слова близкие по звучанию.
Уже на второй неделе жизни ребенок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить.
К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить колыбельной песней.
На третий месяц он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами, гулит. Проходит время, малыш начинает лепетать, повторяет видимую артикуляцию губ взрослого, пытается подражать. Многократное повторение кинестетического ощущения от определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка артикулирования. С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги, перенимает тон, темп, ритм, интонацию речи. Начало второго года - лепет приобретает совершенно понятную человеческую интонацию и выразительность. В возрасте от полутора до двух лет ребенок начинает говорить, это самый яркий и стремительный период речевого развития. Дети начинают различать все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка - миска). Так формируется фонематический слух - способность воспринимать звуки человеческой речи. В настоящее время все чаще обращаются родители за помощью к логопеду. Ребенок произносит правильно все звуки изолированно, но в разговорной речи наблюдается нарушение звукопроизношения. Замена звука, например, звонкие произносятся, как глухие, твердые - как мягкие. Пропуск согласных, гласных фонем в словах, перестановка их местами, постановка лишних звуков. Слабая дифференциация схожих фонем, их замена в устной, письменной речи.
Причины нарушения фонематического слуха:
- Ослабление организма из-за соматических патологий.
- Определенные особенности организации нервной системы, в силу которых может пострадать фонематический слух.
Например, если ребенок очень подвижный, неусидчивый, ему трудно сконцентрировать внимание на улавливании и произношении фонем.
- В некоторых случаях причиной нарушения может быть тугоухость. Если ребенок не в состоянии расслышать звук, он не может его запомнить и правильно воспроизвести.
- Неблагоприятная речевая среда. Например, если родители мало разговаривают с ребенком, не читают ему или ограничивают его в общении, малыш практически не слышит правильной речи, не может тренировать свой речевой слух.
Также причиной патологий речевого восприятия может стать неправильное произношение слов самими родителями.
Как устранить нарушения фонематического слуха
Решением этой проблемы занимаются логопеды. Используя специальные методики, они учат ребенка:
- идентифицировать фонемы и не смешивать их в процессе восприятия;
- отличать правильное произношение в каком-либо слове от неправильного;
- контролировать собственное произношение и давать ему оценку;
- правильно ставить язык при произношении того или иного звука.
Устранить нарушение фонематического слуха логопед не сможет, если ему не будут помогать родители!
Уважаемые родители, уделяйте внимание развитию фонематического слуха. Играйте с ребенком, это поможет малышу овладеть родным языком, избежать трудностей и предотвратить возникновение речевых нарушений. Если нарушения уже имеются, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.
Вот несколько упражнений для развития фонематического слуха. Они построены по принципу от простого к сложному.
1. Узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте вместе с ребенком
шум воды, шелест бумаги, звон ложек, скрип двери и другие звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.
Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
2. Различение звуков речи по тембру, силе, высоте.
Игра «Громко – тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя голос.
3. Различение сходных между собой по звучанию слов.
Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки, на которых изображены предметы, сходные по звучанию (сом, ком, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку. Игра «Верно – неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
4. Различение слогов.
Игра «похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит, отхлопывая слоги (па-па, лопа-та, ба-ле-ри-на). Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов: «па-па-па-ба-па», «фа-фа-фа-ва-фа-фа» и т.п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний слог.
5. Различение звуков. Надо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть. Игра «Кто это?». Комарик говорит
«ззз», ветер дует «ссс», жук жужжит «жжж», тигр рычит «ррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.
6. Освоение ребенком навыков анализа и синтеза.
Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
Держите ситуацию под контролем.
Даже когда дети заняты игрой сами, без взрослых, старайтесь слушать, что и как они говорят, и поправляйте в случае, если ребенок произносит слово неправильно или употребляет неверно – большинство речевых ошибок закрепляются в памяти с раннего детства. Следите также
и за собственной речью.
Если у вас возникли сложности с речью ребенка, обращайтесь за помощью к специалистам. Они вам помогут!
Татьяна ВАТОЛИНА, учитель-логопед.
Подготовила Нина СТАХЕЕВА.
#Ачитскаягазета #Ачитскийрайон
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев