Греческий народ женщин-воительниц,обитавших на северном побережье Малой Азии, близ Кавказа или в нынешнем Крыму; их праотцом был бог войны Арес. Разумеется, они относятся к области мифологии, хотя греческие историки говорят о них, как о народе историческом. В описании их общественной организации, часто изобилующем любопытными подробностями, можно видеть отражение давнего матриархального строя. Вот как обобщает представления о них Диодор Сицилийский: «Это был народ, которым правили женщины. Их образ жизни сильно отличается от нашего. Женщины упражнялись в ведении войны и должны были определённое время служить в войске. На это время они оставались девственницами. После освобождения от воинской службы они выходили замуж, чтобы иметь детей. Однако всю власть над общественной жизнью они оставляли в своих руках. Мужчины вели домашнее хозяйство, подобно замужним женщинам в нашем обществе». Считалось, что их название происходит от греческого слова «амазос», т. е. «безгрудые», так как, по некоторым преданиям, в молодости они выжигали себе одну грудь, чтобы удобнее было стрелять из лука. Их главным оружием были секиры. Правила ими всегда царица, войны они вели так же часто, как мужчины, и не уступали им в смелости. Греческие герои часто имели дело с амазонками, но отношения между ними редко бывали мирными. Первым вступил с ними в борьбу Беллерофонт, когда они вторглись в Ликию, и обратил их в бегство. Путешествие Геракла к царице амазонок Ипполите тоже закончилось кровопролитным сражением. Тесей, сопровождавший Геракла, привёл в Афины пленённую предводительницу амазонок Антиопу и женился на ней. Её соратницы пришли в Грецию, чтобы освободить её, но Антиопа, полюбившая Тесея, защищала Афины бок о бок с ним и погибла в бою. В последний раз амазонки скрестили оружие с греками во время троянской войны. Их царица Пенфесилея пришла на помощь осаждённой Трое и пала в поединке с Ахиллом. Греки выдали её труп амазонкам, но взамен тем пришлось присягнуть, что они никогда больше не поднимут оружие на греческих мужей. Свою клятву они сдержали, и в мифах осталось лишь упоминание о них. Сцены амазономахии, т.е. битвы между амазонок и греками, относились к числу наиболее популярных сюжетов у греческих,а затем и римских художников; поэты и писатели уделяли им меньше внимания. Сцены из этих битв сохранились на более чем четырех сотнях расписных ваз; в числе наиболее известных скульптурных произведений — метопа «Геракл убивает амазонку» из храма «Е» в Селинунте, «Битва с амазонками» из храма Аполлона в Бассах и особенно рельефные украшения галикарнасского мавзолея работы Скопаса, 4 в. до н. э., «Битва греков с амазонками». Статуй амазонок тоже сохранилось много, прежде всего римские копии с оригиналов Фидия, Поликлета, Кресилая, к пергамской школе относится «Мертвая амазонка»; в Археологическом музее во Флоренции находится «Саркофаг с амазонкой» из этрусских Тарквиний ; в Археологическом музее в Пирее — около десятка новоаттических рельефных изображений амазономахии. Греки считали амазонок основательницами многочисленных малоазиатских городов, большинство которых сегодня лежит в руинах; к числу немногих исключений относится Смирна (нынешний турецкий Измир). По причудливому стечению обстоятельств имя «амазонка» проникло и в Новый Свет. Когда в 1541 г. Франсиско Орельяна, офицер из отряда конкистадора Писарро, отправился вниз по течению крупнейшей южноамериканской реки, чтобы доставить помощь обескровленному отряду, вблизи устья этой реки он наткнулся на индейские племена, возглавляемые женщинами. Поэтому, под влиянием античной литературы, Орельяна назвал реку Амазонкой, так она называется и поныне.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2