(+АУДИО ЛЕКЦИИ)
ХОТЕЛ БЫ ВКРАТЦЕ ПРИВЕСТИ ДОВОДЫ НА ЭТУ ТЕМУ. ЧТО КАСАЕТСЯ ПОДРОБНОГО ОЗНАКОМЛЕНИЯ, ТО Я ЗАГРУЖУ ЛЕКЦИИ, В КОТОРЫХ РАЗБИРАЕТСЯ ЭТОТ ВОПРОС ДО МЕЛЬЧАЙШИХ ПОДРОБНОСТЕЙ.
Вся Хвала Аллаху Господу миров!
Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду,
Членам его семьи и всем его сподвижникам.
А затем:
Подчинение правителю занимает особое место в Исламе и считается одной из основ у ахлю сунны уаль джамаа;
Абу Хурейра (родыйаЛлаху анху) рассказывал, что Пророк (солляЛлаху алейхи уа саллям) сказал:
«Кто повинуется мне, тот повинуется Аллаху, а кто ослушается меня, тот ослушается Аллаха. И кто повинуется правителю, тот повинуется мне, а кто ослушается правителя, тот ослушается меня» (аль-Бухари и Муслим);
Всевышний сказал:
«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас…» (ан-Ниса: 59);
Пророк (солляЛлаху алейхи уа саллям) сказал:
«Появятся после меня такие правители, которые не будут следовать моему пути и не будут жить в соответствии с моей Сунной. И появится среди вас люди, сердца которых будут подобны сердцам шайтанов в человеческом обличии». Хузайфа спросил: “И что нам делать, если мы это застанем?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Слушайся и повинуйся правителю, даже если он будет бить тебя по спине и забирать твое имущество!» Муслим 1847.
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
«Появятся после меня правители, которые будут пропускать время молитвы. Поэтому вы молитесь вовремя, а за ними делайте добровольную молитву!» Муслим 2/127.
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«После меня ваши дела перейдут к людям, которые умертвят Сунну, будутсовершать нововведение (бид’а) и выпускать молитву из установленного для нее времени!» Ахмад 1/399, Ибн Маджах 2968, ат-Табарани 10361. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2864.
ФАТВЫ УЧЕНЫХ
Вопрос: «Является ли обязательным подчиняться правителю, который не судит по Книге Аллаха и Сунне Его посланника?!»
Ответ шейха Ибн ‘Усаймина: “Правитель, который не судит по Корану и Сунне, обязательным является повиноваться ему в том, в чем нет ослушания Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха)! И не является обязательным сражение с ним по причине этого. Более того, это не дозволенно, если только он не станет неверным. И тогда обязательно его свергнуть, и не будет для мусульман обязательным подчинение ему.
Суд не на основании Корана и Сунны доводит до неверия в двух случаях:
Первый, чтобы правитель был знающим о постановлении закона Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), поскольку если он является невежественным, то он не становится неверным по причине противоречия этому.
Второе, чтобы его побудило к суду не на основании ниспосланного Аллахом убеждение, что суд Аллаха не является пригодным для его времени, и что иной суд лучше него и полезнее для людей.
Вот при наличии этих двух условий правление не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах будет куфром, который выводит из Ислама, как сказал Аллах: «А те, которые судят не на основании того, что ниспослал Аллах, являются неверными». И правление такого правителя станет недействительным, и люди не должны будут ему повиноваться, и будет обязательным сражение с ним и отдаление его от власти!
Что же касается того, кто судит не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, однако убежден, что ниспосланное Аллахом является обязательным и что это лучше для рабов, однако противоречит этому по причине страсти своей или же по причине желания нанести вред подчиненному, то такой правитель не кафир! Наоборот, это имам нечестивец или несправедливый, и его правление сохраняется (действительное), иповиноваться ему в том, в чем нет ослушания Аллаха, является обязательным! И нельзя сражаться против такого правителя, лишать его власти с помощью силы и выходить против него, поскольку пророк запретил выходить против правителей (мусульман), если только мы не увидим явного неверия, на которое у нас будет от Аллаха доказательство!” См. “Маджму’у фатауа Ибн ‘Усаймин” 2/118.
Шейх аль-Альбани говорил: “Тот, кто уверовал в шариат Всевышнего Аллаха и считает, что он подходит к любому времени и месту, однако не судит по нему полностью или частично, тот имеет отношение к этому аяту: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными». Однако то, что он входит в число тех, о ком идет речь в этом аяте, не выводит его из Ислама”. Сл. “Сильсиля аль-худа уа-ннур” № 218.
Также шейх аль-Альбани говорил: “Если мы обратимся к ним (такфиристам) или тем, кто произошел от них, и к их абсолютному применению слова «неверие» и «вероотступничество» по отношению к правителям мусульман и тем, кто живет под их руководством, то увидим, что это основано на их порочном воззрении, что те правители совершили грехи и стали из-за этого неверными...
Я говорю: "Если суд не по закону Аллаха имеет место довольства в сердце, то тогда неверие в делах превращается в неверие в убеждении. Любой правитель, который выносит решение не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, будучи убежденным в том, что это решение является подходящим для данного времени, и считает, что решения, содержащиеся в Священных текстах Корана и Сунны, не подходят к нашему времени, становится неверным неверием в убеждении, а не только неверием в делах".
Вы не в состоянии утверждать о правителях, судящих законами неверных, что в случае если они будут спрошены о суде, не на основании ниспосланного от Аллаха, что они ответят: “Суд по канонам является истиной и правильным решением в данное время, и нельзя выносить решение в соответствии с Исламом”. Ведь если они скажут подобное, то несомненно станут неверными...
В числе вопросов, которые разъясняют их ошибку и заблуждение, это следующий вопрос в их адрес: "Когда о мусульманине, который свидетельствует, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, и который совершает молитву, выносится решение о его вероотступничестве? Достаточно ли одного раза (принять решение не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах) или же необходимо, чтобы его вероотступничество было явным?!"
Поистине, они (такфиристы) не знают ответа, и не следуют по прямому пути. И мы вынуждены привести им следующий пример. Мы говорим: "Например, некий судья выносит решение согласно шариату, и это в его обычае и правилах. Однако в одном решении он споткнулся и вынес решение, противоречащее шариату. Например, он вынес решение в пользу притеснителя, а не притесненного, а это однозначно суд не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах. Скажете ли вы, что он стал вероотступником?"
Вы отвечаете: "Нет, поскольку это произошло лишь один раз".
Тогда мы спросим: "А если это повторилось во второй раз, или он судил не на основании ниспосланного Аллахом в другом вопросе, и пошел в противоречие шариату снова, становится ли он неверным?"
Затем мы будем повторять: "А если он поступит так три раза, четыре раза, когда же вы скажете, что он стал неверным?" Они не смогут установить грань, сколько раз нужно вынести решение противоречащее шариату, чтобы не стать неверным. В то же самое время они смогут это сделать в обратной ситуации. Если будет ясно, что он в первом же своем решении посчитал суд не на основании ниспосланного Аллахом дозволенным, и опорочил шариатское решение, в тот же момент решение о его отступничестве становится очевидным.
В обратной же ситуации, если мы увидим, что он вынес десятки решений в многочисленных резолюциях, в которых он противоречил шариату, и спросим его: "Почему ты судишь не по закону Аллаха Всемогущего?", то он ответит: "Я побоялся за себя", или скажет: "Я получил за это взятку", что намного хуже, чем первая ситуация. Однако вместе с этим мы не в состоянии говорить о его неверии, пока он не выразит то, что у него в сердце, что он не считает правильным судить согласно ниспосланному Аллахом. Только тогда мы сможем сказать, что он стал неверным-вероотступником.
Далее, я уже говорил прежде и продолжаю повторять людям, которые постоянно обвиняют в неверии правителей мусульман: "Допустим, что они и в самом деле впали в неверие и стали вероотступниками и если бы правитель, у которого больше власти, чем у них, установил, что они впали в такое неверие, он непременно должен был бы подвергнуть их установленному шариатом наказанию. Но какую практическую пользу можете сейчас извлечь из этого вы, даже если предположить, что все эти правители являются неверными и вероотступниками?! Что можете сделать вы?"
Если они ответят: "Это вопрос дружбы и непричастности в Исламе (аль-уаля уаль-бара)"
Тогда мы скажем: "Дружба и непричастность имеет два вида: любовь и ненависть, и это проявляется как в делах, так и в сердце, в соответствии с возможностью человека. И не является условием наличия дружбы и непричастности открытое обвинение в неверии! Более того дружба и непричастность могут быть также в отношении приверженца нововведений, грешника и несправедливого"...
Разве для того, чтобы мусульмане могли способствовать осуществлению сказанного в Коране, необходимо призывать к выступлениям против правителей, которых эти люди считают неверными и вероотступниками? Кроме того, исходя из подобных ошибочных предположений, они ничего не смогут сделать”. Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 670.
Спросили шейха Салиха аль-Фаузана, да сохранит его Аллах: «Вопрос из Франции: Каково наше отношение к тем, кто обвиняет в неверии всех правителей мусульман в наши дни и определенно тоже? Являются ли они хариджитами? Просим ответа, да воздаст вам Аллах благом!»
Шейх ответил: «Те, которые обобщенно обвиняют в неверии мусульман, хуже чем хариджиты! Поскольку они не исключили никого и вынесли суждение о неверии в отношении всех правителей мусульман. Это хуже, чем мазхаб хариджитов, так как эти люди обобщили!» См. “аль-Иджабат аль-мухимма” 11.
Спросили шейха Салиха аль-Фаузана: «Можно ли обращаться с мольбой, чтобы Аллах сделал хорошим и оказал содействие правителю, который не судит по тому, что ниспослал Аллах, а наоборот, судит по вымышленными законам? Будет ли в этом какое-либо поощрение ему (в том, что он не судит по закону Аллаха)? Или же следует взывать с мольбой против него?»
Шейх аль-Фаузан ответил: “Даже за кафира следует просить о прямом руководстве, а что тогда сказать о грешном мусульманине?! Следует просить о прямом руководстве, как для кафира (правителя), так и для мусульманина. Следует обращаться с мольбой за правителя, чтобы Аллах привел его к покаянию и тому, чтобы он судил по шариату. Нет проблем в такой мольбе”. Сл. “Шарх Ахсар аль-мухтасарат” № 16.
Также для пользы можно привести и другие слова аль-Фаузана, в которых он поясняет вопрос правления не по закону Аллаха:
Спросили шейха Салиха аль-Фаузана: «Уважаемый шейх, из числа тяжелейших и запутанных вопросов для молодежи или части из них, это вопрос о суде по заимствованным канонам (тахким аль-къауанин). Мы просим вас разъяснения этого вопроса».
Шейх ответил: “Этот вопрос разъяснили ученые, и близко к этому тафсир Ибн Касира, в котором он сказал, что тот, кто судит не потому что ниспослал Аллах и считает это лучше, чем закон Аллаха, или же считает, что закон не Аллаха подобен закону Аллаха, или же считает, что он имеет право выбирать между судом Аллаха или же иным судом, тогда это указывает на (большой) куфр этого человека. Нет сомнения в том, что такой человек кафир по иджма’у. А что касается того, кто убежден, что истина – это закон Аллаха, а эти каноны – ложь, однако судит по ним, следуя своим страстям, то такой человек несправедливый и нечестивый, но не говорится что он кафир, поскольку он убежден, что закон Аллаха - это истина, а не законы Аллаха - это ложь. Однако тот, кто поступает так, чтобы добиться какой-либо должности или еще чего, и при этом если его акъида остается правильной, то этот человек становится нечестивцем, но не кафиром, поскольку это куфр в делах (куфр ‘амали)!” Сл. «ат-Такфир байна аль-ифрат уа-ттафрит».
Вопрос: Уважаемый шейх, да вознаградит вас Аллах.
Некоторые люди, которые претендуют на то, что обладают (шариатскими) знаниями, говорят:
"Правитель может быть мусульманином, однако при этом он может являться не шариатским (законным) правителем. Таким образом, правитель-мусульманин, который не судит по шариату и совершает много грехов - мы не считаем его неверующим (кафиром), однако в то же время мы не считаем его шариатским правителем и не считаем, что подчинение ему является подчинением Аллаху и поклонением, с помощью которого приближаются к Аллаху. Мы подчиняемся такому правителю, только учитывая принцип пользы и вреда, подобно тому, как следует подчиняться правителю-неверующему (кафиру)".
Они также говорят: "Такая позиция (в отношении грешных правителей, которые судят не по шариату) является одним из мнений Ахли-Сунны".
Как нам в данном случае поступать в отношении этих людей? Должны ли мы порицать их и считать нововведением позицию, которую они заняли? Или же мы не должны их порицать?
Ответ: Сатана (шайтан) не подходит к человеку только с одной стороны. Сатана, разговаривая с Всевышним Аллахом, сказал:
«За то, что Ты совратил меня, я непременно засяду против них на Твоем прямом пути. А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева, и Ты не найдешь большинство из них благодарными» (Св. Коран, 7: 16-17).
Таким образом, сатана (шайтан) подходит к человеку с разных путей. Один из этих путей - это когда сатана науськивает некоторым людям следующее:
"правитель мусульманин, который полностью взял в руки власть в государстве, может быть не шариатским правителем, и такому правителю не следует подчиняться как (законному) правителю. Такому правителю следует подчиняться, только учитывая принцип пользы и вреда".
(Подобные наущения происходят), так как некоторые люди не решаются назвать правителя неверующим (кафиром). Однако (они согласятся), если им скажут следующее:
"Этот правитель является мусульманином, и мы прибегаем к Аллаху от того, чтобы делать такфир этому правителю. Также мы прибегаем к Аллаху от того, чтобы покушаться на честь мусульман. Однако этот правитель не является шариатским правителем, так как у него есть грехи, и он не судит по шариату".
Я говорю: данная позиция является одной из позиций сторонников нововведения, которые противоречат в основе позиции Ахлю-Сунны в этом вопросе. Ибо сторонники Ахлю-Сунны уаль-Джамаа единогласны в том, что если человек является мусульманином, и он стал правителем, то ему обязательно (ваджиб) подчиняться во всем, что не является грехом, так как он является правителем мусульман. При этом сторонники Ахлю-Сунны не говорят, что каждый правитель-мусульманин подобен сподвижникам пророка (мир ему и благословение), или же он из числа приближенных к Аллаху. Каждого человека судят по его деяниям. Однако, в отношении его правления они (Ахлю-Сунна) говорят:
"Он является правителем-мусульманином, которому обязательно подчиняться во всем, что не является грехом, и честь которого следует защищать. Не дозволено распространять его грехи и недостатки, даже если они будут открыто наблюдаться в его словах и в его внешнем виде. Так как почитание правителя является почитанием Аллаха. Тогда как стремление подорвать авторитет и уважение к правителю является деянием сторонников нововведения".
Более того, Ахлю-Сунна говорят: "Может быть так, что мусульманин приходит к власти нешариатским (незаконным) путем. Однако, если он смог полностью взять в стране власть в свои руки, то он становится шариатским (законным) правителем".
Приведем пример: если человек совершил вооруженное восстание против законного правителя и, свергнув его, пришел к власти, хотя против правителя выходить запрещено! Однако, если все же он совершил мятеж и с помощью вооруженного восстания взял полностью власть в свои руки, то он становится, таким образом, шариатским (законным) правителем. Его правление тоже становится шариатским (законным), и подчинение ему становится обязательным во всем, что не является грехом.
Это (вышесказанное) является единогласным мнением (иджма) Ахлю-Сунны уаль-Джамаа, вне зависимости от того, скажем ли мы, что это всегда было единогласным мнением Ахли-Сунны, и в этом вопросе никогда не было разногласий. Или же мы скажем, что изначально среди первых поколений мусульман в этом вопросе было разногласие, однако потом утвердилось единогласное мнение (иджма) Ахли-Сунны в этом вопросе.
Таким образом, если правителем мусульман является мусульманин, то в соответствии с единогласным мнением (иджма) Ахли-Сунны, он считается мусульманским правителем, которому обязательно подчиняться во всем, что не является грехом.
Что же касается подобных интерпретаций (упомянутых в вопросе), которые делают некоторые люди, а затем приписывают их к Ахли-Сунне, то нет на них никакого довода. И это не является одним из мнений ученых Ахли-Сунны, будь это ранние или поздние ученые, которые прославились подробным разъяснением данного вопроса.
П.С. Напомним, что профессор Сулейман ар-Рухейли (да хранит его Аллах) является одним из уважаемых суннитских шейхов и правоведов (факихов) современности. На данный момент он является преподавателем на факультете исламской юриспруденции Исламского Университета г. Медины (Саудовская Аравия), а также членом Преподавательского Совета данного университета. Шейх Сулейман с молодости перенимал знания у таких именитых ученых-богословов современной эпохи, как экс-муфтий Саудовской Аравии Абдуль-Азиз ибн Бааз, шейх Ибн Усаймин и имам Альбани (да смилуется над ними всеми Аллах).
Шейх Фаузан о том, что пока правитель мусульманин, он законный правитель
Шейх Фаузан (да хранит его Аллах) сказал: "И не является условием для подчинения правителю мусульман то, чтобы он полностью придерживался всех постановлений религии и был безупречным мусульманином. У него могут быть недостатки и грехи. Однако до тех пор, пока он не стал неверующим, нам приказано слушаться и подчиняться ему. «До тех пор, пока вы не увидите явное неверие» (Аль-Бухари), «до тех пор, пока они будут устанавливать среди вас молитву» (Муслим) обязательным является подчинение правителю. Так как в этом много пользы как для каждого в отдельности, так и для общества в целом. Это способствует безопасности в обществе, его стабильности, а также достижению великой пользы для общества. Если ты находишься вместе с мусульманским обществом и их правителем.
Также, чтобы правитель был законным, не является обязательным, чтобы у всех мусульман был один общий правитель. Претворение этого положения в жизнь стало невозможным на протяжении многих веков. С момента развала Аббаситского Халифата мусульмане стали проживать в различных регионах и государствах, у каждого из которых появился свой правитель из числа мусульман. Сегодня существует множество правителей мусульманских государств, каждый из которых управляет своим регионом и проживающими там гражданами. Да, граждане этих государств должны подчиняться своему правителю. Таково стало положение мусульман после развала Аббаситского Халифата. Сегодня мусульмане проживают в различных мусульманских странах, и для каждого проживающего в том или ином государстве обязательным является подчинение своему правителю и пребывание в союзе с населением своей страны. Это то,на чем должны быть мусульмане.
Сегодня появились те, кто говорят, что нет подчинения, кроме как одному единому правителю. Подобно тому, как было во время Пророка (мир ему и благословение), во время правления праведных халифов и во время Омавитского Халифата. Да, это хорошо, конечно же. Однако сейчас этого нет. Неужели мы должны оставить подчинение правителям и ждать, когда придет это время?! Неужели мы должны быть разобщенными, враждовать друг с другом, дать возможность врагу сеять раздор среди нас и ждать общего правления для всех мусульман!? Такое может сказать либо тот человек, у которого нет веры, либо не обладающий знанием, у которого отсутствует мудрость в понимании религии Всевышнего. Т.е. (с их слов выходит, что) после распада Аббаситского Халифата все мусульмане находились в заблуждении, подчиняясь своим правителям. Неужели все они заблуждались?
Просим у Аллаха благополучие. Нет! Они не в заблуждении, напротив, они на прямом пути. Всевышний Аллах говорит: «Бойтесь Аллаха по мере возможности, слушайтесь и подчиняйтесь» (Св. Коран, 64: 16). Бойтесь Аллаха по мере возможности. Если невозможно полное претворение в жизнь какого-либо положения, то оно и не должно быть полностью оставлено. Обязательным является правильное понимание данного вопроса. Так как существуют те, кто поступают вопреки этому. Они делают это либо намеренно, либо по незнанию. Обязательно знать это.
Следует подчиняться правителям, так как польза от подчинения возвращается в первую очередь к нам, а не к правителю, как это полагают многие. Правителю достается только утомление и напряженный труд, пусть Аллах поможет ему и наставит на прямой путь. Мы же прибываем в безопасности, стабильности и спокойствии. Что же касается правителей, то они переносят много трудностей и напряжения. Однако, Всевышний Аллах послал их милостью для нас, и нам следует знать и помнить об этом всегда.
Упоминание об этом есть в акиде (вероубеждении) последователей Ахлю-Сунны валь Джамаа. Подчинение правителю мусульманину является основой из основ вероучения последователей Ахлю-Сунны валь Джамаа. Даже если у него есть недостатки, расхождения и другие недочеты, которые не доходят до черты неверия и выхода из ислама.
Однажды у имама Ахмада (да смилостивится над ним Аллах) спросили: «Поистине такой-то является богобоязненным и придерживающимся постановлений религии, однако он не решителен и имеет слабое мировозрение. Другой же решительный и имеет широкое мировозрение, однако он слаб в выполнении предписаний. Какой из них будет лучшим правителем?». Он ответил: «Решительный и имеющий широкое мировозрение, даже если он недостаточно придерживается некоторых религиозных постановлений. Так как его слабость в религии - это для него (т.е. обернется против него), а его решительность и широкое мировоззрение - это на благо всем мусульманам».
Это является мудростью и правильным пониманием религии Аллаха. Таким образом в управлении государством отдается предпочтение решительному и мудрому политику над другими, даже если он не полностью придерживается религиозных постановлений, пока он не дошел до неверия, которое выводит из Ислама.
Ему отдается предпочтение перед остальными, так как отсутствие решительности и мудрости у богобоязненного правителя обернется против мусульман, и наоборот, мудрый и решительный правитель-грешник принесет мусульманам пользу в случае своего правления. Этот вопрос следует правильно понимать" (Лекция: Влияние подчинения правителю на общество и индивидуумов)
От ‘Убады ибн Самита сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто поклонялся Одному Аллаху, не приобщая к Нему сотоварища, совершал молитву, выплачивал закят и слушался и повиновался правителю, того Аллах введет в Рай через те врата, которые он пожелает! А поистине, в Раю восемь врат». Ахмад 5/325, Ибн Аби ‘Асым 1027. Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
«Ahlul Asaar» {official page}
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 17
там два проповедника, первый учится в Йемене, Сана'а город. второй учится в Мидине 24 года уже