Принципы продуктивного образования
Фактически сеть проектов «Продуктивное образование в Европе» является разросшейся вариацией другого проекта, который появился в 1972 году в Нью-Йорке под названием «Город-как-школа».
Эта школа была создана для старших школьников, не успешных в обычной образовательной системе по разным причинам: психологическим, физиологическим, социальным отклонениям.
Но не стоит думать, что это специальная школа для отсталых детей. Просто, как и многим другим принципиально новым педагогическим течениям, авторам идеи пришлось доказывать её состоятельность на детях, с которыми обычная школа справиться не в силах. А идея была простой: дать учащимся возможность учиться у настоящих мастеров реальному делу, возвращаясь в здание школы только для того, чтобы проанализировать своё продвижение и проблемы и понять, что же необходимо для успешной работы.
Основное время учебы ребята стали проводить не в стенах школы, а в городе, на конкретных рабочих местах, а в школе находились лишь один-два дня в неделю.
Сегодня этот проект стал мощной альтернативой классно-урочной системе образования: например, в Нью-Йорке ребятам предлагают на выбор более трех тысяч рабочих мест. Работая на конкретных местах в городе, ребята учатся, постоянно используя и развивая личный опыт, переучиваясь, выбирая значимую для себя информацию.
РАБОТА УЧИТЕЛЕЙ
Учитель продуктивного образования имеет профессиональную позицию, непривычную для классно-урочной системы. Как минимум двое взрослых работают с каждым учеником: практик (мастер, работающий с учеником на рабочем месте и «ведущий» его как своего ученика, подмастерье в рамках собственной профессии) и школьный учитель (находящийся в позиции педагога-тьютора), помогающий учащемуся выбрать место деятельности, проанализировать собственные образовательные проблемы и увидеть достижения.
Учитель, работающий в такой школе как преподаватель какого-либо предмета, ведёт не обычные уроки, а своего рода мастерские (студии), в которых специально создает такие же рабочие места. Причем учитель неизменно сам принимает участие в общей работе, занимая позицию старшего и более опытного члена коллектива, а не обучающего и контролирующего взрослого.
Интересно, что в продуктивном образовании предпочитают не описывать теоретические рекомендации способов работы учителей. Вместо этого собирают конкретные примеры и жизненные истории детей, обмен опытом работы становится обсуждением подобных «образовательных историй». Поэтому и в данной статье я приведу пример такой истории - Салли.
КАК ПОМОЧЬ САЛЛИ?
Наша Салли, несмотря на все жизненные перипетии, осталась верна своей мечте: она хочет быть актрисой. А может, вовсе и не хочет, просто так говорит навязчивым взрослым, так как на самом деле уверена, что никогда ей не иметь такой интересной и увлекательной работы. Ей много раз говорили, что для этого надо много учиться, а в классе сидеть у неё нет ни сил, ни желания... Однако в данной школе ей не стали говорить о программе и отметках. Ей стали спокойно помогать добиваться намеченной цели, какой бы заоблачной она ни была.
- Хочешь быть актрисой? Хорошо, давай подумаем, что ты можешь делать уже сейчас, чему для этой профессии тебе необходимо научиться. Ты хоть сейчас готова сниматься в кино? Только не знаешь, кому для этого нужно отправить свои данные? Пожалуйста, мы поможем тебе найти необходимый телефон кинокомпании, только звонить будешь сама. Салли робко звонит по телефону. Разговор оказывается очень коротким и совсем не таким, как она ожидала: «Простите, но мы не работаем с непрофессионалами. Обратитесь к нам, когда получите специальное образование». Слёзы... Но старшие в школе спокойно показывают, что это вовсе не конец света, скорее, начало долгого и увлекательного пути.
- Может быть, ты неправильно повела разговор? Давай вместе подумаем, чего ты хотела добиться этим телефонным звонком, почему у тебя не получилось, как можно было изменить сам диалог, чтобы добиться намеченной цели. После серьезного обсуждения этой, на взгляд Салли, пустячной проблемы следует новый звонок, гораздо более успешный: «А, вам всего пятнадцать, вы мечтаете участвовать в любых съемках, даже в массовках? Пожалуйста, заполните свою анкету и пришлите по адресу...»
И вот она, долгожданная анкета лежит перед Салли на столе... Но как её заполнить? А вдруг будет много ошибок, тогда над ней будут смеяться... Но учитель не посылает девушку учиться правописанию в класс, он предлагает посмотреть, как заполняются другие анкеты, предлагает помощь, свою и других учеников школы. Ничего страшного, всем было трудно, всем кто-то помогал!
Анкета отправлена, впереди долгое ожидание. Может, стоит за это время заняться чем-то интересным и полезным для будущей профессии, например, позаниматься пластикой, постановкой голоса. А ещё для артиста важна наблюдательность, знание разных специальностей, многочисленные знакомства. А что, если устроить Салли на работу в кафе настоящего театра? Она станет на шажок ближе к своей мечте, возможно, научится многим интересным и полезным в дальнейшем вещам.
Салли работает на своем первом рабочем месте, ей очень трудно, но и интересно. Если она будет довольна работой и если ею будут довольны, она отработает шесть-восемь недель (в разных странах по-разному) и будет искать новое для себя место, возможно, даже начнет помогать гримеру или осветителю в том же театре, а значит, будет ещё ближе к артистам. Но в отличие от учеников обычных школ у Салли будет первое рекомендательное письмо, которое расскажет о ней будущим работодателям куда больше, чем безликие отметки.
Так Салли будет периодически менять работу, учиться на каждом месте новым вещам, если захочет - может пройти теоретические курсы в школе, что даст ей возможность учиться дальше. Учитель для неё не является небожителем, знающим, «что» и «как надо» делать. Он не проверяет строго, умеет ли это девушка. Учитель в этой школе - это тот необходимый каждому тинэйджеру старший, который помогает найти личный путь, поддерживает в случае неудач, может ошибаться, но умеет справляться с возникающими проблемами, показывает, как это делается.
А если ученик не хочет работать на выбранном рабочем месте? Сначала учитель вместе с учеником попробует разобраться в причинах и решить возникшую проблему. Если это не удастся, будут вдвоем выбирать новое место работы. Никаких отметок, подведения итогов, конкуренции между учениками. Получил хорошее рекомендательное письмо - радуйся, не получил - давай вместе думать, почему, и не повторять ошибок на новом месте. (Вижу, как многие коллеги спешат возразить, что все описанное выше - лишь эмоции, здесь нет никакой новой СИСТЕМЫ образования. Для тех, кто, став взрослым, разучился видеть смысл за образами, следующая часть.)
РЕЗУЛЬТАТЫ
Итак, каждому учащемуся помогает его школьный тьютор. Нет, он не контролирует ученика и не ставит отметку за мастерство. Они вместе обсуждают, что произошло с молодым человеком на работе: где было легко, а где возникали трудности. Они пытаются преодолеть их вместе, найти оптимальные пути решения всех проблем. Иногда для этого некоторым ребятам приходится сесть за парты (на время) в обычные классы. И многие делают это вполне успешно: просто в этом случае они понимают, ЗАЧЕМ ИМ это нужно, а не выполняют задания ради получения стандартного аттестата. А потом, вместе с тьютором, выбирают новое место работы.
А на работе? Проще привести пример, тогда все станет понятнее. Например, подросток работает помощником повара в ресторане. При этом тьютор показывает ему на практике, что тот учится не только готовить пищу, но и читать (поощряется самостоятельная работа с кулинарными книгами), писать (ведение дневника - практически общее условие для всех), он учится истории и географии (чтобы понять особенности кухни разных стран, современные и старинные рецепты), математике (калькуляция, расчет продуктов), дизайну (оформление стола). А кто-то из ребят и в бухгалтерию заглянет, это тоже интересно. Найти все эти ТОЧКИ САМООБРАЗОВАНИЯ ученику тоже помогает тьютор, еженедельно обсуждая все происходящее на работе.
БУДУЩЕЕ ПРОДУКТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Будущее - самый сложный и важный вопрос. Все участники этого движения верят, что для любого государства, безусловно, выгоднее вложить деньги, обеспечивая поддержку индивидуальности младших и средних школьников или помогая столкнувшимся с трудностями 16-20-летним, нежели потом бороться с наркоманией и расширять тюрьмы. Единомышленники спорят о тех или иных путях расширения этого движения. Мнения расходятся, но все же можно увидеть основные варианты уже сегодня.
Первым и самым вероятным путем развития продуктивного образования, безусловно, является увеличение числа аналогичных школ в различных странах. При этом имеются в виду именно школы для старших учеников, имеющих (имевших) проблемы в образовании. Эта важная и очень специфическая ветвь в педагогике не конкурирует с системой общего образования и удобна для тех, кто и сегодня продолжает настаивать на незаменимости классно-урочной системы и её ценностей. Удобна именно тем, что работает как поддерживающий эту систему механизм.
Дело в том, что классно-урочная школа, занимаясь передачей знаний и культурных норм от старшего поколения к младшему (при использовании письменных источников как абсолютных знаний на данном этапе развития социума), постоянно сталкивается со следующей проблемой: научить всех одинаково успешно одному и тому же невозможно. При этом возникает и развивается система продуктивного образования для «сложных» подростков, готовая взять третью (выброшенную класс-школой) группу на себя, тем самым замаскировывая проблему, оставляя за класс-школой право калечить этих и многих других детей вплоть до пятнадцатилетнего возраста: мол, делайте там что хотите, ведь продуктивное образование сумеет исправить ошибки, сделанные класс-школой. А раз так, то и нечего думать, как исправлять и саму систему, и способы работы учителей в среднем и младшем звене школы.
В то же время, вполне вероятно, что данный способ внедрения продуктивного образования уже выполнил свою основную миссию: показал миру, что можно успешно строить образование и вне стен классов, программ и школ. На сегодняшний момент в проект включаются общеобразовательные школы, что дает надежду на обучение большего количества учеников на конкретных рабочих местах.
Второй возможный и вполне реальный путь развития продуктивного образования - введение его способов и методов как дополнения к обычному обучению в общеобразовательной старшей школе. Этим, например, занимаются в ряде школ России: в старших классах наряду с обязательными учебными занятиями в школе проводят так называемые социальные практики в городе, на различных рабочих местах. При этом дети не только получают навыки работы, но и обогащают свой социальный опыт, что очень важно при выходе из постоянно защищающих стен школы в переменчивый социум. При этом продуктивное образование становится ветвью дополнительного образования, не посягает на «святая святых» классно-урочной системы, а, следовательно, снова дополняет и охраняет её.
И третий путь, самый сложный на современном этапе, но, на мой взгляд, самый необходимый. Это - построение и внедрение такой же или равноценной (с такими же образовательными ценностями) структуры в системе среднего и начального образования. Структуры со всеми «НЕ», важными для продуктивного образования: НЕ стремящейся вложить одинаковую сумму знаний в детские головы; НЕ имеющую системы т.н. «объективных» отметок; БЕЗ закрытых классов и уроков.
Такие структуры являются основным, а не дополнительным образованием; используют действие в учебе, а не только при профориентации; они обеспечивают прибыльное учение, а не убыточное обучение, как при современной организации школы. Этот путь только зарождается в структуре современного продуктивного образования и не все новое легко приживается.
Красивая речь без логопеда http://plodnost.ru/katalog/ekoduh/nl Родить красиво. Как выносить и родить счастливого ребенка http://urbanqueen.ru/roditkrasivoak Жизнь до года. Экологично! http://urbanqueen.ru/dogodaak Как кормить ребёнка до года https://bit.ly/2JQZT4C 💥 Мероприятия по здоровью, красоте и саморазвитию http://ekoduh.tilda.ws #семья #дети #образование #взаимоотношения #воспитание #психология #отношения #стресс #счастье
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев