❏
⇓ Ниже:
► Москва слезам не верит. - Художественный фильм (мелодрама) (СССР, 1979)
•••
► 1 серия [1:06:50]
https://ok.ru/video/225746029135
► 2 серия [1:21:26]
https://ok.ru/video/225719945807
•••
Жанр: драма, мелодрама, комедия
Страна: СССР
Кинокомпания: Киностудия "Мосфильм". Второе творческое объединение
Год выпуска: 1979
Продолжительность: 02:28:17
Режиссер: Владимир Меньшов
Автор сценария: Валентин Черных
Художник-постановщик: Саид Меняльщиков, Жанна Мелконян
Оператор: Игорь Слабневич
Монтаж: Елена Михайлова
Композитор: Сергей Никитин
Тексты песен: Дмитрий Сухарев, Юрий Визбор, Юрий Левитанский
Дирижёр: Эмин Хачатурян
Монтаж: Елена Михайлова
Директор: Виталий Богуславский
В главных ролях: Вера Алентова, Алексей Баталов, Ирина Муравьёва, Раиса Рязанова
В ролях: Вера Алентова [Екатерина Александровна Тихомирова (Катя)], Ирина Муравьёва [Людмила Свиридова (Люда)], Алексей Баталов [Георгий Иванович (Гоша, Гога), заводской слесарь, возлюбленный Катерины)], Раиса Рязанова [Антонина Буянова (Тося, Тоня)], Александр Фатюшин [Сергей Гурин, известный хоккеист, муж Людмилы], Борис Сморчков [Николай, рабочий на стройке, муж Антонины], Виктор Уральский [отец Николая], Валентина Ушакова [мама Николая], Юрий Васильев [Рудольф (Родион) Петрович Рачков, телеоператор из Останкино, отец ребенка Катерины], Евгения Ханаева [мама Рачкова], Зоя Фёдорова [тётя Паша, вахтерша], Наталья Вавилова [Александра Александровна Тихомирова (Сашка), дочь Катерины и Рачкова]
•••
"Москва слезам не верит" - советский мелодраматический художественный фильм, снятый режиссёром Владимиром Меньшовым. Премьера состоялась в конце 1979 года в московском кинотеатре "Звёздный". 11 февраля 1980 года фильм был впервые показан по телевидению.
"Москва слезам не верит" - лидер проката 1980 года в СССР. В первый год проката фильм посмотрели около 90 млн зрителей. По результатам годового проката он занимает второе место среди всех советских фильмов после картины "Пираты XX века" за всю историю советского кино (третье место у фильма "Экипаж").
▍ Сюжет фильма
Владимир Меньшов снял честный фильм о жизни провинциалов в Москве, о дружбе, о любви, о стремлениях и мечтах человека - его можно пересматривать бесконечное количество раз и каждый раз открывать для себя что-то новое. Прошло уже почти 40 лет со дня выхода картины, но никому ещё не удалось снять ничего подобного, хотя попыток было несчетное количество. И это совсем неудивительно, ведь для того чтобы снять такую ленту, Меньшову на своём личном опыте пришлось поверить, что "Москва слезам не верит".
•••
Москва 50-х годов. Три молодые провинциалки приезжают в Москву в поисках того, что ищут люди во всех столицах мира - любви, счастья и достатка.
Их судьбы складываются именно так, как предполагает характер каждой из девушек. Антонина выходит замуж, растит детей, любит мужа. Людмиле Москва представляется лотереей, в которой она должна выиграть свое особенное счастье. Катерина же отчаянно влюбляется, но избранник её оставляет. Однако она не опускает руки, в одиночку растит дочь и к тому же успевает сделать блестящую карьеру. В сорок лет судьба дарит ей встречу с прекрасным человеком и настоящую любовь...
•••
Мы смотрим картину и учимся у главных героев жизни - кто-то кокетству Людмилы, кто-то целеустремленности Кати. Вместе с ними мы радуемся, плачем и смеёмся. Их мысли поступки искренне понимают даже те, кто ни разу не пытался покорить Москву. Теперь мы все совершенно точно знаем, что "в сорок лет жизнь только начинается" и стоит сильно обжечься один раз, чего-то в жизни добиться, плакать ночами в подушку, только для того, чтобы потом сказать ему: "Как долго я тебя искала".
▍ История создания фильма
В основу фильма лёг сценарий Валентина Черных "Дважды солгавшая". "На сценарий я не сразу среагировал", - вспоминал Владимир Меньшов. Сценарий показался ему слишком сентиментальным и провинциальным. Более того, Ян Фрид, выдающийся сценарист и режиссер ("Двенадцатая ночь", "Собака на сене", "Дон Сезар де Базан" и др.), который в конце 70-х был в большом авторитете, посчитал историю, написанную Валентином Черных, неинтересной.
Но всё же сценарий картины привлёк внимание Владимира Меньшова. Сначала интересным поворотом показался момент, когда героиня ложится спать, заводит будильник и просыпается через двадцать лет. "Единственное, что меня привлекло, - вспоминал Владимир Меньшов, - это замечательный ход, когда Катерина заводит будильник и в слезах засыпает, а просыпается уже через несколько лет и будит взрослую дочь. Я даже подумал вначале, что просто пропустил несколько страниц. А когда понял, что это такое решение - прыжок в 20 лет, то сразу мысль заработала".
Как позже признавался Меньшов, возможно, что в будущем фильме была некоторая автобиографическая для него и его супруги Веры Алентовой нотка. Они так же, как и герои фильма, прошли через общежитие, завоёвывали Москву, как приезжие провинциалы и лимитчики.
•••
Актёрский состав кинокартины сложился не сразу.
Супруга Меньшова - Вера Алентова на главную роль поначалу не планировалась. Режиссёр видел в этой роли Ирину Купченко или Маргариту Терехову. Однако ни та, ни другая на пробы не приехали, сказав, что им этот материал не интересен. К тому же Терехова уже готовилась к роли Миледи в "Трех мушкетерах". Отказалась от роли и Анастасия Вертинская.
Алексей Баталов стал Гошей тоже не сразу. Меньшов планировал на эту роль Олега Ефремова, Виталия Соломина, Вячеслава Тихонова. На роль сорокалетнего слесаря Гоши режиссёр пробовал Виталия Соломина, Леонида Дьячкова, других актёров. Ни один не подходил, и Меньшов полагал, что, в крайнем случае, сыграет эту роль сам. Но, увидев по телевизору давний фильм "Дорогой мой человек", где артист Баталов играл практически идеального мужчину, понял: да вот же он, Гоша! Но Баталова сценарий не впечатлил, и в роли интеллигента-слесаря он себя не очень-то видел. Но, в конце концов, согласился. Так Баталов вот уже для нескольких поколений дам стал мужчиной-мечтой. "Вон Баталов, хошь и без усов, а бабы по нём сохнут!", - говорила Мария, героиня Нонны Мордюковой из "Родни".
Проблемы были даже с ролью милой, тишайшей Тоси. На роль Тоси режиссер собирался пригласить Нину Русланову или Галину Польских. Галина Польских чуть ли не обиделась за эту столь "пошлую", как ей показалось, предложенную ей роль. А вот Нина Русланова, которую на роль Антонины в итоге Меньшов не взял, обиделась тоже, но совсем по иной причине: что не утвердили. Утвердили Раису Рязанову, но она-то мечтала о роли Кати или Людмилы.
Людмилу Меньшов увидел по телевизору - Ирину Муравьёву - и в ней свою героиню. Актриса сниматься согласилась, её кандидатура была принята без оговорок, но, правда, после просмотра пришла в ужас - яркая, весёлая, неунывающая Людмила показалась ей в собственном исполнении вульгарной и грубой.
Инна Макарова и Клара Лучко отказались от роли матери Рудольфа Рачкова, но в итоге виртуозно сыграла роль матери Рудольфа Евгения Ханаева. А самого Рудика могли сыграть признанные киноактёры Олег Видов, Лев Прыгунов, Евгений Жариков. Сыграл же его менее известный, но талантливый артист Малого театра Юрий Васильев.
Мужа Антонины мог сыграть Юрий Кузьменков. Но ассистент тогда привела двух актёров, которых Меньшов не знал. Это Борис Сморчков, его утвердили на роль Николая, и Александр Фатюшин, ставший в фильме хоккеистом Гуриным.
Режиссер картины Владимир Меньшов сыграл в фильме небольшую роль-камео. Его герой - это один из друзей Гоши, которые присутствовали на пикнике.
Единственной актрисой, с которой режиссер определился сразу, была Александра. Меньшов понял, что она просто предназначена для Натальи Вавиловой. Для неё это была не первая роль в кино. Она жила в Москве, на Ленинском проспекте, недалеко от "Мосфильма". В то время ассистенты режиссеров часто подходили к симпатичным ребятам прямо на улице с предложением сняться в кино. Так было и с 14-летней Наташей, дебютировавшей в картине "Такие высокие горы". Чуть позже Владимир Меньшов отобрал её из двух тысяч человек для фильма "Розыгрыш" вместе с Дмитрием Харатьяном. И уже после "Розыгрыша" пригласил на одну из главных ролей в картине "Москва слезам не верит".
Маленькая роль Александры, дочери главной героини, накануне съёмок вдруг обернулась ещё одной неувязкой: 20-летней Наталье Вавиловой, уже снявшейся совсем юной в первом фильме Меньшова "Розыгрыш" в 1976-м, играть в новом фильме категорически запретили родители - дипломаты, сотрудники МИДа, они видели в дочери, тогда только начавшей учиться на курсах в МИД, также дипломатического работника. Уладить вопрос неожиданно предложил Алексей Баталов. Он с Меньшовым явился лично домой к родителям Натальи, и отказать всенародно любимому артисту они не смогли. Она сыграла прекрасно, в дальнейшем поступила во ВГИК и стала профессиональной актрисой (к сожалению, прекратившей сниматься с конца 80-х из-за травмы позвоночника во время съёмок фильма "Николай Подвойский" в 1987 г.). На премьере фильма "Москва слезам не верит" она познакомилась со своим будущим мужем Самвелом Гаспаровым - первым в СССР режиссером боевиков, с которым живёт душа в душу и по сей день.
Уникальность картины Меньшова в том, что в ней нет эпизодических ролей. Зоя Федорова (вахтерша из общежития) и Владимир Басов (замначальника главка Антон) так же важны, как и главные герои. "Для меня было очень важным, чтобы именно Басов произнес фразу о том, что "в 40 лет жизнь только начинается", - пояснял впоследствии режиссер. - А дальше уже надо было придумать, что ему играть. Ясное дело, что танцевать с молодежью он не станет. Чем отличить его от других гостей? А тем, что у него какие-то проблемы с желудком, а он, старый хрыч, все пытается кого-то "заклеить", а сам из туалета не вылезает. И сразу становится понятно, что это за человек".
Сегодня, к сожалению, многих актеров, сыгравших в "Москве слезам не верит", нет в живых. Умер Юрий Васильев, ушел из жизни Александр Фатюшин, сыгравший хоккеиста Гурина. Нет на свете Владимира Басова, у которого была крохотная, но хорошо запомнившаяся зрителям роль. Именно его герою принадлежат бессмертные слова о том, что "в сорок лет жизнь только начинается". Нет Евгении Ханаевой, блестяще сыгравшей маму Рудика. А звезда 30?40-х годов Зоя Фёдорова сыграла в картине свою последнюю роль вахтерши с её незабываемым "Хэллоу! Общежитие слушает", через два года после съёмок фильма она погибла.
•••
Когда Меньшов снимал картину, никто не верил в её успех, на площадке царили упаднические настроения. Коллеги Владимира считали, что ничего серьёзного из этого не получится. "Это катастрофа", - говорили режиссёру товарищи, посмотрев картину первый раз.
•••
Готовая картина принималась худсоветом "Мосфильма". Члены совета довольно уклончиво высказывались о фильме. "А директор "Мосфильма" Сизов, весьма суровый и несентиментальный человек, обозленный осторожными похвалами, неожиданно сказал: "А я думаю, что мы с этой картиной еще столько призов и народной любви поимеем!", - рассказывал Владимир Меньшов. - Но в приватном разговоре со мной попросил вырезать из фильма наиболее откровенные моменты. "Гришин на даче посмотрит и скажет потом: -Опять у тебя любовью занимаются!". Но я уперся и не стал сокращать более того, что уже было вырезано. Фильм пошёл на дачи к высшему руководству страны. Когда я спросил у Сизова, как там Гришин, директор "Мосфильма" махнул рукой: "Да ладно Гришин! Брежнев в восторге!". На этом судьба фильма была решена".
•••
После выхода картины на экран её создатели поначалу получили довольно прохладные отзывы как об упаднической по духу и довольно дешёвой мелодраме, эксплуатирующей низменные чувства зрителей. Премия "Оскар" и огромный кассовый успех картины стали полной неожиданностью для кинематографического руководства и критиков.
•••
Владимир Меньшов и команда создателей не приехали на церемонию вручения Оскара. По версии самого Меньшова, в то время он был "невыездным" и попасть в Голливуд не мог в принципе. О том, что он получил премию Американской академии киноискусств, Меньшов узнал из программы "Время". Причём новость прозвучала в эфире, когда в Москве уже наступило 1 апреля 1981 года - тогда Владимир Меньшов счёл это за розыгрыш. Вместо него участвовал в торжественной церемонии и получал золотую статуэтку атташе по вопросам культуры посольства СССР в США. Довольно долго статуэтка хранилась в Госкино СССР. Только в 1988 году Владимир Меньшов на первой церемонии вручения наград премии "Ника" получил своего "Оскара". Причём ему хотели только дать подержать статуэтку и потом забрать, но Меньшов подержал, не вернул и больше уже с ней не расстался.
▍ Интересные факты о фильме
Фильм был снят как подарок к 8 Марта всем советским женщинам.
Мелодрама, вышедшая на экраны в конце 1970-х годов, за первую неделю проката собрала 50 миллионов рублей, то есть почти в 100 раз больше, чем было затрачено на ее создание. Бюджет фильма был достаточно скромен, составив 550 тыс. руб.
Сценарист Валентин Черных участвовал в конкурсе сценариев о Москве, и опаздывал с его завершением, но все-таки успел его написать за 19 дней до завершения срока приёма сценариев и занял на этом конкурсе 3-е место. Правда, два первых места вообще никому не присудили: не нашли достойных. Конечно, первый вариант сценария с рабочим названием "Дважды солгавшая" претерпел много серьезных изменений, дорабатывался и всячески совершенствовался. Причем сам Валентин Черных отказался этим заниматься. Так что за доработку пришлось взяться самому Меньшову и все 44 поправки пришлось вносить Владимиру Меньшову. В итоге материал был кардинально переделан, было внесено 44 поправки, вместо 60 страниц получилось более 90, возникли новые сюжетные линии, новые герои. Некоторые сцены Меньшов специально сделал более бытовыми.
Ленту Владимира Меньшова по сценарию Валентина Черных увидел практически каждый второй житель СССР (если не считать малых детей и престарелых).
Наибольшим успехом фильм пользовался у женщин, и некоторые зрительницы смотрели его в кинотеатрах по 5?7 раз. И эта история повторяется, в принципе, каждый раз, когда картину показывают ныне по телевидению.
Со слов Людмилы Кожиновой, жены сценариста Валентина Черных: "После этого фильма стали приходить письма, много писем. И в них только один вопрос: в какой электричке ездит Гоша, как бы с ним встретиться? Вот что значит "великая сила искусства"".
Фильм закупили более 100 стран мира. По миру шли триумфальные премьеры картины. В Париже выстраивались очереди для просмотра фильма.
По словам Владимира Меньшова, в 1985 году президент США Рональд Рейган посмотрел не менее восьми раз фильм "Москва слезам не верит" перед первой встречей с Михаилом Горбачёвым, пытаясь постичь "загадочную русскую душу", но так ничего и не понял. Владимир Меньшов сказал в интервью, что "буквально для того, чтобы несколько повернулись мозги, и чтобы он понял, что такое Россия, помощники ему "впарили" этот фильм - что называется. Это тоже очень, конечно, приятный момент".
Когда герои Алентовой и Баталова включают телевизор (перед приходом Александры), то "сетку" на экране сопровождает вальс из кинофильма "Розыгрыш" - предыдущей режиссёрской работы Владимира Меньшова. Подобный приём используется в следующем фильме Меньшова "Любовь и голуби", где по телевизору показывают фрагмент из "Москва слезам не верит".
Из фильма удалён эпизод, где хоккеист Гурин (Александр Фатюшин), объявивший, что "завязал со спиртным и уходит на тренерскую работу", снова появляется пьяный и говорит: "Займи ещё трёшку для ровного счёта". Режиссёра попросили это убрать: "Давайте оставим надежду. Пусть зритель верит, что Гурин исправился".
В тот момент, когда тёща Володи (Олег Табаков) позвонила в дверь, его волосы были растрёпаны, но уже в следующую секунду его причёска была в порядке.
Во время прощания Гоши и Коли можно заметить на стене тень от микрофона.
"Москва слезам не верит" - единственная российская мелодрама, удостоенная премии "Оскар" Американской академии кинематографических искусств и наук.
А о том, что лента представлена на соискание "Оскара", режиссёр узнал 1 апреля и не поверил...
Во время съемок фильма Вере Алентовой было 37 лет, Раисе Рязановой - 35, Ирине Муравьевой - 30. Перед актрисами стояла очень сложная задача - сыграть своих героинь 19-летними наивными провинциалками, а потом их же спустя два десятилетия. И с этим актрисы справились прекрасно. Гримеры и костюмеры тоже потрудились на славу. Алексей Баталов был на 11 лет старше своего героя. Но на экране это не ощущается.
В 2006 году вышла книга "Москва слезам не верит: шесть женских судеб", описывающая биографии шести актрис, снявшихся в фильме (Муравьёва, Алентова, Рязанова, Ханаева, Фёдорова, Вавилова). Авторы книги - биографы И. А. Агапова, М. А. Давыдова.
▍ Популярные цитаты из фильма
"Ну, ладно, ладно! Москва слезам не верит".
"Москва - это большая лотерея!"
"Чтобы генеральшей стать, надо за лейтенанта замуж выходить".
"Шашлык женских рук не терпит".
"Да-да, все в Москву лезут, будто она резиновая".
"В сорок лет жизнь только начинается...".
"О, какие люди! И без охраны".
"Я? Да у меня практически нет недостатков...".
"Нет, полюбить - так королеву! Проиграть - так миллион!".
"Всё, засосало мещанское болото!".
"Не учи меня жить, лучше помоги материально!".
"Ну, это понятно, только у меня станок сломался, который деньги печатает".
"С бумагой в стране напряженка".
"Это - комок нервов".
"Да нет, как видишь - жив, здоров и даже довольно упитан".
"Георгий Иваныч, он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора, здесь проживает?".
"Работаем мы в разных местах, но жить я надеюсь, будем вместе!".
"Предлагаю дружить домами!".
▍ Песни
Александра (муз. С. Никитин; сл. Д. Сухарев, Ю. Визбор)
Диалог у новогодней ёлки (муз. С. Никитин; сл. Ю. Левитанский)
Зачем протоптала к нему тропиночку? (муз. Я. Френкель, сл. Л. Вялкина)
▍ Премии и призы
Государственная премия СССР (1981), удостоены: Владимир Меньшов, художник фильма Саид Меняльщиков, актёры Вера Алентова, Ирина Муравьева, Раиса Рязанова, Алексей Баталов.
Вера Алентова была признана лучшей актрисой СССР по результатам опроса журнала "Советский экран" (1980).
Лучший фильм по опросу журнала "Советский экран" (1981).
Премия "Оскар" Американской академии кинематографических искусств и наук за лучший фильм на иностранном языке (1981).
Номинация на премию Берлинского кинофестиваля "Золотой медведь" (1980).
▍ Подробнее о фильме
Москва слезам не верит - Википедия
https://ru.wikipedia.org/wiki/Москва_слезам_не_верит
Москва слезам не верит - Википедия
http://ru.rfwiki.org/wiki/Москва_слезам_не_верит
Москва слезам не верит (фильм, 1979) - Википедия Переиздание // WIKI 2
https://ru.wiki2.org/wiki/Москва_слезам_не_верит
Главный советский киношлягер. Москва "не верит слезам" уже 35 лет | Кино | Культура | Аргументы и Факты
http://www.aif.ru/culture/movie/glavnyy_sovetskiy_kinoshlyager_moskva_ne_verit_slezam_uzhe_35_let
Москва слезам не верит | О фильме и самые-самые цитаты |
votHouse.ru
http://www.vothouse.ru/films/Moskva-slezam-ne-verit.html
Москва слезам не верит - актеры и съемочная группа - КиноПоиск
https://www.kinopoisk.ru/film/46708/cast/
"Москва слезам не верит" - история создания (25 фото)
http://fishki.net/1865664-moskva-slezam-ne-verit---istorija-sozdanija.html
Наталья Вавилова - биография, личная жизнь: Обида, стоившая карьеры
http://well-groomed.ru/stars/932-natalya-vavilova-biografiya-lichnaya-zhizn-obida-stoivshaya-karery.html
Нет комментариев