КАЧЕСТВА И СПОСОБНОСТИ АНГЕЛОВ. https://vk.com/veravangelov?w=wall-99045111_148 БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.
Разделы:
ВНЕШНИЕ КАЧЕСТВА АНГЕЛОВ.
1. Когда и из чего были созданы ангелы?
2. Величественные размеры ангелов.
1. Крупные размеры Джибрила , мир ему.
2. Крупные размеры носителей Трона.
3. Важнейшие внешние особенности ангелов.
1. Крылья ангелов.
2. Красота ангелов.
3. Есть ли внешнее сходство между ангелами и людьми.
4. Ангелы отличаются друг от друга размерами и достоинствами.
5. Ангелы не имеют пола.
6. Ангелы не едят и не пьют.
7. Ангелы не знают скуки и усталости.
8. Места обитания ангелов.
9. Численность ангелов.
10. Имена ангелов.
1, 2 — Джибрил и Микаил.
3 — Исрафил.
4 — Малик.
5 — Ридван.
6, 7 — Мункар и Накир.
8, 9 — Харут и Марут.
10. Смерть ангелов.
Внутренние качества ангелов.
1. Благородство и покорность.
2. Стыдливость.
СПОСОБНОСТИ АНГЕЛОВ.
1. Перевоплощение ангелов.
2. Большая скорость ангелов.
3. Знания ангелов.
4. Ангелы во всем дисциплинированны.
5. Непогрешимость ангелов.
Видео в котором зачитывается данная глава: https://youtu.be/sm9JlKxIZNE https://youtu.be/AIhbpNAqQ5Q Скачать статью:
pdf: https://vk.com/doc181861343_437375636 docx: https://vk.com/doc181861343_437375635 txt: https://vk.com/doc181861343_437375637 В данной главе мы постараемся рассмотреть внешние и внутренние качества ангелов в свете достоверных текстов, а потом расскажем о способностях, которыми их одарил Аллах.
_____________________________________
ВНЕШНИЕ КАЧЕСТВА АНГЕЛОВ.
1. Когда и из чего были созданы ангелы?
Ангелы были сотворены из света. В «Сахихе». Муслима приводится хадис ‘Аиши о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ангелы созданы из света, джинны — из чистого пламени*, а Адам — из того, о чем было поведано вам». [Муслим (2996). Некоторые лица, причисляющие себя к ученым, отрицают этот хадис, ссылаясь на то, что он относится к единичным сообщениям (ахадис ахад). Они не принимают единичные сообщения, касающиеся вопросов вероучения. В статье «Асль аль-и‘тикад» мы рассмотрели данное суждение, разъяснив его ошибочность].
*[Арабское слово المارج «маридж» образовано от глагола مرج «мараджа», означающего «смешивать». Оно используется в значении «ослепительное и обжигающее пламя». Аль-Джаухари сказал: «Это огонь, в котором нет дыма; из него были созданы джинны». Существует мнение, что это — пламя, смешанное с чернотой огня. Абу ‘Убейд сказал: «Это смешанный огонь». См.: Ибн Манзур. Лисан аль-‘Араб. Бейрут. Дар ихйа ат-турас аль-‘араби. 1419/1999. Т. 13. С. 66. — Прим. переводчика].
Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, не разъяснил, из какого света были созданы ангелы, и мы не можем рассуждать по этому поводу, чтобы конкретизировать полученные сведения. Это — сокровенное знание, и других хадисов, проливающих больше света на данный вопрос, нет.
Что касается предания, пересказанного от имени ‘Икримы: «Ангелы созданы из света могущества, а Иблис — из огня могущества», и высказывания, переданного от имени ‘АбдуЛлаха бин ‘Амра: «Аллах создал ангелов из света Своих предплечий и груди», то их нельзя принимать к сведению. Если даже предположить, что вышеназванные уважаемые ученые действительно высказывали такие суждения, они все равно могли ошибаться. Вполне возможно, что они опирались на евреизмы. [См.: Силсила аль-ахадис ас-сахиха (1/197)]. [Мусульманам разрешается рассказывать евреизмы, или предания сынов Исраила, если они не уверены в их лживости. Аль-Бухари передал со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра, что Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Рассказывайте от моего имени, даже если это всего один аят, и рассказывайте от имени сынов Исраила, и в этом нет греха, а тот, кто заведомо солгал от моего имени, пусть займет свое место в Огне». Комментируя этот хадис, Ибн Хаджар писал: «Поначалу Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил учиться у сынов Исраила и читать их книги, а потом снял некоторые ограничения. Очевидно, этот запрет действовал до того, как утвердились исламские законы и религиозные принципы, поскольку существовала опасность смуты. Когда же подобные опасения исчезли, было разрешено поступать так, поскольку рассказы о том, что происходило в их времена, содержат полезные уроки». Имам Малик считал, что разрешается пересказывать только хорошие из их преданий, но не заведомо лживые рассказы. Аш-Шафи‘и сказал: «Известно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не разрешал рассказывать лживые истории, поэтому его слова означают: рассказывайте от имени сынов Исраила предания, лживость которых вам не известна, и на вас нет греха, если вы рассказываете то, что считаете возможным». Существует мнение, что пересказывать можно только те предания, которые соответствуют кораническим текстам и достоверным хадисам. Но среди преданий сынов Исраила есть много удивительных рассказов, которые вполне возможны, хотя и не находят подтверждения в Коране и сунне. Согласно наиболее предпочтительному мнению, пересказывать их разрешается. Имам Ахмад в «Зухде», Ибн Абу Шейба в «Мусаннафе», аль-Баззар в «Муснаде» передали со слов Джабира бин ‘Абдуллаха, что Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Рассказывайте от имени сынов Исраила, и в этом нет греха, потому что с ними случались удивительные истории». Аль-Албани назвал хадис достоверным. В другом хадисе, переданном Ахмадом, говорится: «Если сыны Исраила рассказывают вам что-либо, то не подтверждайте и не отрицайте это». Это значит, что мусульмане не должны верить этим историям. Они могут лишь пересказывать их для того, чтобы извлечь полезные уроки для себя. См.: Ибн Хаджар А. Фатх аль-Бари. Эр-Рияд: Дар ас-салам, 1421/2000. Т. 6. С. 609; Аль-Албани М. Силсила аль-ахадис ас-сахиха. Эр-Рияд: Мактаба аль-ма‘ариф, 1417/1996. Т. 6. С. 1028. — Прим. переводчика].
Валиуллах ад-Дахлави сказал:
Высший сонм [Имеются в виду ангелы] делится на три группы. Как сообщил Аллах, к первой группе относятся ангелы, поддерживающие добрый порядок. Он сотворил их тела из света, подобного огню Мусы, и вдохнул в них благородные души.
Вторая группа — ангелы, возникшие в результате смешения нежных запахов, образовавшихся вследствие разлива возвышенных душ, категорически отвергающих животную грязь.
Третья — человеческие души, приближенные к высшему сонму. Они не перестают совершать дела, позволяющие им спастись и присоединиться к ангелам, пока с них не сбросят телесную оболочку, и тогда они последуют путем ангелов и будут считаться одними из них. [Аль-худжжа аль-балига. С. 33].
Однако в пользу такой подробной классификации нет ни одного достоверного текста.
Нам не известно, когда они были созданы, и Пречистый Аллах не сообщил нам об этом. Известно лишь, что они были созданы раньше, чем прародитель человечества Адам. В Коране подчеркивается, что Аллах сообщил ангелам о Своем намерении создать наместника на Земле:
«Вот твой Господь сказал ангелам: “Я установлю на Земле наместника”«. (Аль-Бакара, 30). Под наместником здесь подразумевается Адам, и ангелам было приказано поклониться ему: «Когда же Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц». (Аль-Хиджр, 29).
Можно ли увидеть ангелов?
Люди не могут видеть ангелов, потому что их эфирные тела сотворены из света, и Аллах не наделил нас способностью видеть их. Единственным в мусульманской общине, кто видел ангелов в их истинном обличии, был Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Он дважды видел Джибрила в том образе, в котором его сотворил Аллах. Однако из священных текстов явствует, что люди могут увидеть ангелов, когда те принимают человеческий облик.
2. Величественные размеры ангелов.
Всевышний Аллах сказал об ангелах, охраняющих Ад: «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни. Над ним есть ангелы суровые и сильные. Они не ослушаются велений Аллаха и выполняют все, что им велено». (Ат-Тахрим, 6).
Ниже я ограничусь упоминанием хадисов о двух благородных ангелах.
1. Крупные размеры Джибрила , мир ему.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дважды видел Джибрила в его ангельском обличии — в том образе, в котором его сотворил Аллах. Об этом говорится в словах Всевышнего: «Он видел его на ясном горизонте». (Ат-Таквир, 23); «Он уже видел его другое нисхождение у Лотоса крайнего предела, возле которого находится Сад пристанища». (Ан-Наджм, 13-15), т.е. это произошло, когда он был вознесен на небеса.
В «Сахихе» Муслима сообщается, что однажды ‘Аиша спросила Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, об этих аятах. Он сказал: «Это был Джибрил, и в том обличии, в котором он был сотворен, я видел его только эти два раза. Я видел, как он спускался с неба, закрывая собой все пространство между небом и землей». [Муслим (177)].
Когда ‘Аишу спросили о словах Всевышнего: «Потом он приблизился и спустился». (Ан-Наджм, 8), она сказала: «Это был Джибрил, мир ему. Обычно он приходил к нему в облике мужчины, но в тот раз он предстал перед ним в своем собственном обличии, закрыв собой весь горизонт». [Муслим (177)].
В «Сахихе». аль-Бухари приводятся слова ‘Абдуллаха бин Мас‘уда: «Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, видел Джибрила, и у него было шестьсот крыльев». [Аль-Бухари (4856), (4857)].
Комментируя аят: «Он увидел величайшие из знамений своего Господа». (Ан-Наджм, 18), Ибн Мас‘уд также сказал: «Он видел зеленый ковер, закрывший собой весь горизонт». [Аль-Бухари (4858)]. Это был тот самый ковер, на котором находился Джибрил, мир ему. Согласно Ибн Хаджару, ан-Насаи и аль-Хаким передали со слов Ибн Мас‘уда: «Пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, видел Джибрила, мир ему, на ковре, и он закрывал собой все пространство между небом и землей». [Фатх аль-Бари (8/611)].
Ибн Хаджар также сообщил, что в версии ан-Насаи слова Ибн Мас‘уда переданы следующим образом: «Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, видел Джибрила, мир ему. У него было шестьсот крыльев, и он закрывал собой весь горизонт».
В «Муснаде» имама Ахмада сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, видел Джибрила в его истинном обличии, и у него было шестьсот крыльев, каждое из которых заслоняло горизонт. С его крыльев падали самоцветы — жемчуга и яхонты». Ибн Касир назвал иснад хадиса хорошим. [Аль-бидайа ва-н-нихайа (1/47)].
В Коране Джибрил описывается следующим образом: «Это — слова благородного посланца, обладателя силы при Владыке Трона, почитаемого, которому там (на небесах) повинуются, доверенного». (Ат-Таквир, 19-21). Благородный посланец — это Джибрил, а Владыка Трона — Господь могущества.
2. Крупные размеры носителей Трона.
Абу Давуд передал со слов Джабира, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Мне было позволено рассказать об одном из ангелов Аллаха, об одном из носителей Трона. Поистине, между мочкой его уха и его плечом расстояние в семьсот лет». [Сахих Сунан Абу Давуд (3953)].
В версии Ибн Абу Хатима подчеркивается, что речь идет о годах полета птицы. В замечаниях к сборнику «Мишкат аль-масабих» иснад этого хадиса назван достоверным. [Мишкат аль-масабих (3/121). См.: Силсила аль-ахадис ас-сахиха (151)].
Ат-Табарани в своде «Аль-му‘джам аль-аусат». передал рассказ Анаса о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Мне было позволено рассказать об одном из ангелов, несущих Трон. Его ноги на нижней земле, над его рогом — Трон, а между мочкой его уха и плечом — расстояние, которое птица пролетает за семьсот лет. Этот ангел повторяет: “Пречист Ты, где бы Ты ни был”». [Сахих аль-джами‘ ас-сагир. 3-е издание (853)].
3. Важнейшие внешние особенности ангелов.
1. Крылья ангелов.
Всевышний Аллах сообщил, что у ангелов есть крылья. У одних — два крыла, у других — три, у третьих — четыре. Есть ангелы, у которых намного больше крыльев: «Хвала Аллаху, Творцу небес и земли, Сделавшему посланцами ангелов с двумя, тремя и четырьмя крыльями. Он приумножает в творении, что пожелает. Воистину, Аллах способен на все». (Фатир, 1).
Смысл этого аята в том, что Аллах наделил эти существа крыльями — двумя, тремя, четырьмя и более того. Ранее мы уже привели хадисы о том, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, видел Джибрила с шестьюстами крыльев.
2. Красота ангелов.
Аллах наделил ангелов прекрасным, благородным обличием. В Коране говорится о Джибриле:
«Научил его обладающий могучей силой и прекрасным сложением. Он выпрямился на наивысшем горизонте». (Ан-Наджм, 5-7). По словам Ибн ‘Аббаса, выражение ذو مرة «зу мирра». означает «обладающий красивой внешностью». Катада сказал: «Обладающий прекрасным высоким сложением». Согласно другому толкованию, это выражение означает «обладающий могучей силой». Но одно не противоречит другому, потому что Джибрил — могучий и прекрасный ангел.
Люди всегда представляют ангелов прекрасными существами, а шайтанов — безобразными чудищами. Поэтому они нередко сравнивают красивых людей с ангелами. Посмотри, что сказали женщины, когда увидели правдивого пророка Йусуфа: «Когда они увидели его, то так превознесли его, что порезали ножами себе руки и сказали: “Упаси Аллах! Да ведь это не человек. Он не кто иной, как благородный ангел”». (Йусуф, 31).
3. Есть ли внешнее сходство между ангелами и людьми?
В «Сахихе». Муслима и «Сунане». ат-Тирмизи приводится рассказ Джабира о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Мне были показаны пророки. Там был Муса, мужчина среднего телосложения (или: худощавый мужчина), похожий на людей из шануа. Я видел ‘Ису, сына Марьям, и среди тех, кого я повидал, больше всего на него похож ‘Урва бин Мас‘уд. Я также видел Ибрахима, и среди тех, кого я повидал, больше всего на него похож ваш товарищ. (Он имел в виду себя самого.) И я видел Джибрила, и среди тех, кого я повидал, больше всего на него похож Дихья». В одной из версий говорится: «Дихья бин Халифа». [Муслим (167)].
Что это за сходство, Джибрил в ангельском обличии был похож на Дихью аль-Кальби, или же он становился похожим на него, когда принимал человеческое обличие?! Последнее мнение наиболее предпочтительно, потому что, как мы еще увидим, Джибрил неоднократно принимал облик Дихьи.
4. Ангелы отличаются друг от друга размерами и достоинствами.
Не все ангелы имеют одинаковый внешний облик и размеры. Одни ангелы имеют два крыла, другие — три, а у Джибрила целых шестьсот крыльев. Помимо того, они занимают разное положение перед Господом: «У каждого из нас известное место». (Ас-Саффат, 164). О Джибриле же сказано: «Это — слова благородного посланца, обладателя силы при Владыке Трона, почитаемого». (Ат-Таквир, 19-20). Слово المكين «макин». означает «почитаемый», «обладающий высоким положением перед Аллахом».
Лучшими среди ангелов считаются те, которые приняли участие в сражении при Бадре. В «Сахихе». аль-Бухари приведен рассказ Рифа‘а бин Рафи‘ о том, что Джибрил пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и спросил: «Кем вы считаете тех из вас, кто участвовал [в сражении] при Бадре?». Он сказал: «Одними из лучших мусульман». Или он сказал что-то в этом роде. Тогда Джибрил сказал: «То же самое относится к ангелам, участвовавшим [в сражении] при Бадре». [Аль-Бухари (3992)].
5. Ангелы не имеют пола.
Одна из ошибок тех, кто рассуждает о незримых мирах, заключается в том, что они пытаются дать им оценку, опираясь на земные человеческие критерии. Кое-кто из них удивляется тому, что Джибрил приходил к Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, спустя мгновения после того, как ему задавали вопросы, на которые он мог ответить только благодаря разъяснению от Аллаха. Как он передвигается с такой немыслимой скоростью, если даже свет достигает ближайших планет за несколько миллионов световых лет?
Этот бедняга не осознает того, что его можно сравнить с комаром, который пытается судить о скорости самолета по своим собственным меркам. Если бы он задумался над этим, то непременно понял бы, что мир ангелов живет по совершенно иным законам, не похожим на наши, человеческие законы.
В этом вопросе ошибались и арабские язычники, считавшие ангелов существами женского пола. Это ложное суждение смешалось у них с другим, еще более абсурдным верованием, и они реши-ли, будто ангелы — дочери Аллаха.
Коран вступил с ними в полемику по этим двум вопросам и разъяснил, что их заявления были го-лословны и не опирались на достоверные доказательства. Просто удивительно, они приписывали Аллаху дочерей, хотя сами ненавидели собственных дочерей. Когда кому-нибудь из них сообща-ли весть о рождении девочки, его лицо мрачнело, и он с трудом сдерживал свой гнев. Он скры-вался от людей, стыдясь происшедшего. Некоторые глупцы, выйдя из себя, закапывали новорож-денную девочку живьем. Несмотря на это, они продолжали приписывать Аллаху детей и даже за-являли, что это дочери. Так рождаются лживые верования, которые разрастаются в умах тех, кто не примкнул к божественному свету!
Послушай аяты, в которых описывается и опровергается это заблуждение: «Спроси их, почему это у твоего Господа дочери, а у них — сыновья? Или же Мы сотворили ангелов женщинами, и они присутствовали при этом? Воистину, по своей лживости они говорят: “Аллах родил”. Воистину, они — лжецы. Неужели Он избрал дочерей и возвысил их над сыновьями? Что с вами? Как вы судите? Не помянуть ли вам назидание? Или у вас есть ясное доказательство?». (Ас-Саффат, 149-156).
Аллах назвал их лживые слова свидетельством, за которое они будут призваны к ответу. Поистине, говорить об Аллахе то, о чем у тебя нет знания, является одним из величайших грехов: «Они сделали ангелов, которые являются рабами Милостивого, женщинами. Разве они присутствовали при их сотворении? Их свидетельство будет записано, и они будут спрошены». (Аз-Зухруф, 19). [Мусульманин должен остерегаться говорить о подобных вещах, не опираясь на твердые знания. Тем, которые заявляют, что человек произошел от обезьян или других животных, тоже можно сказать: «Разве они присутствовали при их сотворении? Их свидетельство будет записано, и они будут спрошены». Аллах сказал: «Я не сделал их свидетелями сотворения небес и земли и сотворения их самих» (Аль-Кахф, 51)].
6. Ангелы не едят и не пьют.
Чуть раньше мы коснулись того, что ангелы не имеют пола. Так же они не нуждаются в человеческой еде и питье. Аллах сообщил нам о том, как ангелы явились к Ибрахиму в человеческом обличии. Он предложил им поесть, но они даже не притронулись к еде. Тогда пророк почувствовал страх, который прошел лишь тогда, когда они открылись ему: «Дошел ли до тебя рассказ о почтенных гостях Ибрахима? Вот они вошли к нему и сказали: “Мир тебе!” Он сказал: “И вам мир, люди незнакомые!” Второпях и украдкой он направился к своей семье и принес жирного теленка. Он придвинул его к ним и сказал: “Не отведаете ли?” Он испугался их в душе, и тогда они сказали: “Не бойся”. Они обрадовали его вестью о знающем мальчике». (Аз-Зарийат, 24-28).
В другом месте сказано: «Увидев, что они не дотрагиваются до еды, он усомнился в них и почувствовал страх перед ними. Посланцы сказали: “Не бойся! Воистину, мы посланы к народу Лута”». (Худ, 70).
Ас-Суйути передал со слов Фахр ад-Дина ар-Рази: «Ученые единодушны относительно того, что ангелы не едят, не пьют и не вступают в половую близость». [Аль-хабаик фи ахбар аль-малаик. С. 264].
7. Ангелы не знают скуки и усталости.
Ангелы поклоняются и повинуются Аллаху, выполняют Его приказы, и это нисколько не наскучивает им и не вызывает у них усталости. Они не знают этого состояния, так хорошо знакомого людям. Описывая ангелов, Всевышний сказал: «Они славят Его днем и ночью без устали». (Аль-Анбийа, 20), т.е. они не лишаются сил. В другом аяте говорится: «Те, кто находится возле твоего Господа, прославляют Его ночью и днем, и им это не наскучивает». (Фуссилат, 38).
Опираясь на слова «без устали», ас-Суйути полагал, что ангелы не спят. Он же передал это мнение со слов Фахр ад-Дина ар-Рази. [Аль-хабаик фи ахбар аль-малаик. С. 264].
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев