А вы знаете, что такое Чокурдах? Главный редактор «Популярной механики» Александр Грек рассказывает 👇 ЧОКУРДАХ Существует слово-пароль, по которому жители восточной Арктики 1960-1970-х годов безошибочно вычисляют друг друга — «Чокурдах». Название микроскопического якутского арктического аэропорта 3 класса в устье Индигирки. Аэропорт был построен в начале Великой отечественной войны для обеспечения воздушной трассы Аляска-Сибирь, по которой перегонялись самолеты, поставляемые Америкой по ленд-лизу. После войны он стал одним из звеньев маленьких арктических аэропортов, по которой можно было добраться в отдаленные поселки за полярным кругом. Например, в 60-х годах прямой рейс из Внуково Москва-Певек, выполнявшийся на самолете Ил-14, официально длился 22 часа и проходил с кучей промежуточных посадок с дозаправками: Москва — 990 км — Архангельск — 1073 км — Амдерма — 777 км — Диксон — 740 км — Хатанга — 304 км — мыс Косистый — 669 км — Тикси — 693 км — Чокурдах — 860 км — Певек. При идеальной летной погоде, которой в Арктике почти не бывает. Поэтому маршрут редко укладывался менее, чем в неделю, и легко можно было застрять в пути и на месяц. В середине 60-х годов в Арктику пришли пассажирские Ил-18 — одни из самых надежных и невероятных самолетов, выпущенных в СССР. Это были уникальные машины — с лучшим на то время навигационным оборудованием, возможностью совершать длительный полет при отказе одного из четырех двигателей, и невероятной способностью садиться почти на неприспособленные аэродромы. Достаточно сказать, что до 80-х годов он штатно садился на лёд Колымы в Черском, базе полярной авиации. С появлением Ил-18 дорога в Певек сильно сократилась. Теперь Ил-18 взлетал во Внуково, дозавправлялся в Норильске или Хатанге, и брал курс на Чокурхах — единственный аэропорт в регионе, который мог принять этот самолет. Несмотря на современное по тем временам навигационное оборудование, каждый рейс в арктических широтах был для экипажа серьезным испытанием, не зря лётчики полярной авиации составляли отдельную элитную касту пилотов. Отсутствие надежного наземного радиолокационного контроля заставляли штурманов (на севере это была героическая и уважаемая профессия) на Ил-18 изрядно потрудиться в заполярных рейсах. В ход шли всполохи на экране локатора от заветных брошенных барж, сотен пустых железных бочек, разбросанных у буровых. Бывало, что от Норильска до Чокурдаха штурман при сильном сносе не отрывался от "сапога" — так звали индикатор локатора и навигационной линейки НЛ-10 целые часы при полнейшем молчаливом к себе почтении всего экипажа, не без волнения ждавшего, пока штурман оторвет лоб от "сапога" и выкрикнет: «Курс такой-то!» или «На курсе». Ощущение от посадки на старую и неровную, оставшуюся после войны, полосу в Чокурдахе было еще то — все стыки и неровности бетонных плит пассажиры ощущали на себе, но это никого не расстраивало — радость от завершения полета перевешивало все неприятные ощущения. Не было и особого страха — вера в профессионализм полярных пилотов была абсолютной. Именно в Чокурдахе людей, впервые очутившихся в Арктике ждал первый шок — здесь заканчивалась цивилизация. Вместо привычного стандартного аэропорта вас встречал покосившийся деревянный барак, как правило, под завязку заполненный транзитными пассажирами. Дальше людей развозили вертолетами, самолетами Ан-2, Ан-24, Ил-18 и, «роллс-ройсом» полярного мира — реактивным Як-40. Эти самолеты могли взлетать и садится практически на любое грунтовое покрытие (а другого в те времена и не было), но обладали довольно примитивным навигационным оборудованием и требовали для выполнения рейса хорошей погоды как в аэропорту вылета, так и в конечной точке маршрута. И выполнить это условие было чрезвычайно трудно — ожидание летной погоды могло тянуться неделями, были и месячные рекорды. И все это время люди ютились в маленьком бараке аэропорта. Туалет «типа сортир» располагался на улице и зимой, на знаменитых якутских морозах, мгновенно превращался в сталактит из застывшей мочи, но другой альтернативы не было. Сидячих мест на всех не хватало, и поэтому люди располагались на всех свободных участках пола, сооружая из чемоданов небольшие лежаки для маленьких детей. В углу был небольшой буфет, где продавались небольшие куски жареной оленины, напоминающую старые подошвы. Мне почему-то запомнились перебои с питьевой водой — пассажиры набирали для заварки чая в жестяные кружки воду из батарей отопления. В буфете продавалась и водка, поэтому периодически открывалась входная дверь, обитая войлоком, и в облаке пара в здание вваливались пьяные якуты, которым местные запредельные морозы были нипочем. Люди кучковались по своим конечным пунктам назначения, коротая часы в рассказах о проведенном отпуске и делясь с общими детьми остатками еды. Важно было не пропустить объявление посадки на рейс — громкой связи не было и опоздание грозило катастрофой. Особым авторитетом пользовались люди, связанные с полярной авиацией — они могли заходить к пилотам с диспетчерами, снабжая остальных пассажиров слухами о летной или нелетной погоде. В какой-то момент все вскакивали и занимали очередь к единственной стойке регистрации и гигантским весами для взвешивания багажа, которого было немеряно — в те времена на одного человека полагалось 30 кг только бесплатного провоза. От смертоубийства в этих очередях спасало только то, что все в них друг друга знали — население маленьких поселков редко превышало тысячу человек. Впрочем, регистрация ничего не гарантировала — вас могли развернуть прямо от самолета, так как за время посадки погода могла легко поменяться. От самой посадки осталось детское впечатление — очень, очень холодно. Пассажиры довольно долго стояли перед самолетом на якутском морозе, сбившись для тепла в плотную кучку. Впрочем, в самолете было ненамного теплее. Иногда к входу подъезжала техническая машина, из которой в салон пробрасывали воздуховод с теплым воздухом, немного нагревая воздух в самолете. Рано или поздно посадка заканчивалась, двери закрывались, двигатели разогревались и самолет выруливал на взлетную полосу, по которой ветер гнал поземку. Самолет, подпрыгивая, разгонялся и взлетал. Пассажиров охватывала почти эйфория — через каких-то 2,5 часа вы были бы дома. Для большинства пассажиров самый маленький город в стране на краю земли был именно домом. В 1978 году мой отец построил в Певеке взлетную полосу первого класса, способную принимать все виды самолётов. Думаю, в таких широтах ничего подобного не строили, да и вряд ли построят в обозримое время. Это был подвиг, но подвиги в то время были обычным делом — почти все родители моих одноклассников были героями. 25 февраля 1979 года состоялся первый технический рейс самолёта Ту-154 по маршруту Внуково—Певек с промежуточной часовой посадкой для дозаправки в Норильске. Полёт до Норильска занимал 3 часа 50 минут (2872 км), от Норильска до Певека 4 часа 10 минут. За время полета пассажиры обеспечивались 2-х разовым питанием. Стоимость полета от Внуково до Певека на Ту-154 составила 178 рублей 50 копеек. А слово «Чокурдах» стало паролем, по которым коренные певекчане безошибочно опознавали своих. P.S. На фотографии современный аэропорт Чокурдаха, но она немного передает старую атмосферу. Если у кого есть старые фотографии аэропорта, а особенно, фотографии внутри здания, буду очень благодарен, если поделитесь. Пишите также воспоминания о тех временах — включу в книжку, которую надеюсь когда-нибудь написать.
    668 комментариев
    2.2K классов
    Посторонитесь, Иваны и Алексеи. Самым популярным именем является Мухаммед. Так названо более 150 миллионов человек на всем земном шаре.
    10 комментариев
    4 класса
    #цифра_дня
    1 комментарий
    0 классов
    В Школе управления СКОЛКОВО 24 апреля прошел лекторий «Космос: ближе, чем кажется», организованный совместно с «ТехИнсайдером». Вспоминаем, как это было! В уютной аудитории бизнес-пространства собрались спикеры, гости и журналисты — все, кому небезразлично космическое будущее человечества. Обсуждения были действительно жаркими. Еще бы, разговоры шли про неземную жизнь, космический туризм, колонизацию Марса и ракеты. После лекции не было отбоя от вопросов из зала — люди самых разных профессий и возрастов узнавали из «первых профессиональных уст» о космосе и всем том, что с ним связано. Чтобы прочувствовать атмосферу нашего лектория предлагаем вам посмотреть видео! Ну и как тебе такое, Илон?
    3 комментария
    0 классов
    Что сделает пилот, если откажут двигатели и выключатся все приборы Без двигателей перестанет работать гидравлика и выключатся все электрические системы. Чтобы сохранить контроль над самолетом, у пилотов есть аварийная система питания. Вот как она устроена в большинстве современных реактивных самолетов.
    11 комментариев
    14 классов
    Первый советский хакер остановил конвейер ВАЗа... и раскрыл заговор айтишников. Вот как это было Амбициозный программист сначала стал преступником, затем национальным героем, а в результате был вынужден отрабатывать вину на конвейере. Правильно ли с ним поступили?
    6 комментариев
    31 класс
    Китай первый раз запустил экологически чистую ракету-носитель Китайская корпорация аэрокосмической науки и техники впервые осуществила запуск экологически чистой ракеты нового поколения CZ-6C. Жидкотопливная двухступенчатая ракета «Чанчжэн-6-си» вывела на орбиту 4 спутника, стартовав с космодрома Тайюань. Космическая программа в Китае, похоже, реализуется полным ходом!
    1 комментарий
    8 классов
    Необычный туризм: где увидеть заброшенные ветрогенераторы времен СССР ​​​​​​​Может быть, вас это удивит, но в Советском Союзе была развитая ветряная энергетика. Следы ее можно найти в Крыму, Калмыкии и других частях большой страны.
    2 комментария
    13 классов
    В России появится здание, распечатанное на 3D-принтере В Татарстане планируют «построить» здание высотой 9,85 м — одно из самых высоких в мире среди напечатанных на 3D-принтере. Внутри расположится многофункциональный центр. Разрешение на строительство уже получено — дело за малым принтером. Как скоро города можно будет распечатать?
    1 комментарий
    3 класса
    В Китае начали продавать очень милый электромобиль BESTUNE PONY — это трехдверный электрический микроавтомобиль от компании FAW. Приобрести его можно в 3-х комплектациях, еще и 6 цветов кузова на выбор. Расход BESTUNE PONY на 100 км — 8,8 кВт/ч, батареи есть в двух вариантах: с запасом хода до 122 км и до 170 км.
    1 комментарий
    7 классов
techinsider

TechInsider

В Школе управления СКОЛКОВО 24 апреля прошел лекторий «Космос: ближе, чем кажется», организованный совместно с «ТехИнсайдером». Вспоминаем, как это было! В уютной аудитории бизнес-пространства собрались спикеры, гости и журналисты — все, кому небезразлично космическое будущее человечества. Обсуждения были действительно жаркими. Еще бы, разговоры шли про неземную жизнь, космический туризм, колонизацию Марса и ракеты. После лекции не было отбоя от вопросов из зала — люди самых разных профессий и возрастов узнавали из «первых профессиональных уст» о космосе и всем том, что с ним связано. Чтобы прочувствовать атмосферу нашего лектория предлагаем вам посмотреть видео! Ну и как тебе тако
  • Класс
techinsider

TechInsider

Китай первый раз запустил экологически чистую ракету-носитель
Китайская корпорация аэрокосмической науки и техники впервые осуществила запуск экологически чистой ракеты нового поколения CZ-6C.
Жидкотопливная двухступенчатая ракета «Чанчжэн-6-си» вывела на орбиту 4 спутника, стартовав с космодрома Тайюань.
Космическая программа в Китае, похоже, реализуется полным ходом!
  • Класс
techinsider

TechInsider

Необычный туризм: где увидеть заброшенные ветрогенераторы времен СССР
​​​​​​​Может быть, вас это удивит, но в Советском Союзе была развитая ветряная энергетика. Следы ее можно найти в Крыму, Калмыкии и других частях большой страны.
techinsider

TechInsider

Первый советский хакер остановил конвейер ВАЗа... и раскрыл заговор айтишников. Вот как это было
Амбициозный программист сначала стал преступником, затем национальным героем, а в результате был вынужден отрабатывать вину на конвейере. Правильно ли с ним поступили?
techinsider

TechInsider

Посторонитесь, Иваны и Алексеи. Самым популярным именем является Мухаммед. Так названо более 150 миллионов человек на всем земном шаре.
  • Класс
techinsider

TechInsider

В России появится здание, распечатанное на 3D-принтере
В Татарстане планируют «построить» здание высотой 9,85 м — одно из самых высоких в мире среди напечатанных на 3D-принтере.
Внутри расположится многофункциональный центр. Разрешение на строительство уже получено — дело за малым принтером.
Как скоро города можно будет распечатать?
techinsider

TechInsider

В Китае начали продавать очень милый электромобиль
BESTUNE PONY — это трехдверный электрический микроавтомобиль от компании FAW. Приобрести его можно в 3-х комплектациях, еще и 6 цветов кузова на выбор.
Расход BESTUNE PONY на 100 км — 8,8 кВт/ч, батареи есть в двух вариантах: с запасом хода до 122 км и до 170 км.
techinsider

TechInsider

Почему нельзя кидать монеты в двигатели самолета
Попытка «на удачу» бросить монету в самолетный двигатель чревата не только наказанием по закону, но и реальной опасностью для пассажиров лайнера и окружающих.
Показать ещё