А вы знаете, что такое Чокурдах? Главный редактор «Популярной механики» Александр Грек рассказывает 👇 ЧОКУРДАХ Существует слово-пароль, по которому жители восточной Арктики 1960-1970-х годов безошибочно вычисляют друг друга — «Чокурдах». Название микроскопического якутского арктического аэропорта 3 класса в устье Индигирки. Аэропорт был построен в начале Великой отечественной войны для обеспечения воздушной трассы Аляска-Сибирь, по которой перегонялись самолеты, поставляемые Америкой по ленд-лизу. После войны он стал одним из звеньев маленьких арктических аэропортов, по которой можно было добраться в отдаленные поселки за полярным кругом. Например, в 60-х годах прямой рейс из Внуково Москва-Певек, выполнявшийся на самолете Ил-14, официально длился 22 часа и проходил с кучей промежуточных посадок с дозаправками: Москва — 990 км — Архангельск — 1073 км — Амдерма — 777 км — Диксон — 740 км — Хатанга — 304 км — мыс Косистый — 669 км — Тикси — 693 км — Чокурдах — 860 км — Певек. При идеальной летной погоде, которой в Арктике почти не бывает. Поэтому маршрут редко укладывался менее, чем в неделю, и легко можно было застрять в пути и на месяц. В середине 60-х годов в Арктику пришли пассажирские Ил-18 — одни из самых надежных и невероятных самолетов, выпущенных в СССР. Это были уникальные машины — с лучшим на то время навигационным оборудованием, возможностью совершать длительный полет при отказе одного из четырех двигателей, и невероятной способностью садиться почти на неприспособленные аэродромы. Достаточно сказать, что до 80-х годов он штатно садился на лёд Колымы в Черском, базе полярной авиации. С появлением Ил-18 дорога в Певек сильно сократилась. Теперь Ил-18 взлетал во Внуково, дозавправлялся в Норильске или Хатанге, и брал курс на Чокурхах — единственный аэропорт в регионе, который мог принять этот самолет. Несмотря на современное по тем временам навигационное оборудование, каждый рейс в арктических широтах был для экипажа серьезным испытанием, не зря лётчики полярной авиации составляли отдельную элитную касту пилотов. Отсутствие надежного наземного радиолокационного контроля заставляли штурманов (на севере это была героическая и уважаемая профессия) на Ил-18 изрядно потрудиться в заполярных рейсах. В ход шли всполохи на экране локатора от заветных брошенных барж, сотен пустых железных бочек, разбросанных у буровых. Бывало, что от Норильска до Чокурдаха штурман при сильном сносе не отрывался от "сапога" — так звали индикатор локатора и навигационной линейки НЛ-10 целые часы при полнейшем молчаливом к себе почтении всего экипажа, не без волнения ждавшего, пока штурман оторвет лоб от "сапога" и выкрикнет: «Курс такой-то!» или «На курсе». Ощущение от посадки на старую и неровную, оставшуюся после войны, полосу в Чокурдахе было еще то — все стыки и неровности бетонных плит пассажиры ощущали на себе, но это никого не расстраивало — радость от завершения полета перевешивало все неприятные ощущения. Не было и особого страха — вера в профессионализм полярных пилотов была абсолютной. Именно в Чокурдахе людей, впервые очутившихся в Арктике ждал первый шок — здесь заканчивалась цивилизация. Вместо привычного стандартного аэропорта вас встречал покосившийся деревянный барак, как правило, под завязку заполненный транзитными пассажирами. Дальше людей развозили вертолетами, самолетами Ан-2, Ан-24, Ил-18 и, «роллс-ройсом» полярного мира — реактивным Як-40. Эти самолеты могли взлетать и садится практически на любое грунтовое покрытие (а другого в те времена и не было), но обладали довольно примитивным навигационным оборудованием и требовали для выполнения рейса хорошей погоды как в аэропорту вылета, так и в конечной точке маршрута. И выполнить это условие было чрезвычайно трудно — ожидание летной погоды могло тянуться неделями, были и месячные рекорды. И все это время люди ютились в маленьком бараке аэропорта. Туалет «типа сортир» располагался на улице и зимой, на знаменитых якутских морозах, мгновенно превращался в сталактит из застывшей мочи, но другой альтернативы не было. Сидячих мест на всех не хватало, и поэтому люди располагались на всех свободных участках пола, сооружая из чемоданов небольшие лежаки для маленьких детей. В углу был небольшой буфет, где продавались небольшие куски жареной оленины, напоминающую старые подошвы. Мне почему-то запомнились перебои с питьевой водой — пассажиры набирали для заварки чая в жестяные кружки воду из батарей отопления. В буфете продавалась и водка, поэтому периодически открывалась входная дверь, обитая войлоком, и в облаке пара в здание вваливались пьяные якуты, которым местные запредельные морозы были нипочем. Люди кучковались по своим конечным пунктам назначения, коротая часы в рассказах о проведенном отпуске и делясь с общими детьми остатками еды. Важно было не пропустить объявление посадки на рейс — громкой связи не было и опоздание грозило катастрофой. Особым авторитетом пользовались люди, связанные с полярной авиацией — они могли заходить к пилотам с диспетчерами, снабжая остальных пассажиров слухами о летной или нелетной погоде. В какой-то момент все вскакивали и занимали очередь к единственной стойке регистрации и гигантским весами для взвешивания багажа, которого было немеряно — в те времена на одного человека полагалось 30 кг только бесплатного провоза. От смертоубийства в этих очередях спасало только то, что все в них друг друга знали — население маленьких поселков редко превышало тысячу человек. Впрочем, регистрация ничего не гарантировала — вас могли развернуть прямо от самолета, так как за время посадки погода могла легко поменяться. От самой посадки осталось детское впечатление — очень, очень холодно. Пассажиры довольно долго стояли перед самолетом на якутском морозе, сбившись для тепла в плотную кучку. Впрочем, в самолете было ненамного теплее. Иногда к входу подъезжала техническая машина, из которой в салон пробрасывали воздуховод с теплым воздухом, немного нагревая воздух в самолете. Рано или поздно посадка заканчивалась, двери закрывались, двигатели разогревались и самолет выруливал на взлетную полосу, по которой ветер гнал поземку. Самолет, подпрыгивая, разгонялся и взлетал. Пассажиров охватывала почти эйфория — через каких-то 2,5 часа вы были бы дома. Для большинства пассажиров самый маленький город в стране на краю земли был именно домом. В 1978 году мой отец построил в Певеке взлетную полосу первого класса, способную принимать все виды самолётов. Думаю, в таких широтах ничего подобного не строили, да и вряд ли построят в обозримое время. Это был подвиг, но подвиги в то время были обычным делом — почти все родители моих одноклассников были героями. 25 февраля 1979 года состоялся первый технический рейс самолёта Ту-154 по маршруту Внуково—Певек с промежуточной часовой посадкой для дозаправки в Норильске. Полёт до Норильска занимал 3 часа 50 минут (2872 км), от Норильска до Певека 4 часа 10 минут. За время полета пассажиры обеспечивались 2-х разовым питанием. Стоимость полета от Внуково до Певека на Ту-154 составила 178 рублей 50 копеек. А слово «Чокурдах» стало паролем, по которым коренные певекчане безошибочно опознавали своих. P.S. На фотографии современный аэропорт Чокурдаха, но она немного передает старую атмосферу. Если у кого есть старые фотографии аэропорта, а особенно, фотографии внутри здания, буду очень благодарен, если поделитесь. Пишите также воспоминания о тех временах — включу в книжку, которую надеюсь когда-нибудь написать.
    652 комментария
    2.2K классов
    Главные причины бытового пожара: эксперт назвал предметы, которые чаще всего загораются в квартирах За минувший год в стране произошло около 92 000 пожаров в жилом секторе. Рост случаев пожара в квартирах и домах наблюдается в Ставрополье, Пермском крае, Амурской, Самарской и Ульяновской областях. Причем, по статистике, свыше 40% всех пожаров в квартирах происходит из-за нарушения правил устройства и эксплуатации электрооборудования. Редакция techinsider.ru узнала у эксперта в области пожарной безопасности, какие устройства считаются самыми пожароопасными в доме и как обезопасить себя и своих близких от случайных возгораний.
    1 комментарий
    0 классов
    #цифра_дня
    4 комментария
    6 классов
    3 комментария
    19 классов
    Искусство или мистика: кто и зачем рисует круги на полях На самом деле круги на полях не несут в себе никаких тайн. Это не послания от НЛО и не знаки природы, а обыкновенная разновидность ландшафтного искусства. Однако, несмотря на эту информацию, многие люди по всему миру продолжают вкладывать в полевые рисунки несуществующий смысл.
    4 комментария
    16 классов
    Более 240 случаев заражения штаммом оспы обезьян выявлено в Конго Смертоносным штаммом оспы обезьян заразились в Демократической Республике Конго свыше 240 человек. Трое — как минимум — скончались. Очагом заболевания стал шахтерский город Камитуга.
    2 комментария
    3 класса
    Всего один случай в истории: как работал странный электропаровоз В любой другой ситуации железнодорожники сочли бы паровоз на электричестве бредом спятившего машиниста. Но только не в Швейцарии – стране, где и создали такой локомотив в годы Второй Мировой войны.
    1 комментарий
    38 классов
    Рубрика с интересными рекордами возвращается: в Великобритании поймали огромного карпа «Карповый рекорд» — так можно было бы назвать удачную рыбалку одной жительницы Британии. Наоми Тернер выловила зеркального карпа весом 32,9 кг в графстве Кембриджшир. Вот это мы понимаем — рыбалка!
    4 комментария
    26 классов
    1 комментарий
    1 класс
    Может ли пилот Boeing управлять самолетом Airbus – и наоборот Обученный летать на самолетах одного концерна летчик смог бы в чрезвычайной ситуации посадить самолет, сделанный другим производителем, но даже для этой простой операции ему бы потребовалась некоторая помощь со стороны.
    1 комментарий
    5 классов
4 миллиона рублей за электровелосипед
Компания Caviar представила электровелосипед Herzog, который частично сделан из 18-каратного золота.
Стоит чудо-машина $44 тыс. А в комплекте идет кастомный iPhone.
Да вообще дешевка, вы чего!
Парадокс: почему залежавшийся хлеб становится твердым, а залежавшиеся картофельные чипсы – мягкими
Если хлеб и чипсы оставить на открытом воздухе, то они начнут портиться. Однако, несмотря на то, что эти два продукта крайне похожи химически и структурно, они становятся несвежими по-разному. Чипсы – размягчаются, а хлеб – затвердевает. Но почему же так происходит?
Главные причины бытового пожара: эксперт назвал предметы, которые чаще всего загораются в квартирах
За минувший год в стране произошло около 92 000 пожаров в жилом секторе. Рост случаев пожара в квартирах и домах наблюдается в Ставрополье, Пермском крае, Амурской, Самарской и Ульяновской областях. Причем, по статистике, свыше 40% всех пожаров в квартирах происходит из-за нарушения правил устройства и эксплуатации электрооборудования. Редакция techinsider.ru узнала у эксперта в области пожарной безопасности, какие устройства считаются самыми пожароопасными в доме и как обезопасить себя и своих близких от случайных возгораний.
Для измерения лунотрясений разработаны лазерные сейсмические датчики
В течение последнего десятилетия профессор геофизики Чжунвэнь Чжан разрабатывал систему DAS, которая предполагает отправку лазерного сигнала по оптоволоконному кабелю и измерение того, как лазерный свет меняется по всему кабелю, когда кабель трясет.
Таким образом, кабель действует как последовательность сотен отдельных сейсмометров, позволяя исследователям очень точно измерять колебания.
Как показало исследование, 100-километровый участок кабеля может функционировать как эквивалент 10 000 сейсмометров.
techinsider

TechInsider

Более 240 случаев заражения штаммом оспы обезьян выявлено в Конго
Смертоносным штаммом оспы обезьян заразились в Демократической Республике Конго свыше 240 человек. Трое — как минимум — скончались.
Очагом заболевания стал шахтерский город Камитуга.
  • Класс
techinsider

TechInsider

Может ли пилот Boeing управлять самолетом Airbus – и наоборот
Обученный летать на самолетах одного концерна летчик смог бы в чрезвычайной ситуации посадить самолет, сделанный другим производителем, но даже для этой простой операции ему бы потребовалась некоторая помощь со стороны.
  • Класс
techinsider

TechInsider

Всего один случай в истории: как работал странный электропаровоз
В любой другой ситуации железнодорожники сочли бы паровоз на электричестве бредом спятившего машиниста. Но только не в Швейцарии – стране, где и создали такой локомотив в годы Второй Мировой войны.
techinsider

TechInsider

Накрахмаленная белая одежда - это классический образ, который никогда не выйдет из моды. Но есть у нее один и очень большой минус - из-за длительной носки или частой и неправильной стирки они может пожелтеть или потуснеть. Рассказываем, как придать одежде белоснежный вид без использования отбеливателя.
techinsider

TechInsider

Эсперименты также показали, что в дополнение к уникальным характеристикам людей их пугают такие вещи, как пылесосы, швабры, велосипеды, коляски, шляпы больших размеров, куртки с высоким козырьком и даже униформа.
  • Класс
Показать ещё