НАША НОВАЯ ГРУППА ТОЛЬКО НАЧАЛА СУЩЕСТВОВАТЬ.ХОЧУ НАЧАТЬ ЛЕТОПИСЬ ЕЕ С ПУБЛИКАЦИИ ,КОТОРУЮ НАПИСАЛ НАШ ЗЕМЛЯК ЕРМАКОВ ВЛАДИМИР.В НЕЙ ОН ДЕЛИТСЯ ВОСПОМИНАНИЯМИ СВОЕЙ СОЛДАТСКОЙ МОЛОДОСТИ И ТЕМИ ФАКТАМИ,КОТОРЫЕ В ДАЛЬНЕЙШЕМ СИЛЬНО ПОВЛИЯЛИ НА ЕГО СУДЬБУ,РОД ЗАНЯТИЙ И ЖИЗНЬ В ЦЕЛОМ.ПРИВОЖУ СТАТЬЮ БЕЗ ПРАВКИ И КУПЮР,ОСТАВИВ СТИЛЬ ИЗЛОЖЕНИЯ,ОРФОГРАФИЮ И ПУНКТУАЦИЮ АВТОРА.ЧИТАЙТЕ И НАСЛАЖДАЙТЕСЬ.
[07.04.2021 14:16] Владимир Ермаков: Март 1969 года принёс очень много погодных сюрпризов которые превратились в реальную трагедию для многих территорий как Средней Азии, так и Европейской части. Состоялась очень холодная зима и очень ранняя весна.
В эти самые дни и этот год я проходил срочную службу в Венгрии, где зимой 1969 года также было необычно холодно и особенно снежно до 50 и более см. снежного покрова. Такая снежная масса для Европы, ну полная катастрофа. Движение транспорта, и особенно железной дороги полностью останавливаеться. Что и повсеместно стало происходить в Венгрии. С начала февраля нашу воинскую часть и прежде всего инженерно саперные подразделения почти каждый день поднимали по тревоге для спасения населения. Прежде всего это была расчистка дорог, мостов и подъездов к населенным пунктам, чтобы могла осуществляться подвозка продуктов и всего необходимого для жизни обеспечения. Но примерно с 5-7 февраля ситуация стала критичной из-за резкого таяния рек , что привело к паводкам и наводнениям. И если раньше нас поднимали всем подразделением по тревоге, то в эту ночь был необычный подъем, всего 7 человек, молодых солдат, которых определили в отдельную команду. Нас переодели в тёплые комбезы , выдали вещмешки с сухпаем и на выход. Через час мы уже были на полигоне. Там нашу группу представили майору Кацалапову, которого мы знали как фронтовика и легендарного человека, выделяющегося особой методикой и обучения солдат. А за спиной его звали Вихрь, или Батяня. И мы сразу как то сникли, боясь перед ним что то сделать не так, как бы прослыть каким то неумехой. Но он предвосхитил все наши ожидания и как то быстро расположил к себе. Сказав нам, что он нас знает, и получал доклады о нашей подготовке как подрывников, а также из анализа тех боевых подрывов которые каждый из нас уже имел по несколько десятков. И тут он вызвал одного из нас к огневому рубежу, и дал команду подготовить заряд к боевому применению, ответив есть, солдат приступил к исполнению как его и нас учили отцы командиры. Отставить, сказал тов. майор, так будете делать на проверках и в более мирной ситуации, мы оторопели и включили все своё внимание! А сейчас я вам покажу как вы теперь будете делать в реальной, приближенной к боевой обстановке, причём уже с этого часа сегодня и недели на две три! Мы затихли, не понимая к чему нас ведёт тов .Майор, а он продолжал,-да так сейчас и никто не учит, но я научу как надо делать по настоящему, как делал три года на войне, так делаю до сих пор. И ни одной осечки, не было ни с кем! А вы должны знать, что сапёр ошибаеться один раз! Поэтому, смотрите и запоминайте. Показываю,- сказал он! Мы смотрим все впитываем как он делает,с осторожностью и быстро готовит заряд, затем поджигая огневой ( бикфордов) шнур резко бросая шашку, но не совсем далеко за бугорок. Взрыв. Мы получаем по ушам неприятный и резкий щелчок. И тут же его команду,- Ермаков на рубеж! Повторить за мной! Тов. майор, рядом.Страха почти нет, мы ведь это уже делали не раз, за исключением надо все делать по его методике, он опытный офицер по отцовски поправляет делать не спеша, показывая ему как ты готовишь взрывчатку к подрыву, и по готовности он командует ,- огонь! Бросок и взрыв. Итак по пять раз, каждый обучаемый! Следующий!Все успешно справились с задачей обучения. Краткое подведение итогов. И тут на полигон подъехало несколько машин в сопровождении венгерской полиции, из них вышли офицеры, все из инженерно саперных подразделений в полевой форме, но по виду они были как только вышедшие из окопов, уставшие, они доложились нашему майору. А тот быстро поставил задачу по подрыву льда на реках, где образовались сильные заторы, подчеркнув что ситуация чрезвычайная и находиться на особом контроле командования .Вопросов больше не было. А главное мы поняли, чем нам предстоит заниматься в ближайшие дни. Непривычным было только то что офицеры были из других частей .Тут же быстро определили группы. Один офицер, один солдат. И две группы один офицер и по два солдата. Меня
[07.04.2021 14:16] Владимир Ермаков: майор Кацалапов определил к себе. Не успели нам по карте определить особо опасные места на реках, как подъехали машины со взрывчаткой , появились связисты, медицина и что то из венгерского обеспечения. Всем группам определили задачи, каждая в колонну и на точки подрывов. В каждой колонне не менее 5 машин. Группа Кацалапова, часа через полтора была на одной из рек,где не очень большая река уже несколько часов подтапливала населенные пункты и вода подходила к железной дороге. Ну и где начнём , сказал Кацалапов ? Везде вода ,- лёд. Вначале смотрим по карте изучаем где мосты, изгибы реки. Намечаем точки, а тут венгерская полиция привезла нам снимки всех опасных точек. Их было около тридцати, на что тов. майор заметил, классно работают венгерские друзья! Но нас то двое, делаем так, вначале работаем вдвоём, а потом будем разъезжаться по следующим опасным точкам. Связью каждого обеспечивают венгры, а наша связь будет с остальными группами и командованием. И мы начали. Как меня натаскивал быть ему помощником майор Кацалапов, не передать, ни одной команды криком,все чуть ли не шепотом, а главное как правильно делать подрыв! Часа через три такой работы, я начал чувствовать себя почти профессионалом. Главное, при полном обеспечении нашей и венгерской стороны, мы вдвоём вместе и разъезжаясь , справились с этой рекой, к ночи разлив закончился. В результате этого дня я получил хороший навык, а главное уверенность в себе, этому конечно поспособствовал мой главный наставник сегодня майор Кацалапов. Поздним вечером, по связи подвели итоги, и со следующего дня вместе с майором Кацелаповым мы занимали участки где была большая угроза наводнений, с нашими другими группами. Дня через 3-4 наши кацелаповские подрывники просто творили чудеса. Он лично успевал быть в каждой группе и лично сам каждого из нас учил не просто подрывать лёд, а искать как бы основную точку, от подрыва которой заторы сметало и соответственно вода уходила. А в нас товарищ майор вселял уверенность и как бы бесстрашие, и мы старались ещё больше быть похожим на него. Через неделю такой работы мадьяры майора Кацалапова готовы были носить на руках, он знал своё дело лучше многих, а главное по отечески учил нас. Не буду описывать всех тех событий, главное что мы примерно за три недели выполнили в целом поставленную задачу малым количеством подрывников , а главное толковой подготовкой и очень профессиональным подходом к делу майора Кацалапова . В целом мы справились с наводнениями, получив хороший опыт и вернулись в часть, где нам дали время отдохнуть и подготовиться к торжественным мероприятиям для поощрения отличившихся. Было воскресенье, вечером которого мы приехали в часть , а утром в понедельник до завтрака ко мне подошёл майор Кацалапов и чего никогда не бывало обнял меня, прижав к себе и сказав,- мужайся сынок, твоего папы больше нет, и вручил мне телеграмму из Чимбайского военкомата, которая пришла в часть аж на третьи сутки. Я сейчас распоряжусь по документам, но только ночью ты сможешь выехать в Будапешт, в штаб группы войск для получения загран паспорта. Я понимал что мне говорил он, но не мог осознать, что папы больше нет! Все в пути сложилось так,что на 5е сутки, в 9 утра я был в Чимбае, меня ждали и я успел проводить папу в последний путь вместе родственниками и кто его знал. А через несколько дней, началось то из за чего я вас так долго подводил к развязке событий, а именно борьба с половодьем в далекой Венгрии, а теперь и у нас в Каракалпакии. В это самое время , но уже в марте после очень холодной зимы началась ранняя весна.И пошла с гор мощная вода в Аму Дарью, на которой как говорили толщина льда была более метра. И мощные потоки воды рвали лёд так, что в районе города Беруни, именно ночью когда люди спали, на населенные пункты и город шла ледовая мощная масса и срезала дома мгновенно. Мне рассказывали очевидцы,
[07.04.2021 14:16] Владимир Ермаков: что стихия была просто невероятной и с большими потерями людей. Как мы знаем ни телевидение, ни радио, ни газеты тогда о подобном не сообщали и не писали. Знаю только , что почти вся лучшая чимбайская техника вместе со специалистами были отправлены в Беруни для ликвидации последствий той стихии. Мой брат Виктор тоже был откомандирован в Беруни, для обустройства защитной дамбы. Конечно в Чимбае люди тоже начали говорить о том что случилось в Беруни, появились определенные страхи , а вдруг Кегейли тоже прорвёт, но паники не было. И примерно после 20 марта 1969 года, ночью около половины второго, почти постоянно загудел надрывно заводской гудок, и опять, и опять. Я не спал, и вспомнил как в августе 1968 года, был примерно такой же гудок, но днём ближе к вечеру. И понятно каждому чимбайцу было тогда, когда гудки по времени на смену, а когда между сменами. Так вот, в 1968 году, приписной состав, все те кто был в запасе быстро выдвигались в сторону партсъезда,там в школе был сборный пункт приписного состава.И я брата Виктора тоже пошёл туда провожать, их там собрали и ночью вывезли район Ташауза, там же их переодели в форму началась боевая подготовка. Это была подготовка из за событий в Чехословакии. Мартовской ночью 1969 года, гудки долго продолжались , я разбудил маму с братишкой, помог им быстро собрать необходимые документы, сам переоделся в парадную форму,сказав что иду в военкомат, а им все таки сказал, если пойдёт вода, то забирайтесь на крышу дома. Попытался разбудить соседей в ночь с пятницы на субботу, говорю а вдруг наводнение. Кстати, никто не проснулся. И я побежал, мимо больницы, там знакомые фельдшера у санитарки, все спокойны, никакой тревоги. Подбегаю к Кегейли, а тут реально неспокойно. Уже из того моего венгерского опыта, я по льду и воде вижу что вот-вот пойдёт вода пойдет через дамбу. И тут я начал слышать знакомые взрывы, но почему-то с большими перерывами. И откудато не совсе близко.Я смотрю на берег, и увидел чего никогда не было с Кегейли , слишком много воды, а в темноте слышу голоса людей, я спрашиваю их что вы делаете , а они вот песок носим, ведрами! Появился фонарик, и я увидел как люди насыпают валик сантиметров в двадцать и утрамбовывая руками. Я спрашиваю, а техника какая нибудь есть, они ответили нет никакой. А людей много, они мне ,человек тридцать. Будите срочно всех соседей , вы же сами видите вот вот вода пойдёт через дамбу. И до завода цепочкой делайте насыпь как тут. Настроение увиденное не прибавило оптимизма , а главное что бросилось в глаза что люди сами спасали себя без техники и руководителей! Потом меня насторожило, что у заводского моста нет взрывов, но также их нет у военкоматского моста. Бегу по берегу Кегейли в сторону военкомата и ни одного человека на берегах. Подлетел к военкомату, вижу ни одного огонька, стучу, стучу долго. Вдруг появляется какой то заспанный и гражданский дежурный, спрашиваю его приписников саперов поднимали , он в ответ , а зачем.? Как зачем? Ты выйди посмотри сколько воды в Кегейли, вот вот может быть наводнение! И военкому позвони! Он мне , а ты кто такой? Я ему сказал кто, но дежурный не реагировал! И ещё раз его попросил позвонить военкому и сообщить о критической ситуации. Уже не понимая, что за спокойствие в военкомате. Побежал к мосту у летнего ресторана. Мост скрипел, гудел и как-то изогнулся, льдины просто стояли стеной запруживая воду. Но на мосту и рядом людей нет и подрывников тоже нет. Подбежал к милиции, там совершенно спокойный милиционер, я его спрашиваю по наводнению есть какой то план. Он мне команды не было. Я ему, а взрывы слышите ? Да, говорит слышу. А оцепление там есть? А зачем? Там же военные. Думаю, что за дела такие спокойные и побежал дальше, теперь уже на третий мост у мечети, картина та же. Подрывников тоже нет. А ледовый затор полный . Конечно слышу взрывы у самого первого моста перед городом, и думаю там то
[07.04.2021 14:16] Владимир Ермаков: взрывают основной напор, вода проходит в город ,а тут три моста и ещё сколько извитостей Кегейли в городе и за городом, это тоже мощные запруды. И одну у больницы я видел воочию, что реально может привести к наводнению. Да и подрывы затора у одного моста также переполняют и без того перегруженный очередными тремя мостами Кегейли. Не могу понять, почему на мостах никого нет! Тем не мене я уже у того моста где все таки идёт подрыв заторов. Там человек двадцать зевак, стоят по сторонам моста. Скраю моста стоит машина и фарами подсвечивает мост, вижу одного военного, офицер, капитан. Подошел к нему строевым шагом и доложил, что по семейным обстоятельствам нахожусь в отпуске и готов оказать помощь. Он посмотрен на мои танковые эмблемы и сосем без настроения, а что ты вообще можешь ? В свете фар я увидел подготовленные тротиловые шашки , Но самое главное что бросилось в глаза, они были подготовлены также, как нас научил делать майор Кацалапов! Товарищ капитан, разрешите подготовить заряд. Ну давай, сказал он , но как ты будешь готовить ,если стол пуст. Я ещё раз спросил у него разрешения , он разрешил. На мосту из присутствующих было немало тех кто меня знал и они оживились когда капитан мне разрешил. Капитан попросил отойти всех подальше, сам тоже встал метрах в четырёх, типа перекурю. Я полез в карман, достал чего не хватало на столе и аккуратно на глазах у капитана подготовил заряд и доложив о готовности. Капитан скомандовал огонь, я дошёл до середины моста подсветив фонариком куда конкретно положить заряд, нашёл хорошую льдину и подорвал. Капитан курил и дал команду на подготовку 5 зарядов , теперь я их сделал ещё и на скорость. Взял все пять зарядов и пошёл взрывать. Получилось неплохо, особенно когда капитан подсветил той большой льдины не было! Тогда он как бы повеселев спросил, а где и кто меня обучил этой методике. Я ему ответил, что майор Кацалапов! Уж не Вихрь ли случаем? Я ему так точно. И тут капитан сказал, что да он известная личность ! Слышу наши чимбайцы зашумели , смотрите наш то тоже может. А мне пришлось капитану рассказать про почти месячный опыт подрывов под руководством Кацалапова, ну и различные его методики. Теперь капитана окончательно заинтересовало все по Кегейли,особенно когда я ему рассказал, что на мостах никого нет, описав какие там заторы и что мосты и извилистость Кегейли уже переполнило все допустимое, а также что в районе больницы уже более полутора часов вода вот вот может пойти поверх дамбы. А люди там ведрами носят песок и руками трамбуют. Да и людей там мало. Теперь он меня спрашивает, а ты солдат не видел ? Нет, не видел. Вообще не видел! Ну вы же слышите и взрывов нет! Я с смотрел что было у капитана на мосту. Связи нет, оцепления нет, помощников нет, руководства от района нет! И тут стало понятно, что капитан просто обречён быть на этом мосту, так как солдат подготовленных у него было достаточно , но они просто дезертировали, да ещё с взрывчаткой. Вдруг он обращается ко мне и спросил,- Скажи, а ты сможешь один поработать на тех мостах чтобы воду как то сбросить за город. Так точно, смогу. Тогда бери газик-69,загружай взрывчаткой и отработай мосты, время тебе 1,5-2 часа. Будь осторожен, помощников у тебя нет. Мы быстро загрузили Газик ,я сажусь в него и тут со мной здороваеться наш партсъездовский директор Исметуллаев, уже сидевший в машине. А вы чего не спите, и он мне четко ответил, что именно тревожный гудок его поднял, он позвонил в военкомат, но не получил подтверждения об открытии пункта сбора и также как и я прибыл к мосту на взрывы. Водитель быстро подвёз нас к
к мосту мечети, фарами осветив мост и минут через пять я начал подрывами разгружать мост от заторов льда. Примерно минут через 25 мне это удалось, и мы на машине поехали к мосту, что у летнего ресторана и милиции. Там ситуация была напряженней, но мост держался, скопив приличный затор. Здесь подрыв делался примерно по центру моста, шёл очень тяжело, затор был большой так что лёд долго не поддавался
[07.04.2021 14:16] Владимир Ермаков: подрывам. К моему удивлению наш партсьездовский директор вызвался помочь, сказав что он на сборах в Тахиаташе в саперном батальоне был обучен как делать подрыв. Единственная просьба , чтобы я делал подготовку ко взрыву. Через несколько минут мы начали с ним одновременно взрывать лёд. После нескольких бросков, было видно что наш директор взрывов не боялся и дело пошло. Да ещё и водитель оказался очень исполнительным, по первой просьбе быстро быстро оказывал помощь. Через минут 35- ть мы вместе ликвидировали затор, вода с шумом и мелким льдом быстро пошла. Мы уже втроём, быстро все собрав, в машину и двинулись в сторону завода. Дорога чимбайская ,весенняя в колеях, сильно буксуем, но водитель выжал все что можно из газ- 69 и мы у моста маслозавода. Те же заторы, даже на глаз видно , то что освободили от заторов выше вся вода пришла сюда. Ее напряжение вместе со льдом казалось вот вот она выйдет из берегов. Здесь было очень критично. Я попросил водителя с двух сторон от моста поставить засечки по урезу воды, он только спросил, а насколько метров отойти. На 50 метров хватит, чтобы голосом нам сообщать как вода по засечкам будет двигаться вверх, вниз. Ну, а мы начали опять битву со льдом, и мин через пятнадцать слышим доклад водителя по засечке ,что вода не убывает ,а наоборот прибыла сантиметра на два. Я его попросил перейти на нижнюю засечку, ведь разбивая лёд вода должна устремиться туда вниз. Через мин 10- ть он кричит пришла вода больше чем 5 сантиметров. Отлично, значит нащупали критическую точку.Теперь я готовлю больше зарядов и прошу нашего директора партсъезда вместе сделать три броска, а потом его же попросил сменить водителя на нижней точки засечки, а водителя отправил на верхнюю точку , ведь он там засекал. Сам продолжаю подрыв, как только стихло, слышу доклад водителя, что вода остановилась почти на той же точке, как было полчаса назад. Но никак не снижается. Теперь картина прояснилась, что заторов основных у мостов нет. Они на изгибах канала вокруг масло и хлопзавода, да и дальше вниз по течению. А в город сверху, воды прибывало все больше и больше, также как и льда. То есть все плохое ещё впереди, а главное в темной ночи не видно всей картины, главное как берега держат воду. Время которое выделил нам капитан закончилось и мы поехали к нему. Через минут двадцать были на первом мосту, я глянул под мост, а там картина почти не изменилась. Я доложил капитану, о ситуации по мостам и что засечки по воде показали что вода резко не уходит, что может быть на сантиметр она даже прибавилась. Да, сказал капитан , воды сверху пошло больше, как показали замеры мы ее теперь пропустили через город и наши совместные усилия не дали выйти воде из берегов. А вот сверху воды стало прибывать еще больше. Ситуация стала ещё хуже, на 7-мь утра. Пока я ждал вас, готовил новое решение как поступить, и принял его.Если бы вы сейчас не подъехали я уже готов был уехать с моста и исполнить его сам, но теперь решение меняю и поедешь туда ты! Машина загружена, в ней пол кузова взрывчатки и все остальное для подрыва там есть. Ракеты трёх цветов, вот на листе сигналы как их применять. И развернув карту , он показал точку, спросив знаешь это место , отвечаю да. Мы же мальчишками весь Кегейли излазили на рыбалках и вверх и вниз. Так вот, это самое удобное место, я вчера днём там был и все изучил, да по следам машины моей доедешь, это 1,5 км. от автобазы в сторону Нукуса. Уже становилось светлее и он опять показал место на карте. Понял, так точно. А теперь главное как прибудешь туда, сразу сделаешь подрыв дамбы! Иначе мы потеряем город! Услышать то я услышал, но осознать не осознал, и тут как в школе я смотрю на своего директора партсъезда стоявшего рядом, как бы ищу его подсказки, он весь хмурый и молчит. Я обращаюсь к капитану, товарищ капитан, там же совхоз, люди! Он мне резко, а за мной город и два стратегических завода. Слушай приказ, взорвать! Ты понял! Взорвать !Я оцепенел. Я такого ещё не делал, причём с родным мне городом и
[07.04.2021 14:16] Владимир Ермаков: людьми. Я не готов морально! Он мне, вперёд время ну может быть минут 40-к и город будет под водой. Я всё-таки цепляюсь за последнее. Тов.капитан, а можно, я все подготовлю ко взрыву и доложу вам сигналом ракеты.Это можно, сказал он, это можно, но как только увидишь три зелёные ракеты в воздухе, взорвешь! Есть! Снова смотрю на директора Исметуллаева, он пошёл за мной к машине, сказав мне, что все слышал и сказав, что наверное ситуация намного хуже, чем мы ее видели два часа назад. Давай Володя, быстро езжай! Водитель машины Алларбай, оказывается стоял недалеко на мосту и слышал о приказе капитана. И мне ему ничего не пришлось объяснять кроме как сказать.- Давай дорогой, жми по газам. Время у нас в обрез! Наступило утро,почти рассвело, Алларбай был тоже хорошим водителем, в возрасте и оказывается знал мою семью. Подъезжая к двух этажкам, Алларбай сказал мне посмотри туда и туда, и я увидел машины автобазы груженые домашним скарбом. Я его спросил, а кто там живет,- там судья , там замначальника милиции, а там из прокуратуры! Я спрашиваю Алларбая, а как они взяли гос, автомобили? Эх, Володя они хозяева , они все могут. А я мысленно подумал , ведь по берегам Кегейли вообще не было ни одного руководителя, не было никого из руководства нигде, а бежать из города все таки собирались! Утро субботы, на дорогах никого, Алларбай поворачивает в сторону Нукуса, и он мне опять, видишь там частные дома в сторону совхоза Ауезова, вот мы там маме дом построили, деньги у всех братьев собирали, а рядом зять построился. Я ему, а год назад мы помогли построить дом Тенелю из ПМК 4. А эти кирпичные новые дома по левую руку, тоже строили мы. Проезжаем автобазу, 1,5 км. действительно виден съезд и следы машины, едем к Кегейли. Подъехав, я попросил Алларбая подогнать машину как можно ближе к берегу, тут же я стал готовить подрыв. А Алларбаю сказал, бери лопату и иди вверх , воткни ее у уреза воды и смотри как ведёт себя вода. Не знаю как быстро, но мне показалось, что я все очень быстро подготовил к взрыву дамбы,на которую уложил 5-ть ящиков взрывчатки, соединив их цепью с тем что было в кузове. То что было в машине, даже на глаз видно, что дамбу просто сметёт !У меня все готово, я беру ракету с белым цветом и запускаю в воздух. Через минуту белая ракета взвилась со стороны Чимбая, теперь ждём команды от капитана. Тем временем Алларбай мне кричит, Володя вода идёт туда сюда. Я побежал к Алларбаю, смотрю на черенок, а он сантиметров на пять мокрый. Алларбай, а где была вода кода ты начал измерять, он вот там! То есть ,я вижу берега вот вот должны преодолеваться водой, но этого не случилось. Вода немного отошла и это видно как по черенку, так и по берегу, она все таки не прибыла, а отошла. Появилась первая Надежда на лучшее. Алларбай смотрим как за водой, так и в сторону Чимбая, как там ракеты и какого цвета! Смотрю, вода упала ещё на 2 сантиметра, как хорошо, тут видим зелёную ракету, все в готовности, ещё две и надо нажимать кнопку, а вода ведь уже упала. Но связи нет, после одной зелёной ракеты следующих нет. Как сообщить капитану, что вода по чуть чуть пошла вниз! Конечно тут вспомнилось то как мы работали в Венгрии, и связь и обеспечение ... тут Алларбай кричит, Володя смотри красная... потом вторая, но она как то правее от первого моста, теперь ждём третью а ее нет, Алларбай как вода, он мне, вверх не идёт, остановилась. Уже хорошо вверх не идёт! Я запускаю две белых ракеты, подтвердить мои действия. Минута и видим третью красную ракету. Урррраааа, это отбой, я на всякий случай прошу подтверждения и оно пришло! Алларбай как вода, стоит сказал он. Это тоже хорошо, ведь она примерно 5-7 см. Меньше, чем было! Алларбай к машине, я быстро разрываю цепь, ящики с взврывчаткой в машину и ещё быстрее летим в Чимбай. По дороге постоянно следим за городом и видим, что ракеты появляються правее города, за хлопзаводом , а через некоторое время стали слышны взрывы, но уже за хлоп заводом. Летим туда, проехали Чимбай, и видим там где Кегейли
[07.04.2021 14:16] Владимир Ермаков: подходит к дороге, там где его ещё один крутой поворот, ну и затор конечно, идут интенсивные взрывы. Капитан мне, Володь давай с двух сторон и бегом навстречу друг другу пройдём эти извилистые 500 метров льда. По ходу я ему доложил, что вода сверху перестала прибывать. Но тут она уже была готова выйти из берегов. Мы быстро подготовили по 10- ть взврывчаток, разошлись и пошли навстречу друг другу, бросая заряды на лёд, и ничего. Повторили, опять ничего. Тогда в третий раз мы встали перед изгибом и начали поочередно бросать он, я и т д...а далее, далее мы наверное попали в ту самую точку, в результате подрыва которой вода посто стремительно стала уходить. Пока мы приходили в себя, на наших глазах вода ушла почти на пол метра. Это была победа над стихией. Город спасён! Все сказал капитан, мы нашли эту точку, остальное падающая вода доделает. И только теперь я его разглядел, он был уже не молод весь в седых волосах с красными глазами и чёрный от пороховой гари лицом и руками. Я его только спросил, а сколько дней вы в работе и он ответил,что почти два месяца. Я его пригласил к себе домой, он сослался что ему надо срочно доложить о результатах ликвидации наводнения, а я решил пройтись пешком и успокоиться. Здесь нас было четыре человека, два водителя, капитан и я. Спросив разрешения, я пошёл в сторону хлопзавода и тут я услышал стоящего за машиной Алларбая, прижавшего руку к сердцу, Володя, тебе спасибо. А я помахав ему рукой, также поблагодарил его,! Потом пошёл в сторону хлопзавода, и подойдя к берегу Кегейли где начинался хлопзавод, еще раз посмотрел берег канала, на его внутренних илистых берегах очень отчетливо было видно как существенно снизился уровень воды. И только сейчас, немного остыв от этой тяжёлой ночи для Чимбая, я понял как нам повезло с капитаном Петровым, профессионалом который один на один столкнувшись со стихией, хорошо накануне изучил местность, весь канал, наметил где и что надо сделать,если не сможем справиться со стихией( помните, приказ подорвать дамбу и отвести воду от города), но как он уже утром пошёл на просчитанный риск, убедившись что перед городом все готово к взрыву, если ситуация выйдет из под контроля. И только тогда он переместился за хлоп завод, нашёл это самое заторное место ,начал его подрывать, и тогда же дал команду мне не делать подрыв дамбы и вернуться к нему. Рисковал, да. Но обдуманно, отвечая за каждое своё слово. Конечно, потом мы вместе доделали все до конца. А когда вода стала падать, я только тогда посмотрел на весь канал, лёд который ещё крепко держался, а заторов не было видно вообще и был очень удивлён как капитан Петров смог найти эту главную точку! Через два дня меня пригласили в Горсовет на ул.Ленина, там уже был наш военком подполковник Григорьев, и капитан Петров, но уже с тремя своими солдатами. Председатель Горсовета поблагодарил нас и сразу приступил к наградам, грамоты и ценные подарки капитану Петрову и его солдатам. А мне благодарственное письмо. Выходим из Горсовета, военком меня спрашивает, а солдат ведь не было, мне Директор партсъезда звонил и все доложил как обстояли дела.Ты мне письмо отдай, а завтра в 10.00 прибыть в военкомат. На следующий день, у военкома были собраны все офицеры военкомата, поблагодарили меня, а военком вручил грамоту и обьявил 7- мь суток отпуска!!! Служу Советскому Союзу! Отчеканил я. Радости не было предела! Тут же военком поручил заместителю сообщить в часть о продлении отпуска, а грамоту и благодарственное письмо отправить почтой в часть. Из военкомата я вышел и не мог поверить, что ещё семь суток отпуска плюсом. Домой летел как на крыльях порадовать маму и близких. Отпуск прошёл быстро, я прибыл в часть за день до весенней проверки, не успев переодеться,влетает ком.роты, со словами ты что там натворил.
[07.04.2021 14:16] Владимир Ермаков: И мы с ним уже в приемной командира, тут же после доклада дежурного мы с ротным оказались у командира где была вся комиссия по проверке части. Товарищи генералы и офицеры, вот имею честь зачитать, что нам прислал военком Чимбая, командир зачитал общее письмо от Горсовета и военкома Чимбая, наступила тишина, командир тут же спросил,- Кацалапов это твой? Так точно! Спасибо тебе за подготовку. И командир спросил меня, вопросы к нам есть? И я набравшись духу, ответил есть. Какие? Тов. Полковник, я подал рапорт для поступления в военное училище, но находясь в отпуске не прошёл отбор и не попал в команду абитуриентов. И что? Хочу поступить в военное училище. Почти мгновенно я услышал ответ генерала , председателя комиссии по проверке, ну этот то вопрос мы решим. В кабинете у командира было три корреспондента различных газет, они вышли вместе со мной и коротко без подробностей я в течении 5-ти минут им рассказал о той чимбайской ночи. И через несколько дней появилась небольшая статья в газете Южной Группы Войск, но с определением на всю жизнь..., хочет стать офицером Советской Армии. Командиры слово сдержали, и в июле 1969 года я поступил в военное училище!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 2
Владимир гордимся тобой..
Будь здоров брать..
Долгих лет жизни тебе..
Счастья вашей семье..