ПЕРВОАПРЕЛЬСКАЯ НЕШУТКА
Ко Дню смеха – 1 апреля – в книжных магазинах Минска появилось совершенно необычное издание, выпущенное в свет Международным центром культуры книги – «Лаяй. В мире мудрых мыслей. Творчество собак».
Возможно, подобных изданий еще не было: это великолепный первоапрельский розыгрыш, сделанный совершенно непонятно кем – людьми вместе с собаками для собак, или собаками вместе с людьми для людей, или людьми от имени собак для людей и собак…
Совершенно черная, но яркая и выразительная обложка книги немного отпугивает даже не собачьим, а каким-то волчьим оскалом и в то же время притягивает взгляд портретами великих людей рядом с такими же хитрыми и умными собачьими физиономиями. Три предисловия – от издателя, написанное 1 апреля, от ученого консультанта-кинолога и переводчика собачьего языка –совершенно серьезно и основательно доказывают, что стихи писали собаки и мысли великих людей к ним подбирали тоже они – собаки, не говоря уже о рисунках, помещенных рядом со стихами… И здесь проявляется удивительная целостность в триединстве мудрых человеческих мыслей, собачьей поэзии и рисунков известных писателей и художников; они как бы существуют независимо друг от друга, но при этом очень тесно взаимодействуют, исходя из той последовательности, с которой читаются и рассматриваются. Взаимодействие определяет случайность взгляда читателя, брошенного то на рисунок, то на стихотворение, то на цитату – в какой последовательности соприкоснешься со словом или изображением, такой и появится смысл. При этом, как акцентируется в этой книге, – «не надо искать подтекст там, где он есть». А он, как в хорошем первоапрельском розыгрыше, есть в каждой фразе и посвященному в розыгрыш совершенно очевиден.
Проблемы собачьей жизни переплетаются с человеческими проблемами, зачастую принимая общегалактическую масштабность. За грубоватым, чересчур серьезным собачьим юмором часто скрывается едкая сатира, а за буффонадностью и разухабистым фарсом – боль за то, что происходит вокруг, за то, как мы живем – из года в год, из десятилетия в десятилетие, из века в век… Кто это осмыслит, кто что-то изменит: собака, человек или еще какое-нибудь животное – свинья, утка, дождевой червяк?
Открывает сборник грустное лирическое стихотворение, подписанное именем Шарик:
ПОВОДОК
Я был маленький щенок
И вертелся возле ног
У тупеющих хозяев.
Говорили: «Будет дог!»
Подарили поводок –
Я от счастья звонко лаял.
Но сейчас на долгий срок
Холодит облезлый бок
Нержавеющая пряжка –
Вырастая, я весь взмок,
Но себя не превозмог:
Стал обычная дворняжка.
Это поводок, т. е. маленький повод поговорить о чем-то большем. Далее – и замкнутый круг зоны-тюрьмы, и грязные слова, летающие вокруг нас, и естественный отбор – «ад для истинно разумных», и вечные проблемы взаимоотношений, правды и лжи, выживания, выбора…
Да уж, проблема выборов прекрасно представлена в этом сборнике.
Кажется, совершенно недавно слышалось в предвыборной гонке от
какого-то депутата что-то похожее на то, что говорит некий Полкан:
Социализм с мордою собаки,
А не с человеческим лицом –
Вот мой идеал. Пустые враки
Не дают мне стать его отцом –
основоположником собизма
Или собачизма – все равно!
Я бы сразу поднял хвост у жизни
И в Европу прокусил окно!
И прокусывает, забывая о том, что:
Все условно в этом зыбком мире:
Ты сейчас собака, завтра – царь,
Клочья шерсти на твоем мундире
Не заметят, воя – «государь!».
И наоборот – сегодня царь ты…
Завтра пес, собака…
Это факт!
Факт, что неизменны эти факты
Для перецарившихся собак.
И рядом:
«Каждый был бы тираном, если бы мог». Даниэль Дефо
«Иди голосовать пораньше, чтобы проголосовать почаще». Аль Капоне
«Не важно, как проголосовали, – важно,
как подсчитали». Иосиф Сталин
«Голоса взвешивают, а не считают».
Цицерон
«Вверх лезут в той же позе, что и ползают». Джонатан Свифт
Вот так на каждой странице великие дополняют друг друга, спорят друг с другом, подтверждая собачьи ассоциации:
НАЧАЛЬНИК
Он не мог руководить,
Потому что был собака –
Грозно лапы разводить
Невозможно в позе рака.
Умка
СОСЕД
Мир сейчас стал очень непонятным –
Далматинец зол, как бультерьер…
Не на всяком псе бывают пятна
На хороший, солнечный манер.
Найда
НУЖДА
Я к дереву хожу с малой нуждой,
Ему не нравится, но отказать не может
И убежать… С протянутой ногой
Хожу к спесивому древляному вельможе…
Дик
ДЕНЬГИ
Собакам деньги не положены –
Не платят нам за службу деньги;
Стальная цепь, ошейник кожаный –
На больше, пес, и не надейся!
Ингус
КАРА
Я раскаиваюсь часто в том, что лаял,
Очень редко сожалею, что молчал, –
За брехню я прямо в морду получаю,
За молчание – еще не получал…
Рекс
И рядом:
«Собачья жизнь не улучшается, несмотря на массированную брехню»
Виктор Сумбатов
«Честные не лгут, когда не нужно»
Антон Чехов
«Нужно очень много слов, чтобы не сказать правды»
Анна Каменьска
«Молчание может быть самой чудовищной ложью»
Роберт Льюис Стивенсон
Среди ярких, небольших по объему стихотворений появляются произведения масштабов Дефо, Гофмана и Кафки:
ПРЕВРАЩЕНИЕ
Год с морды шерсть летела клочьями,
Все думали – я пес-калека.
А я и днем, и темной ночью
Сам превращался в человека.
Не так, как пресловутый Шариков,–
А как когда-то обезьяны –
Сквозь хрип – учился разговаривать,
Под стон – скрывать свои изъяны.
Не в полный рост по-человечески,
А по-собачьи – стою раком…
Пишу стихи, а мысли мечутся –
Не человек и не собака…
Лорд
И в завершение слова известных писателей:
«Кто мешает, смеясь, говорить правду?»
Квинт Флакк Гораций
«Резать правду-матку удается пока только кусочками».
Виктор Сумбатов
«Тот, кто не наказывает зло, одобряет его совершение».
Леонардо да Винчи
«У всякого языка свое молчание».
Элиас Канетти
И за всем этим калейдоскопом умолчаний, фактов, цитат, стихотворений и рисунков стоит составитель книги: белорусский художник и поэт Валерий Мищенко. За многие годы он создал
сотни альбомов и книг, известных не только среди читателей Беларуси, но и за ее пределами.
Думаю, что и эта книга не оставит читателя равнодушным. Подобных книг мало на книжном рынке, поэтому хочется поделиться новостью с теми, кто любит радость шутки, неожидан-ность розыгрыша, боль сатиры, вдохновение от мудрой мысли – вышла новая книга – по оформлению очень красивая --черная, черная и только вся спина белая.
Читательница ….
2006
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 4
Фантастическое составляет сущность действительности.
Федор Достоевский
Серьезное разрушается смехом,
Смех – серьезным.
Аристотель
Ни одна книга не нуждается в предисловии более, нежели эта, ибо, без разрешения того, вследствие какие причудливых обстоятельств удалось ей увидеть свет, она может показаться чудовищной мистификацией.
Однажды ко мне пришел друг, в котором я души не чаю и которого знаю как самого себя. Так вот, этот друг предложил издать рукопись сборника поэзии талантливых авторов, не молодых, но совершенно незнакомых современному читателю.
Стихи понравились, и я пообещал cделать для собрата-переводчика все, что в моих силах. Правда, несколько ошарашило то, что авторы рукописи – собаки; но мало ли кто в наше время пытается издать свои опусы, благо житейские воззрения кота, были изданы еще в позапрошлом веке. Рукопись была передана на рецензию научному консультанту, а затем – редактору – литобработчику. И книга пошла в набор.
В первой же сверке обнаруж...ЕщёПредисловие от издателя
Фантастическое составляет сущность действительности.
Федор Достоевский
Серьезное разрушается смехом,
Смех – серьезным.
Аристотель
Ни одна книга не нуждается в предисловии более, нежели эта, ибо, без разрешения того, вследствие какие причудливых обстоятельств удалось ей увидеть свет, она может показаться чудовищной мистификацией.
Однажды ко мне пришел друг, в котором я души не чаю и которого знаю как самого себя. Так вот, этот друг предложил издать рукопись сборника поэзии талантливых авторов, не молодых, но совершенно незнакомых современному читателю.
Стихи понравились, и я пообещал cделать для собрата-переводчика все, что в моих силах. Правда, несколько ошарашило то, что авторы рукописи – собаки; но мало ли кто в наше время пытается издать свои опусы, благо житейские воззрения кота, были изданы еще в позапрошлом веке. Рукопись была передана на рецензию научному консультанту, а затем – редактору – литобработчику. И книга пошла в набор.
В первой же сверке обнаружилось, что собачьи откровения записывались на страницах книги афоризмов и мудрых мыслей знаменитых людей и переводчик поместил эти цитаты вместе с поэзией Джеков и Трезоров. Ни редактор, ни научный консультант не стали ничего менять в этой рукописи, ну и я, как издатель все оставил так, как предоставил мне пере6водчик от собачьего языка.
Но как издатель я вынужден сообщить, что смешение разнородного материала произошло не по собачьему недомыслию, а именно потому, что собаки специально хотели, чтобы человеческие афоризмы оказались рядом с их стихотворениями в одной книге; наверное для подтверждения каких-то собачьих ассоциаций и аллегорий.
2006 год – год собаки по восточному календарю, как говорится – все звезды желали, чтобы книга вышла в этом году. Получив космическое благословение, я подписал книгу в печать и она могла бы выйти в свет в начале года. Но всевозможные события нашей человеческой истории задержали выход этой книги, т.к. я как издатель – человек, испугался некоторой несмелости поэтов-собак. И очень мне не хотелось, чтобы всех этих собак повесили на меня.
Поэтому официально заявляю, что не всегда согласен с собачьей трактовкой событий, а также – всяческие совпадения в собачей и человеческой истории совершенно случайны, а совпадения каких-либо кличек, имен и фамилий – тем более.
В заключение я должен сообщить, что лично познакомился со многими собачьими поэтами и считаю их по-животному мудрыми и с хорошим чувством юмора, что сегодня так недостает некоторым людям.
Портреты, помещенные в начале книги, выразительно схожи с оригиналами и даже более того… оригинальны.
Лишь некоторые произведения даны в книге под псевдонимами. Большинство стихов подписаны подлинными собачьими именами, можно сказать – кличками.
В.Г. Мищенко
Минск. 1 апреля 2006 года