Она - отголосок страшного 37...
Вы слышали о расстрелянном КОНГРЕССЕ БАНДУРИСТОВ в Харькове в 30-е годы?
По всей Украине официально было объявлено, что кобзарей из всех областей
приглашают в тогдашнюю столицу УССР г.. Харьков на Всеукраинский
кобзарский съезд. Все должны были появиться с бандурами, потому что
кроме собственно съезда, будут, мол, творческие соревнования.
Кобзари, бандуристы, лирники приехали на конгресс с всей Украины, из маленьких забытых деревень. Было несколько сот их присутствовать на конгрессе. Это живой музей, живая история Украины, все ее песни, ее музыка и поэзия. Ивот почти всех их застрелили, почти все эти душещипательные певцы были убиты.
30 декабря 1930. Наступил день открытия съезда. Кобзари
заполнили один из лучших харьковских театров. У каждого в руках
инструмент, каждый одетый в праздничную вышиванку.
Съезд открылся совместным исполнением Шевченко «Реве и стонет Днепр широкий ...». Представьте, весь зал (а собрались мастера высшей пробы) вдохновенно поет! ..
Затем были поздравления от правительства Украины, доклады о
состоянии кобзарства, пути дальнейшего его развития. Вот уже и вечер,
можно было бы на сегодня закончить ... Но кто-то удерживал всех.
Какая-то тревога вползала в сердца делегатов.
А тем временем на всех выходах из зала появились молодые в гражданском, но с явно военной выправкой. Вскоре ряд за рядом начали поднимать делегатов и под строгим наблюдением выводить во двор, а там уже грузовики. Кобзарей, а это были в основном пожилые люди, плотно укладывали в машины и, прикрыв брезентом,куда везли. Никто ни на какие вопросы не отвечал.
Вереница машин неслась по ночным улицам Харькова в сторону железной дороги, к товарной станции. Там, в отдаленном тупике, уже стоял эшелон - десяток «телячьих» вагонов.
Уже через час все делегаты недавнего съезда были в вагонах.
Зазвенели засовы, прозвучала команда, и поезд тронулся. И здесь,
подчиняясь велению сердца, эшелон запел:
«Як умру, то поховайте
Мене на могилі,
Серед степу широкого
На Вкраїні милій…»
Погрузив в эшелоны, их подвезли к окраинам ст. Казачья Лопань.
Поздно вечером кобзарей и лирников вывели из вагонов в лесополосу, где были
заранее вырытые траншеи. Построив незрячих кобзарей и их малолетних
вожака в одну шеренгу, отряд особого отдела НКВД УССР начал расстрел ...
Когда все было закончено, тела расстрелянных забросали известью и
присыпали землей. Музыкальные инструменты сожгли рядом ...
В декабре 1933 на пленуме Всеукраинского комитета профсоюза работников искусств коммунистическая верхушка назвала украинские народные музыкальные инструменты гусли и бандуру "классово-враждебными".
Печатают только "разоблачительные" материалы о кобзарях. Например, такое: "Сомнительные бандуристы ... под видом народного творчества протягивают старый националистический хлам" или "... надо принять самым решительным мер по искоренению кобзарского национализма". А тем временем музыкальные
фабрики власти обязали даже не сотнями, а миллионами изготавливать
"кудесницу-гармошки", "кудесникы-баяны" и "кудесницу-балалайки".
К травле кобзарей подключают и украинских советских писателей - Юрий
Смолич писал: "Кобза таит в себе полную опасности, потому что слишком
крепко связана с националистическими элементами украинской культуры, с
романтикой казацкой и Сечи Запорожской. Это прошлое кобзари старались
непременно воскресить. На кобзу давит средневековый хлам кафтана и
шаровар ".
Эта трагедия, как ее называют, «харьковская трагедия»,
нанесла непоправимый удар по прежнему кобзарству. Уже никогда больше не
ходили и не ходят кобзари по селам Украины, не поют своих знаменитых
дум и исторических песен, и сохранились их песни только благодаря нашим
этнографам-профессионалам, которые с голоса кобзарей записали их тексты и
музыку, и звучат они только со сцены в исполнении профессиональных
певцов
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 8
І західно,і східно,
Було безвихідно.Але
Нам не було негідно.
І це,напевно.головне.
Якої ще фортуни?
Не відступитися.І не
покласти лжу на струни."
Ліна Костенко