Таинственный раритет
Согласно распространенной легенде, древнее кольцо, которое было получено в подарок Еленой Рерих, супругой знаменитого художника, во время экспедиции в Гималаи, принадлежало самой царице Нефертити.
Кольцо сделано из бронзовой проволоки со вставкой из голубоватого камня овальной формы с египетскими иероглифами и представляет собой традиционную для Древнего Египта периода Нового царства (второе тысячелетие до н.э.) кольцо-печатку – точно такие же находили в гробницах фараонов. К примеру, известны хорошо сохранившиеся печатки фараона Аменхотепа III и его супруги Тийи. Имя правителя (правительницы) вырезалось на овальном плоском камне, символизирующем священного скарабея, камень же укреплялся в кольце из металлической проволоки, закрученной у места соединения со вставкой в плотную спираль.
В Древнем Египте существовал обычай начертания царских имен в овале, образованном защитной петлей - знаком «шен». В египтологии его часто называют «картуш», от французского «патрон», в связи с внешним сходством. Имена царских жен также писались в овале «шен». Если говорить о Нефертити, то она к тому же была соправительницей супруга. На печатке виден овал «шен», так что кольцо, вероятно, царское.
Личные печати, удостоверяющие подпись владельца, маленькие и легкие, чтобы вещицу можно было необременительно иметь при себе, известны с давних времен. Рельефы вырезались углубленными или выпуклыми, они могли содержать надписи, символы и различные изображения. Оттиск получали, применяя расплавленный подкрашенный воск или густую краску. В Древней Месопотамии были распространены печати-цилиндры, которые поворачивали, чтобы получился цельный развернутый отпечаток. В Древнем Египте цари и царицы пользовались кольцами-печатками, которые изготавливались из полудрагоценных камней.
В публикациях, повторяющих легендарную историю раритетного кольца Елены Рерих, часты разночтения – камень вставки называют и бирюзой, и нефритом. Сайт московского Музея Рерихов, где хранится кольцо, сообщает, что вставка сделана из бирюзы. Фараоны владели копями на Синайском полуострове, в которых добывали золото, медь и бирюзу. По-древнеегипетски Синай назывался Та Мефкат (Хетиу Мефкат) - «Бирюзовые холмы». Мефкат – бирюза. Арабское название Синая - «Земля бирюзы» – Ард эль-Файруз.
Мнения египтологов о том, в самом ли деле кольцом Елены Рерих могла владеть Нефертити, мне не встретилось. Известно несколько надписей с именем Нефертити («Прекрасная пришла»). Можно сказать, что чисто визуально вырезанные на печатке символы и эти надписи не совпадают. Хотя я не специалист и могу ошибаться.
У Нефертити было еще одно имя, данное ей супругом, фараоном Эхнатоном, во время его религиозной реформы - Нефернефруатон («Прекрасны красоты Атона»).
***
Кольцо Нефертити находилось в составе большой коллекции, безвозмездно переданной России в 1989 году Святославом Николаевичем Рерихом, сыном знаменитого художника, при создании по его инициативе Советского Фонда Рерихов. Это были картины, артефакты, привезенные из экспедиций, и дневник Елены Рерих с эзотерическими текстами, которые целиком никогда не издавались. Музей Рериха был открыт в Москве, в старинной усадьбе Лопухиных, аккурат за главным зданием ГМИИ им. А.С. Пушкина на Волхонке (Малый Знаменский переулок, д.3\5).
После 1991 года московский Музей имени Н.К. Рериха в Москве в усадьбе Лопухиных был преобразован в главное структурное подразделение международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» (МЦР), имеющей филиалы в Санкт-Петербурге, Латвии и Белоруссии. В 2013 году МЦР потерял спонсора в лице «Мастер-Банка», у которого была отозвана лицензия, в связи с чем вступил в полосу определенных затруднений и неприятностей.
Картины Рериха разбросаны по всему свету. Первый его музей был создан в 1923 году в США, в Нью-Йорке. Художник передал в него много своих работ, директора Музея подписали декларацию, в которой Музей был объявлен даром американскому народу. Судьба этого Музея также сложилась непросто, его первый спонсор - Л. Хорш – во время Великой Депрессии испытал финансовые затруднения и, сумев присвоить себе музейное собрание, распродал многие картины. На настоящее время нью-йоркский Музей, менявший адреса и попечителей, пережив трудности, продолжает действовать в здании на 319 West 107 Street, Манхеттен. В его коллекции находятся около двухсот полотен Н.Рериха (первоначально их было порядка 1000), раритеты, привезённые Рерихами из экспедиций, и самые известные портреты Николая и Елены Рерих, написанные Святославом Рерихом.
Имя Николая Рериха громкое, и не даром, - русский художник, за массив картин о Гималаях прозванный «мастером гор», путешественник, археолог, философ, общественный деятель, человек с мировой известностью, деятельность и талант которого общепризнанны. Такими именами принято гордиться. В 1935 году благодаря его инициативе был принят Пакт Рериха - первый в истории международный договор о защите культурного наследия во время военных действий. Заставить страны выполнять Пакт Рерих, понятно, никак не мог, но хотя бы слово было произнесено, на весь мир. Еще ранее, в 1929 году, Рерих предложил водружать над учреждениями культуры для охраны их во время военных конфликтов особый флаг - т.н. «Знамя Мира».
«Разрушение музея есть разрушение страны». Николай Рерих, Дневник.
Я любила бывать в московском Музее Рерихов. Мне приходилось слышать и читать об их учении Живой Этики (она же Агни-Йога), но я им так и не увлеклась. Однако картины говорили сами за себя, а легкий ореол мистики и тайны, веявший в старинных залах, добавлял очарования этому месту. После экскурсии по выставке я непременно спускалась в расположенный в подвальном помещении эзотерический магазинчик, где было немало интересного и необычного – от самого помещения под низкими белеными сводчатыми потолками до ящичков с самоцветными камнями и стенда с египетскими амулетами под бронзу. Над прилавками, заваленными специфической литературой и разными экзотическими вещицами, на полках стояли копии рериховских картин.
(В последний год магазинчик, к большому моему сожалению, уже не работал, для меня это была потеря, и кто бы знал, что не последняя.)
Во время посещений Музея мне, конечно, случалось рассматривать кольцо Нефертити – Елены Рерих в музейной витрине. Маленькое-маленькое, тонкое, как паутинка, с обколотым голубоватым камнем, с помятой темной проволочкой. Сильно время его потрепало. Может быть, оно и не принадлежало Нефертити. Но оно, несомненно, очень древнее, окутано тайнами, овеяно легендами, в которых есть место и Древнему Египту, и преданиям Индии, и Шамбале, и гималайским мудрецам, - ведь оно дошло к нам через века и времена. Хотелось бы верить, что не потеряется в вихре изменчивого мира и впредь.
Комментарии 1
Подробнее тут https://bombarman.livejournal. com/34505. html (без пробелов)