«Я б в шоферы пошел, пусть меня научат»: как сдавали на права в СССР?
Сегодня выучиться на права можно практически в любом населенном пункте, главное — иметь нужную сумму для оплаты обучения. В СССР все было немного иначе. С какой-то стороны, получить водительское удостоверение было сложнее, а с какой-то — даже легче.
Перед тем, как получить права в СССР, нужно было научиться разбираться в устройстве машины!
В Союзе не существовало таких частных автошкол, которые у нас есть сегодня. Каждый, кто хотел получить водительское удостоверение, поступал в ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту), шел в специальный автоклуб, учился на предприятии или в университете.
Возможность выучить ПДД и получить навыки вождения была даже у учеников старшей школы. В 16 лет вместо уроков труда мальчишки (и некоторые девчонки) выбирали автодело и по результатам курса получали свое водительское удостоверение. Правда использовать его по назначению они могли только через 2 года, с 18 лет.
Сколько длилось обучение?
Сегодня большинство автошкол предлагают выучиться на права за 2-3 месяца. В СССР же заниматься нужно было минимум полгода. Уроки проходили 6 дней в неделю. Учили будущих водителей не только правильным ответам на вопросы экзамена.
Большая часть курса была посвящена тому, что именно может произойти, если нарушить какое-либо из правил и почему эти действия могут быть опасными для соседей по дороге. Отдельно кандидатам в водители рассказывали про техническое устройство автомобиля, поэтому выходец советской автошколы мог сам заниматься ремонтом машины.
Права из автошколы давали возможность управлять личным автомобилем, но работать шофером с ними было нельзя. Чтобы обрести возможность зарабатывать на извозе людей или грузов, люди шли дополнительно учиться в ПТУ и техникумы на специальности, связанные с автоделом, либо получили такие права в армии.
Как проходили экзамены?
С какой-то стороны экзамен на права в СССР проходил даже легче, чем сегодня. Конечно, нельзя не учитывать тот факт, что сдавали его только после мощной полугодичной подготовки. Теоретическая часть состояла из 10 вопросов, в которых можно было допустить до 2-х ошибок. Практическое вождение сдавало большинство курсантов — на дорогах Союза не было такого трафика, который усложняет задачу кандидатам в водители сегодня.
В экзамене встречались вопросы, связанные с устройством одного из автомобилей советского производства, — нужно было ответить, по какому принципу работают все приборы и узлы в машине
Сколько стоило выучиться на права?
С финансовой точки зрения, права в СССР были очень доступной опцией. Бесплатно выучиться могли школьники, рабочие на заводах и призывники. Для граждан, которые не входили в эти категории, цена составляла примерно 80-250 рублей.
Гипноз в НКВД: как чекисты на допросах использовали экстрасенсов.
О том, что в НКВД использовали оккультистов, экстрасенсов и гипнотизеров, ходит много легенд. Некоторая часть из них базируется на произведении Варлама Шаламова «Букинист». Речь в нем идет о заключенном одного из магаданских лагерей по кличке Флемминг, бывшем сотруднике НКВД, который еще недавно сам сажал других людей по разным, зачастую выдуманным причинам, а теперь рассказывает автору, что знаменитые процессы 1930-х годов готовились с помощью различных приемов подавления воли подсудимых.
По итогам Второй Мировой войны победителям достались не только слава и репарации, но и немалые территории. Приобретениями СССР стали: часть Восточной Пруссии, Закарпатье, регион Петсамо, Южный Сахалин и Курильские острова. Последний раз так обильно Союз прирастал территориями перед войной. Наверное, это обилие несколько вскружило голову советскому руководству, раз оно сразу же после войны стало передавать другим государствам целые регионы. В масштабах страны может быть и незначительные, но в абсолютных цифрах вполне солидные.
Единственный угон самолёта зэками в СССР: чем он завершился на самом деле.
Большинство из тех, кому сегодня за сорок, без сомнения, помнят историю, связанную с угоном авиалайнера летом 1990-го. Взяв в заложники пассажиров, преступники вынудили экипаж взять курс на Пакистан, где поначалу были встречены достаточно дружелюбно. Однако вскоре злодеи оказались в пакистанской тюрьме.
еще более ста лет назад предлагал направить совокупную боевую мощь человечества не на уничтожение друг друга, а на управление природой в совместных целях и интересах. Тогда подобное казалось утопией и вызывало у прожженных скептиков и прагматиков лишь ироничную усмешку. Однако жизнь доказала обратное. Спустя десятилетия в СССР нужды народного хозяйства обеспечивались в том числе... ядерными взрывами. Впрочем, не только в СССР.
Худшее время советской разведки: что случилось в 1938 году.
Большинство историков считают 1938 год худшим годом в истории отечественной разведки. Тогда в течение четырех месяцев из центра наверх не поступило ни одного сообщения. Причиной тому была... ужасающая нехватка кадров.
Остановил ядерный взрыв голыми руками: тайна аварии в обнинской Лаборатории «В».
Авария в обнинской Лаборатории «В» в 1954 году обросла слухами и домыслами. Говорили, что тогда на местной АЭС произошел взрыв, унесший жизни десятков человек.
по наследству от отца досталось богатырское здоровье. Именно поэтому, работая в атомной отрасли и получив за всю свою карьеру три смертельных дозы радиации, Славский прожил долгую жизнь. Он вообще всегда рвался в опасные зоны в числе первых. Не раз наведывался Ефим Павлович и на Чернобыльскую АЭС.
«Пятая графа» паспорта: как в СССР определяли национальность.
В советском государстве уживалось свыше 100 наций и народностей с провозглашенным равенством всех. Но титульная нация формально определена не была. Это и послужило поводом для распространения мифа о «единой исторической общности», которой являлся советский народ. Тем не менее, каждый гражданин СССР имел паспорт с пресловутой «пятой графой», в которой указывалась национальность. Как же ее определяли?
Комментарии 1