На самом деле рекордные темпы строительства промышленных объектов достигнуты за счёт механизации работ. Впервые массово начинают применяться экскаваторы, подъёмные краны, грузовики, дорожная спецтехника (катки, камнедробилки, машины для забивки свай). Совершенствуются технологии добычи руды: на шахтах появляются электрическое освещение, углеподъёмные машины, система вентиляции, гидравлические отбойники, прессы и врубовые машины. Хотя ручной труд ещё играл роль, но он уступал дорогу машинам. Труд рабочих, конечно же, был тяжёлым, но его условия улучшались, а рабочие превращались в квалифицированных образованных специалистов. Специально для их обучения открываются учебные заведения - например, Горный Институт в Сибири.
В отличие от СССР, стройки царской России не были связаны с массовым использованием труда заключённых. Арестанты использовались, но не массово. Так, например, крупнейшей дореволюционной стройкой с использованием осуждённых и каторжников было создание Амурской магистрали - заключительного участка Транссиба. В 1913 году там работало около 5 тыс. арестантов, но это в 38 раз (!) меньше, чем в 1936 году в Дмитлаге на стройке канала им. Москвы (в Дмитлаге в 1936 году работало 188,8 тыс. человек). Интересно и то, что на Амурской магистрали в 1913 году всего РАБОТАЛО в 4 раза меньше заключённых, чем ПОГИБЛО на строительстве канала им. Москвы (и это по самым скромным подсчётам). Из этого видно, что до революции массовое использование труда заключённых - явление совершенно другого масштаба. Разница в численности эксплуатируемых осуждённых в 38 раз говорит о принципиальной несоизмеримости этих явлений. До революции труд был в основном свободным и для своего времени прогрессивным".
(источник: Борисюк А.А. История России, которую приказали забыть. Николай II и Его время. - М. : Вече, 2018. - С. 12; https://ok.ru/imperatricaalex )
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев