Банатские швабы - этно-территориальная группа немцев в Центральной Европе; проживали на территории исторической области Банат (располагается между рекой Муреш на севере, рекой Дунай на юге, рекой Тисой на западе и отрогами Карпатских гор - на востоке; в настоящее время 2/3 территории Баната находятся в составе Румынии (жудецы Тимиш и Караш-Северин, также небольшие части жудецов Мехединци и Арад), 1/3 - в составе Сербии (в автономном крае Воеводина), и маленькая часть - в составе Венгрии (в медье Чонград); к банатским швабам часто относят также очень близких к ним по языку и культуре, но живших за пределами исторической области Банат т.н. дунайских швабов, которые проживали в соседствующих с Банатом и. о. Бачка, Баранья, и Срем . История банатских и дунайских швабов начинается с конца XVII века, когда эти исторические области были освобождены от османской оккупации и вошли в состав Австрийской империи; в связи с тем, что за время нахождения под властью Османской империи эти территории сильно обезлюдели, было принято решение способствовать их заселению и последующему экономическому развитию, поэтому уже начиная с 1692 г. на эти земли стали прибывать первые переселенцы-колонисты из Бадена, Люксембурга, Пфальца, Эльзаса и Лотарингии, Франконии, Баварии, Австрии. Это были в основном вторые и третьи сыновья в своих семьях, т.е. не имевшие никакой наследственной собственности и поэтому неженатые.
Для семейных переселенцев привилегии (финансовая поддержка для обустройства на новом месте и долгосрочные налоговые льготы) были в несколько раз большими по сравнению с таковыми для неженатых колонистов. Поселенцы занимались мелиорацией земель и превращением их в высокоурожайные сельскохозяйственные угодья, которые со временем стали житницей Австро-Венгрии, а город Темешбург/Темешвар/Тимишоара стал экономическим, промышленным и культурным центром банатских швабов. Основными занятиями банатских швабов были пашенное земледелие и пастушеское скотоводство, садоводство, виноградарство и пчеловодство, а также ремесленное производство (кузнечество, деревообработка, кожевенное производство, ткачество и т.д.) и торговля. Банатские швабы говорили на нескольких диалектах немецкого языка - рейнско-мозельско-франкском, верхнеаллеманском, восточно-франконском - которые не объединились в локальный наддиалектный вариант немецкого языка из-за малого по историческим меркам срока совместного проживания и взаимодействия носителей этих диалектов; на местные диалекты немецкого языка также оказали влияние венгерский, румынский и сербскохорватский языки. Преобладающей конфессией банатских и дунайских швабов был католицизм.
Материально-бытовая и духовная культура банатских и дунайских швабов в гораздо меньшей степени подверглась воздействию культуры соседствовавших с ними других местных этносов - венгров, сербов, хорватов, румын - по сравнению с традиционной культурой трансильванских и спишских саксов, что обусловливалось значительно меньшими сроками непосредственного взаимодействия между швабами и другими местными этносами. После окончания Второй мировой войны банатские и дунайские швабы подверглись тяжёлым репрессиям в Венгрии, Югославии и Румынии в рамках концепции коллективной ответственности всех этнических немцев за преступления, совершённые нацистским режимом гитлеровской Германии. Сразу после ослабления репрессивного давления на них банатские и дунайские швабы начали покидать социалистические страны своего проживания, и этот эмиграционный поток достиг своей кульминации в конце 80-х годов прошлого века, когда более 90% швабов Югославии, Румынии и Венгрии выехали в Западную Германию и Австрию.
Комментарии 1