На четыре месяца в здании Новой Третьяковки поселится ее основной проект «Заоблачный лес», объединивший мировых звезд современного искусства первой величины и молодых российских художников.
Mos.ru рассказывает все, что нужно знать о биеннале перед посещением.
Куратор: Юко Хасэгава
Куратором VII Московской биеннале стала Юко Хасэгава, арт-директор Токийского музея современного искусства. Ее послужной список впечатляет: художественный руководитель VII Стамбульской биеннале (2001), сокуратор IV Шанхайской биеннале (2002), комиссар японского павильона L Венецианской биеннале (2003), художественный советник XII архитектурной биеннале в Венеции, куратор Международной биеннале современного искусства в Шардже (2013).
Юко Хасэгава входит в Азиатский совет искусств в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, является советником художественного музея Рокбанд в Шанхае, а также преподает кураторство и теорию искусства в Университете Тама — высшей художественной школе Токио.
Свой взгляд на кураторство она формулирует предельно просто: «Это похоже на знающего пастуха, который дает своему стаду полную свободу, но при этом готов в любой момент защитить его».
Тема: «Заоблачные леса»
Тема VII Московской биеннале звучит как название фантастической книги. Впрочем, «Заоблачные леса», придуманные Юко Хасэгава, — это не сказочное королевство. В ее полной метафор концепции лес — это недавнее прошлое человеческого общества, построенное на принципах добрососедства и активного взаимодействия: люди живут на деревьях, образующих экосистему, в которой все связано. А облака — это настоящее, в котором появился интернет, облачные сервисы, социальные сети, разнообразные медиа: люди пересели на облака — каждый на свое — и прежние связи оказались нарушены.
Хасэгава видит будущее в объединении «леса» и «облаков» с сохранением плюсов обеих систем. Помочь людям поселиться в «заоблачном лесу» могут особенные, высокочувствительные люди — художники, работающие с новыми технологиями и говорящие на старом художественном языке. Это не первое обращение Хасэгава к теме экологии — так или иначе она возникала почти во всех ее кураторских проектах.
Работы некоторых участников перекликаются с заявленной темой почти буквально. Например, Мари-Люс Надаль (Франция) представит на биеннале мультимедийный проект, посвященный облакам, которые художница встречала во время перелетов по миру, а увлеченный темой космоса Михаэль Наджар (Германия) — проект 2013 года «Заоблачный сад», в котором земные деревья помещены в условия невесомости.
Хедлайнеры
Список участников основного проекта биеннале поражает обилием звездных имен: Пьер Юиг, Тистер Гейтс, Лор Пруво, группа Forensic Architecture, Хуссейн Чалаян, Олафур Элиассон, Мэтью Барни и Бьорк. Кстати, последние двое до недавнего времени были супругами — их громкий развод в 2014 году долго обсуждался еще и из-за альбома Бьорк Vulnicura, который она записала по горячим следам личной драмы. Альбом стал для певицы своеобразной терапией, как следует из названия, — в переводе с латыни оно означает «лечение ран».
На Московской биеннале можно будет увидеть проект Björk Digital, состоящий из шести аудиовизуальных инсталляций, созданных к альбому Vulnicura и ранее представленных публике в США, Великобритании, Исландии, Японии и других странах. Во всех видео — от безумного Mouth Mantra, снятом внутри рта певицы, до исповедального Stonemilker, в котором Бьорк предстает на фоне родных исландских пейзажей, — использована техника виртуальной реальности.
Мэтью Барни — американский художник-многостаночник, работающий в области видео, скульптуры, рисунка и перформанса и, кстати, увлекший в художественный мир Бьорк, — на биеннале представит новую работу. «Космическая охота» — это серия рисунков, на которых силуэты волков окружают сияющие небесные тела.
Датско-исландский скульптор и автор инсталляций Олафур Элиассон, чьи работы хранятся в собраниях нью-йоркских Музея современного искусства и Музея Гуггенхайма, галерее Тейт в Лондоне, Базельском художественном музее и других крупных институциях, также представит свою новую работу — световую инсталляцию «Пространство резонирует от нашего присутствия».
Комментарии 1