Премьера уже скоро!
«Лучшая музыка в кино - это музыка, которую вы слышите. Музыка, которую не слышно, для фильма не годится, независимо от того, насколько она хороша».
Это слова композитора, мелодии которого становились едва ли не популярнее культовых картин, где они звучали.
Морриконе обижался, когда его музыку к кино называли саундтреком, ведь она была нечто большим: композитор каждый раз создавал что-то оригинальное и вкладывал туда всю свою душу.
Он никогда не писал простые мелодии, ведь как настоящий гений и профессионал своего дела, он признавал качество в музыке. Его аранжировки были очень разнообразны, в них можно услышать и классику, и джаз, и итальянский фольклор, и авангард, и даже рок-н-ролл... Морриконе не брался за «простые мелодии», так как ценил оригинальность в музыке. Итальянский гений доказал, что музыка в кино – не вспомогательный инструмент, а полноправный главный герой.
Работая с конца 1940-х, Эннио Морриконе оправданно считается одним из самых изобретательных, влиятельных и плодовитых (свыше 500 оригинальных саундтреков) композиторов, когда-либо сочинявших для кино.
А еще он, будучи итальянцем, создал саундтрек для нескольких российских фильмов, сумев понять таинственную русскую душу.
Морриконе приложил руку к десяткам великих фильмов, продал десятки миллионов пластинок, выиграл все призы на свете - и при этом никогда не работал за пределами родного Рима и даже не знал английского...Он умудрился даже дважды отказать великому Тарантино. Но ему все прощалось: ведь в музыкальном мире у него не было равных!
Свою дебютную композицию Эннио написал в возрасте шести лет, а первым учителем будущего классика был его отец Марио, мать занималась воспитанием пятерых детей. Познакомивший сына с нотной грамотой и азами игры на нескольких музыкальных инструментах, Морриконе старший был известным джазовым трубачом. Разумеется, поэтому его сыну и приглянулась труба, на которой он играл, пока не стал аранжировщиком на радио и телевидении.
Благодаря своему трудолюбию Эннио закончил консерваторию как трубач, инструменталист и композитор, отдав учебе 12 лет. Ещё буду студентом, он был принят в оркестр римской оперы, а после писал музыку для театральных постановок, небольшие классические пьесы для фортепьяно.
В 1956 году композитор женился на Марии Травия, с которой прожил до конца своих дней, она же и написала тексты ко многим его песням. У пары родилось четверо детей. Теперь все его дети так или иначе имеют отношение к творчеству, кроме сына- хирурга Алессандро. Андреа — дирижёр, композитор; Марко — работает в обществе по авторским правам; Джованни — работает в компании Universal.
Музыку к своему первому фильму, «Смерть друга» Эннио написал в 31 год.
Каждое его произведение щемило душу, заставляло её летать и сопереживать героям сотен фильмов, ставших классикой мирового кинематографа.
В своей музыке Морриконе любил использовать разные инструменты, от гармошек и рожков до электрогитар, но его фирменный стиль — это использование женского голоса в качестве инструмента, оттеняемого сочной оркестровкой.
Удивительное дело, но со своим одноклассником Серджио Леоне, с которым получился тандем, позже их даже сравнивали с такими дуэтами, как Эйзенштейн — Прокофьев, Хичкок — Херрманн, Феллини — Рота, композитор начал сотрудничать только в середине 1960-х, причём изначально Леоне даже не мог вспомнить, что они учились вместе.
В 1964-м Серджио Леоне снял фильм «За пригоршню долларов» — итальянскую версию американских вестернов; этой картиной он открыл новый жанр, названный «спагетти-вестерном». Вместе с Морриконе они вывели звуковую дорожку в ранг великого и искусства. Эннио навсегда изменил американский народный жанр, и представление о том, какой может быть музыка для кино.
Затем последовали не менее успешные фильмы : "На несколько долларов больше", "Хороший, плохой, злой".
Кульминация их партнерства - одним из самых продаваемых саундтреков всех времен вестерн «Однажды на Диком Западе».
Широко известны его приемы по введению в партитуру печатной машинки, жестяных банок, свистка, различных звуков и шумов. В начале вестерна 20 минут никто из героев ничего не говорит. Звуковое сопровождение этой длинной сцены – также работа Эннио Морриконе.
Морриконе с Леоне сотрудничали еще тридцать лет; композитор писал музыку ко всем его работам — и к «долларовой» трилогии, и к гангстерскому «Однажды в Америке», и к тем картинам, в которых Леоне был продюсером — например, к «Меня зовут Никто» 1973 года.
«Однажды в Америке»- настоящее кино про королей преступного мира золотой эры «сухого закона». Этот фильм снят по мотивам романа Гарри Грея «Бандиты», и представляет собой гангстерскую сагу о судьбе нескольких подростков из еврейского квартала Нью Йорка.
Морриконе написал для этого фильма целую симфонию. Здесь пронзительная печаль сменяется тревожными аккордами ожидания. А чувственная лирика - томительными мотивами безысходности и невозвратимости утраты…
Композитор, который всегда стремился к перфекционизму, сочинил для каждого персонажа картины по пять-шесть мотивов. Некоторые партии пришлось переигрывать оркестру десятки раз, чтобы довести до идеала.
Подготовка и съёмки заняли так много времени, что композитор написал почти всю музыку для фильма ещё до того, как съёмочный процесс достиг середины пути. Чтобы помочь актёрам погрузиться в атмосферу фильма, во время съёмок игрались отдельные фрагменты музыки Эннио Морриконе.
Он имел все шансы получить «Оскар» за свою работу над фильмом «Однажды в Америке» , но это стало нереальным из-за глупой технической ошибки: при перемонтаже имя Морриконе было вырезано из титров, а значит, по правилам киноакадемии, номинация стала невозможной. Отсутствие "Оскара" композитору компенсировали другие престижные награды. В номинации "лучшая музыка к фильму" он получил BAFTA и премию итальянского синдиката киножурналистов "Серебряная лента".
Сотрудничество с Серджо Леоне в картине «Однажды в Америке» стало последней работой для режиссера. Именно там появилась и знаменитая мелодия «Cockeye’s Song». Морриконе в этом фильме использовал игру румынского музыканта Георге Замфира, исполнителя на многоствольной пан-флейте.
Несмотря на то, что имя Морриконе принято связывать с вестерном, его послужной список охватывает все жанры, от комедии до хоррора. Примечательно, что свой, возможно, главный хит «Chi Mai» (в СССР известный как мелодия из «Профессионала» с Бельмондо) Эннио написал декадой ранее для малоизвестной драмы «Магдалена».
Кроме этого фильма музыкальную тему он использовал в фильмах "Если ты меня любишь" и сериале "Жизнь Дэвида Джорджа Ллойда".
Морриконе несколько раз был в России, давал здесь концерты с оркестром, видимо, очень любил нашу страну. Он даже написал музыку к итало-югославской экранизации романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". Интересно, что сам роман композитор прочитал уже после того, как работа над фильмом была завершена.
Уже в 1979 году Морриконе получил свою первую номинацию на «Оскар» — за музыку к фильму Терренса Малика «Дни жатвы». Правда, с премией Американской киноакадемии композитору, можно сказать, не везло. В число претендентов на награду он попадал регулярно — в 1987-м за «Миссию» Ролана Жоффе, в 1988-м — за «Неприкасаемых» Брайана Де Пальмы, в 1991-м — за «Багси» Бари Левинсона, в 2001-м — за «Малену» Джузеппе Торнаторе. Но его первым «Оскаром» стал почетный приз, который академия всё же вручила ему в 2007 году, когда Морриконе было 78 лет. А первый «Оскар» за музыку к фильму достался ему в 2016-м — за «Омерзительную восьмерку» Квентина Тарантино, с которым, кстати, Морриконе сотрудничал почти во всех фильмах после «Убить Билла». "Оскар" Эннио получил в 88 лет.
Это как раз повод не отчаиваться для тех, кто идёт к своей мечте! Ведь награду за свой труд можно получить и в конце жизни.
Среди его работ в кино — «Профессионал» и «Вне закона» с Жан-Полем Бельмондо, фэнтези «Рыжая Соня» с Арнольдом Шварценеггером, итальянский криминальный сериал «Спрут», «72 метра», снятые российским режиссером Владимиром Хотиненко.
Несмотря на недовольство премьер-министра Италии Сильвио Берлускони сериалом о сицилийской мафии "Спрут" за то, что тот подрывает образ Италии, главная музыкальная тема, написанная Морриконе, прославила сериал не меньше главного героя – комиссара Коррадо Каттани.
А вот композицией Эннио Морриконе - The Ecstasy of Gold - еще с конца 80-х открывает все свои концерты Metallica!
Кажется, никто из композиторов не мог похвастаться тем, что его музыкой открывают свои выступления мировые звезды тяжелой музыки, собирающие на стадионных концертах и 100 тысяч зрителей...
Морриконе создавал не только саундтреки, он писал и камерную инструментальную музыку, с которой в 1985 году совершил тур по Европе, лично дирижируя оркестром на концертах.
Несмотря на творческую профессию и множество суеверий, например, он считал несчастливым 17 число в пятницу и фиолетовый цвет, в отношении своего дела Морриконе был абсолютным прагматиком. Он полагал, что причины его феноменальной работоспособности – это мастерство и сосредоточенность, а не вдохновение и талант. За годы напряженного труда маэстро выработал четкий распорядок дня, который соблюдал. Он рано вставал, занимался гимнастикой и вовремя ложился спать. Его рабочий день длился более 10 часов..
Одним из увлечений Эннио Морриконе были шахматы. У него были турниры с Гарри Каспаровым и Анатолием Карповым. Еще талантливый итальянец писал книги. Насколько этот композитор был многогранен! Недаром говорят : «талантливый человек - талантлив во всём».
В 1996 г. его литературное произведение «Наш Рим» («RomaNostra»), изданное совместно с Аугусто де Лука (AugustoDe Luca) даже было отмечено премией «Города Рима»...
Прославившись в Европе, Морриконе был приглашён для работы в голливудском кинематографе.
В США Морриконе написал музыку для фильмов таких известных режиссёров, как Джон Бурмен, Вольфганг Петерсен, Барри Левинсон, Терренс Малик, Роман Полански, Оливер Стоун, Брайан Де Пальма, Майк Николс, Джон Карпентер и других.
Песни композитора исполняли: Мина, Питер Тевис, Луиджи Тенко, Альберто Лионелло, Мильва, Тони дель Монако, Энрико Пианори, Барбара Балдассарре, Джанни Моранди, Хелен Меррил и даже сама Селин Дион.....
В последний раз композитор Эннио Морриконне дирижировал оркестром 11 января 2020 года. Это был концерт в римском палаццо Мадама, где заседает Сенат республики. В тот день там звучала музыка Морриконе из фильма «Однажды в Америке», одна из любимейших публикой музыкальных композиций маэстро.
Потом случился локдаун.
И в один из тяжелейших его дней, в конце марта, в соцсетях появился пост: над абсолютно пустой площадью Навона льется морриконовская мелодия из «Однажды в Америке» в роковом варианте. Как потом оказалось, эту композицию исполнил молодой рок-гитарист Якобо Манстранжело. Крышу дворца, выходящего на эту историческую площадь Рима, он использовал как сцену.
Удивительно: музыка этого, разменявшего десятый десяток жизни, человека, старомодного внешне и довольно консервативного по своим жизненным воззрениям, востребована молодыми и встречает понимание у музыкантов совершенно иных музыкальных направлений...Все это объясняется тем, что такая музыка может жить вечно. Она создана великим композитором Эннио Морриконне, который подарил миру много прекрасных мелодий.
К сожалению, сам Эннио ушёл из жизни в 2020 году на 91 ом году жизни от несчастного случая - перелома тазобедреной кости.
Жена Мария была с ним до последнего его дня...
Это огромная потеря для всего мира, ведь Эннио Морриконе всегда относился к искусству с уважением и всё, что не выпускал в свет- было гениальным. Он заставил мир поверить в то, что музыка может иметь первостепенное значение в фильме и доносил через неё то, что невозможно было показать через видеоряд.
А мы обещаем, что наш мюзикл будет не только интересно смотреть, но и слушать!
Поэтому мы решили взять такой сложный жанр, где герои не только играют, но еще и поют.
Я выбирал их сам и следил за всем съёмочным процессом:
это бесценный опыт, который запомнится мне на всю жизнь.
И я уверен, что музыка нашего фильма затронет Ваши души.
Немного терпения, ведь осталось совсем чуть-чуть.
Скоро мы вместе услышим нашу «Мелодию зеркал»!
Martin Verdi
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4
Очень многое узнала!!
С нетерпением ждем мюзикл!!!
Удачи вам!!!