В. СВЕТ И ТЕРНИИ КОСМИЧЕСКОГО ПУТИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ.
6. Зов Индии
Известно, что в начале XX века произошли крупные социально-экономические сдвиги, и вместе с этим начались изменения в научном и философском мышлении. «Может быть, переживаемый поворот научного мышления, – писал по этому поводу В.И. Вернадский, – более подобен древнему кризису духовной жизни, тому, который имел место две с половиной тысячи лет назад, в VI и ближайших столетиях до н.э., когда создавалась великая эллинская наука, расцвела техника и впервые приняла знакомые и близкие нам формы в средиземноморском культурном центре философская мысль, а в религиозных исканиях, в мистериях, творилась глубочайшая интуиция, искание смысла бытия» [11]. Вернадский более, чем кто-либо другой из ученых, почувствовал приближение чего-то качественно нового в духовно-культурной сфере Планеты. Потом он назовет это явление ноосферой.
Научный «взрыв» 1920-х годов сформировал новую методологическую вселенную, в основе которой лежал целостный подход к явлениям природы и человеческого общества. Забытые мысли древних мудрецов о тесном взаимодействии человека, Планеты и Космоса, о фундаментальном единстве микро- и макрокосмоса вдруг нашли неожиданные подтверждения в последних научных открытиях и заставили экспериментальную науку Запада обратить свое внимание на умозрительную философию Востока. Тогда же и начался процесс взаимного обогащения, суть которого состояла в одухотворении экспериментальной науки Запада и «онаучивании» духовных достижений Востока. Этот синтетический процесс являлся одной из важнейших черт духовной революции XX века. Ее движение будило в наиболее чутких людях ощущение надвигающихся изменений и приближения переломного момента в эволюции человечества.
Предчувствия эти нашли свое отражение и в научных работах Запада, и в пророчествах Востока. К.Э. Циолковский писал о наступлении космической эры, В.И. Вернадский и Тейяр де Шарден складывали понятие ноосферы Планеты, или сферы Разума. Пророки Востока говорили о приходе светлой эры Майтрейи, о замене Кали Юги (Века Зла) Сатья Югой (Веком Справедливости).
Книги Живой Этики, как бы соединяя в себе оба этих потока, свидетельствовали о наступлении нового витка в спирали культурно-исторической эволюции человека. Они обращали внимание на необходимость сознательного подхода к грядущим изменениям и выдвигали на первый план этические проблемы как важнейшее условие в дальнейшем развитии человеческого сознания. Знания, содержащиеся в Живой Этике, шли в одном русле с движением науки, но в то же время в какой-то степени и опережали ее. Ее Авторы шире, чем в науке, толковали такие понятия, как материя и энергия. Они писали о Великих законах Космоса, соотнося их со всеми уровнями человеческого бытия. Определяя суть предстоящего эволюционного витка, они отмечали три дара эволюции: «первый – психическая энергия, второй – движение женщин, третий – кооперация» [12]. Основная эволюционная тенденция состоит в Объединении, а социальное устройство будущего человечества будет общинным, или коммунистическим, утверждали они.
Книга «Община» была одной из первых в серии Живой Этики. Опубликованная сначала в Монголии в 1927 году, она затем была издана в 1936 году в Риге [13]. Между латвийской и монгольской редакциями «Общины» существовали некоторые различия.
Монгольская, рассчитанная с самого начала на советского читателя, более подробно писала о революционных изменениях в России и содержала ряд интереснейших мыслей о В.И. Ленине. Латвийская имела дело уже с иным читателем, и поэтому в нее были внесены соответствующие коррективы, исключающие вышеупомянутые моменты, но в то же время ряд важных мыслей и положений нашел в ней более подробное освещение.
«Община» представляет собой достаточно сложное и многоплановое этико-философское произведение, содержащее значительное количество важных и интересных для нас проблем. Однако ограничиться такой характеристикой было бы неверно. В этой книге живет некая тайна, к постижению которой можно приближаться лишь постепенно. Первый раз я прочла ее в середине 1970-х годов, когда заинтересовалась Живой Этикой. В ней было что-то от фантастических произведений замечательного писателя И.А. Ефремова, от его «Туманности Андромеды». Годы спустя я узнала, что Ефремов пользовался идеями из книг Живой Этики, но творчески их перерабатывал, высвечивая иногда их неожиданные аспекты [14].
Второй раз я прочла «Общину» в начале 1980-х годов и обнаружила в ней много такого, чего не замечала раньше. Я поняла, что книга эта меняется вместе с ее читателем. Так я приблизилась к ее тайне.
Последний раз я взяла «Общину» в руки в начале 1990-х годов. В стране уже началась перестройка, мы по-иному стали смотреть на свое прошлое, и наше общественное сознание обнаружило тенденцию к бурному росту. Я открыла книгу и поняла: в моих руках была совсем другая – новая книга, книга-предупреждение. <...>
[11] Вернадский В.И. Мысли о современном значении истории знаний // Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М.: Наука, 1981. С. 229-230.
[12] Аум, 414.
[13] На титуле рижского издания «Общины» (1936) намеренно оставлен 1926 год – год создания рукописи.
[14] Юферова А.А. Иван Ефремов и «Агни-Йога» // Наука и религия. 1991. № 4.6
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1