Свою популярность Шаляпин снискал не столько как певец, но и как выдающийся артист, мастер перевоплощения и художественного слова. Высокий, статный, с выразительными чертами лица, с пронзительным взглядом, он производил неизгладимое впечатление в своих лучших трагических ролях (Мельник, Борис Годунов, Мефистофель, Дон Кихот). Шаляпин потрясал зрителей неистовым темпераментом, выпевал каждую ноту, находил очень точные и искренние интонации для каждого слова песни, был абсолютно органичен и достоверен на сцене. Он представлял собой целую эпоху русского искусства и с 1899 года стал ведущим солистом двух главных театров страны — Большого и Мариинского. Успех настолько грандиозный, что современники шутили: «В Москве есть три чуда: Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас — Федор Шаляпин». Этот высокий бас знали и любили в Италии, Франции, Германии, Америке, Великобритании. Восторженный прием публики вызывали и оперные арии, и камерные произведения, и романсы.
Шаляпин был влюбчивым человеком, но итальянская балерина Иола Торнаги, с которой он работал в одной труппе, всерьез вскружила ему голову. Способ объяснения ей в любви певец придумал весьма необычный. Он переделал строчки в арии Гремина в «Евгении Онегине» и вместо положенных: «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» спел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги». В этом браке у них родилось шестеро детей. Спустя несколько лет, он сблизился с Марией Петцольд, которая была на тот момент вдовой и в этом союзе, без оформления развода с первой женой у него родилось три дочери. Таким образом, у Шаляпина фактически образовалось две семьи – одна в Петербурге, другая в Москве.
Нет комментариев