А вот написать получилось лишь сейчас. Фильм не из тех, что посмотрел, и тут же получайте рецензию. Нет, со смыслами и "картинкой" все было абсолютно понятно сразу же, но "Довлатов" настолько зацепил, что писать и говорить не получалось, не хотелось, не "моглось".
Фильм А.Германа-мл. без каких-то подтекстов, без недомолвок, без тройного дна. Все видно, все предельно прозрачно. Вот они: добро, зло, история, человек, судьба, трагедия, отец, дочь, жена, друг, поэзия...
Эта абсолютная ясность смысла, кадра, костюма доходит до предела. Убери из фильма людей, оставь только дома, улицы, квартиры, а фильм останется. Оставь только одежду, костюмы, а фильм сохранится. И это не значит, что люди, улицы, костюмы существуют отдельно, просто все они есть текст, написанный огромными буквами, который буквально кричит: Я здесь! Прочти меня! Запомни меня! Я и есть правда! И так каждая деталь.
Если бы цензор пытался что-то убрать из "Довлатова", то не получилось бы, каждый кадр передает смысл всего фильма. В каждом кадре, в каждой вещи, в каждом герое присутствует геном всего фильма, в каждой детали содержится весь фильм.
Складывается впечатление, что равноправные герои фильма не только Довлатов и Бродский, их близкие, окружение, но и вещи, костюмы, улицы, атмосфера.
Фильм практически без темпа, без динамики, но смотрится на одном дыхании, а, точнее, на одном выдохе. Выдохнул, замер и не дышишь. И воздух не нужен. Его нет и в самом фильме. Депрессия, безвыходность, серость, покрытая паутиной реальность переданы с запредельной силой. Может просто это я помню то время? Скорее всего, именно так. Зрителям "до тридцати" фильм может показаться "странным". Для них "Довлатов" может остаться непонятым.
Хотя многие метафоры текстуально очевидны для человека любого возраста. Вот один из наиболее отчетливых эпизодов. Довлатов приезжает на тусовку к человеку, который способен помочь ему в приеме в Союз писателей. Разговоры о поэзии, об античности, о мелочах... И признание всемогущего хозяина, "правящего" литературным процессом: я работаю урологом. Случилось: страной правили и правят урологи, интересующиеся античностью. Их стиль: существовать между далеким прошлым и простатой.
"Довлатов" получился очень современным. Выходишь из кинотеатра на улицу, читаешь чье-нибудь послание, смотришь дебаты, открываешь газету и оказываешься там, в далеком 1971 году. Вместе с вытесняемым из страны Довлатовым, высланным Бродским, убитым художником. Вместе с КГБ и ОБХСС, редакторами, требующими "героя" и "светлого будущего", и "просветленными" рабочими, стоящими на "трудовой вахте" в честь годовщины революции.
Выходишь из кинотеатра в Екатеринбурге в 2018-м, оглядываешь и оказываешься в 1971 году в довлатовской "Зоне", где нет разницы между зэками и охраной. Пытаешь вдохнуть, а воздуха нет.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 1