Не просто высокое учение, а свидетельство о истине
13 июня — Вознесение Господне
Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
В Вознесении Христовом — самая высокая надежда, самая великая радость, высшая цель всего творения. «Так написано и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых». И так надлежало Ему вознестись на небо, и «проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов». «Вы же свидетели сему», — говорит Христос. В этом свидетельстве заключается наше участие в сегодняшнем празднике. Быть свидетелем на суде (а в Вознесение Господне ангелы возвещают о Втором Христовом Пришествии, о Страшном Суде,) невозможно, если мы только с чужих слов, понаслышке, утверждаем о том, что произошло. Такое свидетельство не принимается на суде.
Как стать свидетелями Христовыми? Господь отвечает: «Я пошлю обетование Отца Моего, Духа истины. Он будет свидетельствовать о Мне. И вы также будете свидетельствовать». В благовестии Христовом свидетельство поистине имеет великое значение. И прежде всего — свидетельство Самого Христа. «Я на то родился и на то пришел в мир, — говорит Господь перед Пилатом, — чтобы свидетельствовать о истине» (Ин. 18, 37). Христос пришел прежде всего не для того, чтобы изложить Свое учение или установить правила благочестивой жизни. Он хочет быть среди нас Свидетелем. Он «Свидетель верный и истинный», — как называет Его Апокалипсис (Апок. 1, 5). Чтобы истинно свидетельствовать, надо быть причастным жизни, о которой идет речь, видеть ее изнутри. «Мы говорим о том, что знаем, — скажет Господь Никодиму, — и свидетельствуем о том, что видели» (Ин. 3, 11). «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем» (Ин. 1, 18) — единственный, Кто способен сказать слово о Нем. Но и этого недостаточно. Чтобы свидетельство Его о Своем Отце было действенным, надо, чтобы Отец в свою очередь засвидетельствовал о Сыне: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Его слушайте» (Лк. 9, 35). Это взаимное свидетельство предполагает самую великую взаимную любовь: «Мой Отец и Я — одно» (Ин. 10, 30). Теперь, когда Утешитель, Дух Святой, придет, чтобы продолжить дело Христово на земле, Его свидетельство будет исходить из той же тайны любви. Возвещенный и обещанный Христом, Он напомнит в свою очередь то, что говорил Христос. Христос указует на Духа Святого и отсылает к Нему, и Дух Святой также направляет ко Христу и прославляет Его, потому что всё у Них общее и всё Они разделяют между Собою, чтобы спасти нас. «Когда же придет Он, Дух истины, — говорит Христос, — то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16, 13—14).
Вне этой тайны общения Пресвятой Троицы не существует Евангелия, не может быть подлинного свидетельства. Никто не может свидетельствовать, не приобщившись Христовой любви, как Сам Господь говорит о Себе: «Чтобы мир знал, что Я люблю Отца, и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда» (Ин. 14, 31). Наше свидетельство не может быть иным. Как Отец послал Сына, чтобы Он свидетельствовал о Нем, так мы посланы Господом быть Его свидетелями. И подлинность нашего свидетельства будет зависеть от наших отношений с Ним: «Также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною», — говорит Господь (Ин. 15, 27). Быть сначала со Христом для апостолов значит прежде всего быть свидетелями Его смерти и Его Воскресения — то, о чем они непрестанно возвещают. «О том, что мы слышали, что видели своими очами, — говорит апостол Иоанн Богослов, — что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни... и мы видели, и свидетельствуем, и возвещаем вам» (1 Ин. 1, 1). Хотя мы не являемся участниками земной жизни Христа, тем не менее мы не можем быть исключены из общего таинственного закона. Для нас это сокровенное общение с Богом, без которого никто не может быть свидетелем, дается в вере: «Блаженны невидевшие и уверовавшие», — говорит Христос (Ин. 20, 29). И апостол Иоанн Богослов говорит, что «верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом» (1 Ин. 5, 10).
Подробнее:
https://ruskline.ru/news_rl/2024/06/12/ne_prosto_vysokoe_uchenie_a_svidetelstvo_o_istine