Сравнение Писаний.
Рассматриваемые вопросы в главе:
1 Источник и цель их ниспослания.
2 Послание общее и послание к определённой общине.
3 Сохранность Посланий.
4 В чём согласны и в чём расходятся небесные Послания?
5 Как человек становится покорившимся Богу — мусульманином?
6 Суть призыва всех посланников.
7 В предыдущих посланиях разъясняются причины, по которым человек должен поклоняться Всевышнему Аллаху.
8 Вечные принципы (вопросы'акиды).
9 Общие правила.
10 Различие законов.
11 Пророки — братья от разных матерей.
12 Объём Писаний и время их ниспослания.
13 Отношение последнего Послания ко всем предыдущим.
14 Последний Шариат не нуждается в предыдущих.
Скачать статью:
pdf: https://vk.com/doc181861343_437372447 docx: https://vk.com/doc181861343_437372446 txt: https://vk.com/doc181861343_437372448 __________________________
1 Источник и цель их ниспослания.
Источник у всех небесных Писаний один: «Алиф. Лям. Мим. Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь. Он ниспослал тебе Писание с истиной в подтверждение того, что было до него. Он ниспослал Тору и Евангелие, которые прежде были руко-водством для людей. Он также ниспослал Различение [Коран]». Сура 3 «Семейство 'Имрана», аяты 1-4.
И все Писания ниспосланы Всевышним с одной целью — чтобы они служили жизненными программами для людей, живущих на этой земле, и направляли их посредством содержащихся в них указаний, наставлений и руководства. Все эти Писания ниспосланы для того, чтобы быть духом и светом, оживляющим и озаряющим человеческие души, и гнать прочь мрак этих душ и этой жизни.
В одном месте в Коране сообщается о цели ниспослания Торы, Евангелия и Корана — трёх величайших Писаний, ниспосланных Всевышним. Всевышний сказал: «Мы ниспослали Тору, в которой содержится верное руководство и свет. Покорившиеся пророки выносили по нему решения для исповедующих иудаизм. Раввины и первосвященники поступали таким же образом в соответствии с тем, что им было поручено сохранить из Писания Аллаха. Они свидетельствовали о нём. Не бойтесь же людей, а бойтесь Меня, и не продавайте Мои знамения за ничтожную цену. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими. Мы предписали им в нём: душа — за душу, глаз — за глаз, нос — за нос, ухо — за ухо, зуб — за зуб, а за раны — возмездие. Но если кто-нибудь пожертвует этим, то это станет для него искуплением. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются несправедливыми. Вслед за ними Мы отправили 'Ису, сына Марьям, с подтверждением истинности того, что было прежде ниспослано в Торе. Мы даровали ему Евангелие, в котором было верное руководство и свет, которое подтверждало то, что было прежде ниспослано в Торе. Оно было верным руководством и назиданием для богобоязненных. Пусть люди Евангелия судят согласно тому, что Аллах ниспослал в нём. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами. Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно свидетельствовало о них. Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах, и не потакай их желаниям, уклоняясь от явившейся к тебе истины. Каждому из вас Мы установили закон и путь. Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он разделил вас, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Состязайтесь же в добрых делах. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и Он поведает вам о том, в чём вы расходились во мнениях. Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах. Если же они отвернутся, то знай, что Аллах желает покарать их за некоторые из их грехов. Воистину, многие люди являются нечестивцами. Неужели они ищут суда времён невежества? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убеждённых?» Сура 5 «Трапеза», аяты 44-50.
Каждая религия пришла от Аллаха для того, чтобы стать жизненной программой, соответствующей той действительности, в которой живут люди. Религия пришла для того, чтобы управлять человеческой жизнью, упорядочивать её, направлять и оберегать, а не для того, чтобы быть просто убеждениями, укрепившимися в сознании человека, или обрядами, совершаемыми в храмах и местах поклонения. Конечно, и эти убеждения, и эти обряды очень важны в человеческой жизни и необходимы для воспитания человеческой души, однако их недостаточно для того, чтобы руководить жизнью, упорядочивать её, направлять её и оберегать. Необходима созданная на их основе программа, порядок и закон (шариат), который применялся бы на практике в человеческой жизни и который был бы настоящим, действующим законом, за нарушение которого люди подвергались бы наказанию.
Человеческая жизнь может протекать в нормальном русле, только если убеждения ('акида), обряды и законы (шариат) получены из одного источника, который имеет власть над душой и сознанием, а также над поступками и поведением, и воздаёт людям согласно его законам в этом мире, и воздаёт им согласно его расчёту в мире вечном.
Если же власть распределена между несколькими объектами, и существует несколько источников... И если власть в том, что касается совести людей и обрядов принадлежит Аллаху, а в том, что касается законов и уклада жизни — кому-то другому... И если власть в том, что касается воздаяния в мире вечном, принадлежит Аллаху, а в том, что касается наказания и карательных мер в этой жизни, — кому-то другому... В этом случае душа человека разрывается между этими двумя властями и влияниями, устремляется сразу в две противоположные стороны, колеблется между двумя совершенно разными жизненными программами.
Жизнь человека портится таким образом, как об этом не раз упоминает Всевышний в Своей Книге, говоря: «Если бы на них [на небесах и земле] были иные божества наряду с Аллахом, то они [небеса и земля] разрушились бы» (сура 21 «Пророки», аят 22); «А если бы Истина зависела от их желаний, то сгинули бы небеса, земля и те, кто на них» (сура 23 «Верующие», аят 71); «Потом Мы наставили тебя на путь из повеления. Следуй им и не потакай желаниям тех, которые не обладают знанием» (сура 45 «Пещера», аят 18).
Именно поэтому каждая религия пришла, чтобы стать жизненной программой для людей. И при этом неважно, пришла ли эта религия к одному селению или одной общине или же к целому человечеству со всеми его поколениями, — она обязательно несла с собой определённые нормы и законы, регулирующие жизнь людей, в дополнение к 'акиде, формирующей у людей правильное представление о жизни, и к обрядам поклонения, привязывающим сердца людей к Аллаху. Эти три составляющие являются тремя основами религии Аллаха — в любом месте, куда бы ни пришла религия от Аллаха. Ведь человеческая жизнь не может протекать нормально, если её программой не будет религия Аллаха.
В Коране есть несколько подтверждений того, что первые религии, которые, возможно, приходили к одному из селений или одному из племён, также включали в себя эти три составляющие. А здесь показано, как эти три составляющие дополняли друг друга и взаимодействовали в трёх величайших религиях мира — иудаизме, христианстве и исламе.
Всевышний начинает с Торы, о которой мы и будем говорить сейчас: «Мы ниспослали Тору, в которой содержится верное руководство и свет» (сура 5 «Трапеза», аят 44).
Тора в том виде, в каком ниспослал её Аллах, была книгой Аллаха, которая должна была стать руководством для сынов Израилевых и освещать им их путь к Богу. Она несла им 'акиду единобожия, разные обряды поклонения и закон (шариат). «Покорившиеся пророки выносили по нему решения для исповедующих иудаизм. Раввины и первосвященники поступали таким же образом в соответствии с тем, что им было поручено сохранить из Писания Аллаха. Они свидетельствовали о нём» (сура 5 «Трапеза», аят 44).
Аллах ниспослал Тору не только для того, чтобы она была руководством и светом для сознания и сердец в том, что касается убеждений и обрядов поклонения, но и для того, чтобы она была руководством и светом для них посредством заключённых в ней норм и законов (шариат), регулирующих человеческую жизнь в соответствии с программой Всевышнего и удерживающих эту жизнь в рамках этой программы. Пророки, покорившиеся Всевышнему (а души их и так принадлежат одному лишь Всевышнему, и они сами не имеют ни воли, ни власти, ни права заявить о наличии у них каких-нибудь особенностей, свойственных только Аллаху, — это и есть ислам в его исконном значении), выносили по ней решения для исповедующих иудаизм. То есть это закон, ниспосланный специально для них и исключительно для них, и их судьи и учёные также руководствовались в своей деятельности этими законами. Это потому, что на них была возложена обязанность сохранять и оберегать книгу Аллаха и свидетельствовать о ней, и это свидетельство заключается в том, чтобы они строили свою жизнь в соответствии с её указаниями, а также в том, чтобы применять её законы в своей среде.
А без небесного Писания человечество осталось бы заблудшим, впавшим в разногласия и идущим разными путями: «Люди были одной общиной, и Аллах отправил пророков добрыми вестниками и предостерегающими увещевателями, ниспослал вместе с ними Писание с истиной, чтобы рассудить людей в том, в чём они разошлись во мнениях» (сура 2 «Корова», аят 213).
2 Послание общее и послание к определённой общине.
Каждое из предыдущих небесных посланий предназначалось одному определённому народу, тогда как последнее послание, которое принёс последний пророк и посланник Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует), адресовано всему человечеству. А это, в свою очередь, предполагает, что это последнее послание должно отличаться от всех предыдущих и иметь особенности, делающие его пригодным для всех времён и мест. И Всевышний Аллах сделал это послание именно таким. Незадолго до кончины Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует) Он ниспослал ему такой аят: «Сегодня довёл Я для вас вашу религию до полного завершения, завершил для вас Мою милость и одобрил для вас ислам как религию». Сура 5 «Трапеза», аят 3.
Думая о завершении и усовершенствовании этой религии, верующий представляет себе многовековое шествие веры и сменяющих друг друга посланий и посланников, начиная с первого посланника Всевышнего к людям, Адама (мир ему), и до этого последнего послания, послания неграмотного пророка ко всему человечеству... И что же он видит? Его взору представляется торжественное шествие, длившееся долгие века и не прекращавшееся ни на минуту, шествие верного руководства и света. Дорога длинна, но он видит ясные указатели на всём её протяжении. Однако он видит, что каждый посланник, приходивший к людям до печати пророков, Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует), был направлен к определённому народу и что каждое послание, кроме этого последнего послания, было адресовано одной конкретной общине и предназначено только ей, и подходило оно только для одной определённой среды, одной определённой эпохи с определёнными обстоятельствами, и его форма была обусловлена этими обстоятельствами, что позволяло ему приспособиться к ним. Каждое из этих посланий содержало в себе призыв к признанию одного Бога, то есть к единобожию, и к поклонению одному Богу, то есть к исламу. Однако при этом каждое такое послание несло людям законы, регулирующие человеческую жизнь и адаптированные к конкретной среде, эпохе и обстоятельствам.
А когда Аллах пожелал завершить череду Своих посланий, адресованных людям, он послал сразу ко всему человечеству Своего последнего посланника с посланием, адресованным каждому человеку в отдельности, а не ограниченной группе людей, живущей в определённую эпоху в определённых обстоятельствах. Это послание обращено к каждому человеку и при этом не зависит от обстоятельств, среды и эпохи, потому что оно обращено к естественной изначальной природе человека, которая остаётся неизменной на протяжении веков: «Таково врождённое качество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера» (сура 30 «Римляне», аят 30). В этом послании разъяснён закон, охватывающий все области жизни человека и все виды его деятельности. Закон этот даёт основополагающие принципы и важнейшие правила, регулирующие всё то, что изменяется в человеческой жизни в зависимости от времени и места, и подробно изложенные законы и нормы, регулирующие всё то, что остаётся в ней неизменным... Этот закон с его основополагающими принципами и подробно разъяснёнными нормами содержит в себе всё то, в чём нуждается человек для ведения нормальной жизни с момента появления этого
послания и до конца времён. Это послание включает в себя установления, указания, направления и законы, упорядочивающие эту жизнь, чтобы она продолжалась, изменялась в лучшую сторону, была плодотворной и обновлялась в рамках этого закона и в соответствии с ним.
На завершённость и совершенство этого последнего послания Всевышний указывает в нескольких аятах Своей Книги. Например, Всевышний сказал: «Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи» (сура 16 «Пчёлы», аят 89).
Всевышний также сказал: «Мы ничего не упустили в Писании» (сура 6 «Скот», аят 38).
Последний закон — Шариат — вобрал в себя достоинства предыдущих посланий, однако при этом он превзошёл их своим величием и совершенством. Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Всевышний ниспослал сто четыре Писания, и собрал всё знание, заключённое в них, в четырёх Писаниях: Торе, Евангелии, Псалтире и Коране, а потом собрал знание, заключённое в первых трёх, в Коране».
3 Сохранность Посланий.
Поскольку предыдущие Послания предназначались для определённого времени, они не сохранились и Всевышний не гарантировал их сохранности: Он поручал сохранять их учёным той общины, которой это Писание ниспосылалось. Например, сохранение Торы Всевышний поручил раввинам и первосвященникам: «Раввины и первосвященники поступали таким же образом в соответствии с тем, что им было поручено сохранить из Писания Аллаха. Они свидетельствовали о нём» (сура 5 «Трапеза», аят 44).
Однако они не смогли сохранить ниспосланное им, и некоторые из них поступили вероломно, внеся в Тору изменения и исказив её смысл, и сегодня достаточно заглянуть в Тору, чтобы заметить эти изменения и искажения, причём не в каких-то второстепенных вопросах, а в самых основных. Они приписывают Аллаху такие мерзости, от которых мурашки бегут по коже, и приписывают посланникам такие поступки, на совершение которых способен далеко не каждый простой человек.
(Примеры клеветы, возводимой иудеями на Аллаха, приводятся в первой книге этой серии — «Вера в Аллаха». Также мы привели примеры их клеветы на посланников в этой книге — в предыдущем разделе, посвященном посланникам. Здесь же мы приведём один пример искажения иудеями Торы: в результате этого искажения одни части Торы стали противоречить другим. Итак, пример. Подлинный текст в Торе: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь... И там принеси его во всесожжение...». Этим сыном был Исма'иль, однако иудеи не могли допустить, чтобы Исма'илю и его сыновьям, то есть арабам, досталась такая честь, и они добавили в текст слово «Исаак», чтобы эта честь досталась ему, и в сегодняшней, искажённой Торе текст стал выглядеть следующим образом: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака... И там принеси его во всесожжение...» (Быт. 22:2). Однако тот, кто внёс в этот текст изменения, не обратил внимания на возникшее противоречие: в другом месте в Торе говорится, что Исма'иль родился у Ибрахима, когда тому было восемьдесят шесть лет (Быт. 16:16), поэтому единственным сыном мог быть только Исма'иль, поскольку Исхак родился, когда Ибрахиму было уже сто лет (Быт. 21:5). Посмотрите же, как Аллах раскрыл их ложь и искажения, внесённые ими в Тору).
Что же касается последнего Послания, то Всевышний гарантировал его сохранность и не поручил сохранение его людям. Всевышний сказал: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его». Сура 15 «Хиджр», аят 9.
Посмотрите, сколько людей во всём мире знают Коран наизусть, — их великое множество.
*(Одна из причин этого состоит в том, что Аллах облегчил для людей чтение и заучивание Корана: «Поистине, Мы облегчили Коран для поминания, так найдётся ли поминающий?» (сура 54 «Луна», аят 22).)
Если безбожники, иудеи или новые «крестоносцы» захотят изменить хотя бы одну букву в Книге Аллаха, обязательно найдётся кто-нибудь, пусть даже ребёнок, домохозяйка или какая-нибудь ослепшая старуха, которые сумеют опровергнуть их ложь и сказать, как выглядит этот аят на самом деле, не говоря уже об учёных, которые не просто знают Коран наизусть, но и хорошо понимают его и прекрасно разбираются в науках, так или иначе связанных с ним.
Посмотрите на историю этой Книги: сколько внимания было уделено её собиранию, толкованию, подробному грамматическому разбору каждого аята, а также притчам, историям пророков, сообщениям и нормам Шариата, содержащимся в ней.
Всего этого не было бы, если бы Всевышний Аллах не гарантировал сохранность Своего последнего Писания, и оно будет существовать до того дня, когда весь этот мир разрушится и на смену ему придёт мир вечный.
4 В чём согласны и в чём расходятся небесные Послания?
Одна религия
Все Послания, принесённые пророками, ниспосланы Аллахом, Знающим, Мудрым, Осведомлённым обо всём. А это означает, что все они представляют собой один и тот же путь, которым следует и первый, и последний. Исследовав содержание призыва посланников, о котором рассказывается в Коране, мы обнаруживаем, что все они призывали к одной религии, и эта религия — ислам: «Воистину, религией у Аллаха является ислам». Сура 3 «Семейство 'Имрана», аят 19.
Ислам в языке Корана — это название не какой-то конкретной религии одной общины, а название общей религии, к которой призывали и о которой говорили все без исключения пророки. Так, Нух сказал своему народу: «...и мне велено быть одним из мусульман» (сура 10 «Юнус», аят 72). Ислам — это религия, исповедовать которую Всевышний велел отцу пророков Ибрахиму: «Вот сказал Господь Ибрахиму: «Покорись!» Он сказал: «Я покорился Господу миров»». Сура 2 «Корова», аят 131.
Как Ибрахим, так и Я'куб завещали своим сыновьям исповедовать ислам: «И умирайте не иначе, как будучи мусульманами» (сура 2 «Корова», аят 132).
А вот что ответили сыновья Я'куба своему отцу: «Мы будем поклоняться твоему Богу и Богу твоих отцов — Ибрахима, Исма'иля и Исхака, Единственному Богу. Ему одному мы покоряемся». Сура 2 «Корова», аят 133.
А Муса (мир ему) сказал своему народу: «О мой народ! Если вы уверовали в Аллаха и стали мусульманами, то уповайте на Него». Сура 10 «Юнус», аят 84.
А апостолы сказали 'Исе: «Мы уверовали в Аллаха. Будь же свидетелем того, что мы являемся мусульманами!» Сура 3 «Семейство 'Имрана», аят 52.
И когда группа людей Писания услышала Коран, они сказали: «Мы уверовали в него! Это — истина от нашего Господа. Мы и прежде были мусульманами». Сура 28 «Рассказ», аят 53.
Ислам — покорность Богу, и о нём говорят пророки и их последователи с древнейших времён и до времени пришествия Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует).
5 Как человек становится покорившимся Богу — мусульманином?
Ислам — это покорность и послушание Всевышнему Аллаху, выражающиеся в исполнении Его велений и соблюдении Его запретов. Ислам во времена Нуха (мир ему) — это следование тому, что принёс Нух. Ислам во времена Мусы — это следование закону (шариату), принесённому Мусой. Ислам во времена 'Исы (мир ему) — это следование Евангелию, ниспосланному Всевышним (в его первоначальном виде, до искажения). А ислам во времена Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует) — это следование тому, что он принёс нам.
6 Суть призыва всех посланников.
Суть призыва всех посланников и основа всех небесных Посланий — призыв к поклонению одному лишь Аллаху, у Которого нет сотоварищей, и отказ от поклонения кому-то или чему-то помимо Него. Всевышний упоминает об этом и подтверждает это во многих аятах Корана. Иногда Он упоминает о призыве посланников. Например, Нух сказал своему народу: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него». Сура 7 «Ограды», аят 59.
А Ибрахим (мир ему) сказал своему народу: «Поклоняйтесь Аллаху и бойтесь Его! Так будет лучше для вас, если бы вы только знали». Сура 29 «Паук», аят 16.
А Худ сказал своему народу: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него». Сура 7 «Ограды», аят 65
А Салих сказал своему народу: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него». Сура 7 «Ограды», аят 73.
А в других аятах Всевышний упоминает о том, что Он направил к людям всех посланников с одной целью: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!»». Сура 21 «Пророки», аят 25.
А иногда Он упоминает о жизни пророков и их последователей, показывая, что все они следовали одним путём и что все они были единой общиной, поклонявшейся одному Богу: «Воистину, эта ваша религия — религия единая. Я же — ваш Господь. Поклоняйтесь же Мне!» Сура 21 «Пророки», аят 92.
А в других аятах Всевышний Аллах указывает на то, что ответ на призыв Всевышнего и поклонение и покорность Ему одному — это и есть религия, а кто отказывается от этого и отвергает это, тот добровольно входит в число заблудших и неразумных: «Кто же отвернётся от религии Ибрахима, кроме глупца?» (сура 2 «Корова», аят 130).
А вот что сказал Ибрахим (мир ему) о своей религии: «Я искренне обратил свой лик к Тому, Кто сотворил небеса и землю, и Я не принадлежу к многобожникам!» Сура 6 «Скот», аят 79.
А в других аятах Всевышний Аллах упоминает о том, что пророки и посланники, когда к ним приходила смерть, завещали исповедовать именно эту религию тем, кто будет жить после их кончины: «Или же вы присутствовали, когда смерть явилась к Я'кубу? Он сказал своим сыновьям: "Кому вы будете поклоняться после меня?" Они сказали: "Мы будем поклоняться твоему Богу и Богу твоих отцов — Ибрахима, Исма'иля и Исхака, Единственному Богу"» (сура 2 «Корова», аят 133).
А иногда Он упоминает о том, что религия, дарованная Им Его величайшим посланникам, была единой: «Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху, и то, что Мы внушили тебе в Откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму, Мусе и 'Исе: "Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно неё"» (сура 42 «Совет», аят 13).
7 В предыдущих посланиях разъясняются причины, по которым человек должен поклоняться Всевышнему Аллаху.
Предыдущие послания не ограничились призывом к поклонению одному лишь Аллаху — они ещё и разъяснили, что именно делает этот призыв истиной, которую мы обязаны принять и которой обязаны следовать. В них упоминаются качества, присущие одному только Всевышнему Аллаху и составляющие собой Его Божественность, а также проявления милости Всевышнего к нам и те блага, которые Он даровал нам. Кроме того, они обращают наше внимание и наш взор на царство небес и земли. Так, Нух сказал своему народу: «Почему вы не чтите величия Аллаха? Он ведь создавал вас по этапам. Неужели вы не видели, как Аллах создал семь небес одно над другим, сделал луну светлой, а солнце сделал светильником? Аллах вырастил вас из земли, словно растения. Потом Он вернёт вас туда и вновь выведет оттуда. Аллах сделал для вас землю ковром, чтобы вы ходили по ней широкими дорогами». Сура 71 «Нух», аяты 13-20.
Об этом же говорится и в свитках Ибрахима и Мусы. В Коране упоминается о том, что в них говорится следующее: «К твоему Господу предстоит конечный исход. Он заставляет смеяться и плакать. Он умерщвляет и оживляет. Он сотворил пару — мужчину и женщину (Или самца и самку.) — из капли, которая извергается. На Нём лежит сотворение в другой раз. Он избавляет от нужды и наделяет собственностью. Он — Господь Сириуса. Он погубил первых 'адитов, ничего не оставил от самудян, а ещё раньше погубил народ Нуха. Воистину, они были ещё более несправедливы и непокорны». Сура 53 «Звезда», аяты 42-52.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев