О том, что наиболее достоверное положение – это то, что противолежащие друг другу высказывания не могут быть вместе истинными, и о том, какие выводы следуют для тех, кто говорит, что такие высказывания вместе истинны, и почему они так говорят, – об этом достаточно сказанного. Но так как невозможно, чтобы противоречащее одно другому было вместе истинным в отношении одного и того же, то очевидно, что и противоположности не могут быть вместе присущи одному и тому же. В самом деле, из двух противоположностей одна есть лишенность в не меньшей степени, [чем противоположность], и притом лишенность сущности; а лишенность есть отрицание в отношении некоторого определенного рода (Комментарий: Слепой человек лишен зрения сам по себе, а крот — по роду). Итак, если невозможно одно и то же правильно утверждать и отрицать в одно и то же время, то невозможно также, чтобы противоположности были в одно и то же время присущи одному и тому же, разве что обе присущи ему лишь в каком то отношении, или же одна лишь в каком то отношении, а другая безусловно.
Источник: Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 1. Ред. В.Ф. Асмус. Москва, «Мысль», 1976. с. 141, 467.
Аристотель, "Метафизика", книга четвертая (Г), глава 6.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев