Булгаков в шапочке мастера
Любовь Белозерская
Второй жене Булгакова было не занимать ни уверенности в себе, ни красоты, ни яркости. Многие до сих пор считают именно её основной, самой главной музой Булгакова, Женщиной с заглавной буквы.
"Неужели вы думаете, — восклицают они, — что Булгакова могла вдохновлять серость или унылая семейная жизнь?"
Сама Любовь Евгеньевна также не сомневалась, что Маргарита — это именно она. Своенравная буйная красавица, которая неистово хохочет, ну кто же это ещё? Именно такой полюбил её Булгаков, не сомневалась его вторая жена. К тому же, писатель работал над образом Маргариты, когда был увлечён именно Белозерской.
Белозерская Любовь Евгеньевна
"Пошел ты к чертовой матери. Какая я тебе Клодина? Ты смотри, с кем разговариваешь, — и, подумав мгновение, она прибавила к своей речи длинное непечатное ругательство".
...
"Ты бы брюки надел, сукин сын, — сказала, смягчаясь, Маргарита".
Булгаков, "Мастер и Маргарита"
В этих, а также во многих других строках Любовь Евгеньевна узнавала себя.
Интересно, не правда ли? Лишний раз это подтверждает, что каждый из нас живёт в своём собственном придуманном мире, а вот насколько он коррелирует с действительностью...
если сцену знакомства героев писатель предположительно взял из романа с Маргаритой Смирновой, то место встречи влюблённых — подвальчик, перекочевал в роман благодаря другой даме сердца.
Мария Георгиевна Нестеренко
Прочитав роман, Мария Георгиевна воскликнула: "Как это мило, что Мака описал наш с ним роман!”
Действительно, не считая того, что это сама Мария жила в подвале, а Михаил приходил к ней (в романе Маргарита приходила к мастеру), все остальные детали были описаны точно.
"С улицы нужно было идти через дворик, мимо трех ее окон на уровне земли. И Маруся всегда по башмакам узнавала, кто идет. Часто Булгаков стучал носком башмака по стеклу, и она шла открывать. Она звала его “Мака”. Впрочем, в те времена Булгакова так звали все — с легкой руки его тогдашней жены, Любови Евгеньевны Белозерской."
Ирина Стрельникова
Кадр из сериала "Мастер и Маргарита", Маргарита - Анна Ковальчук
А теперь вспомним роман:
"Она входила в калитку один раз, а биений сердца до этого я испытывал не менее десяти. Я не лгу. А потом, когда приходил ее час и стрелка показывала полдень, оно даже и не переставало стучать до тех пор, пока без стука, почти совсем бесшумно, не равнялись с окном туфли с черными замшевыми накладками-бантами, стянутыми стальными пряжками.
Иногда она шалила и, задержавшись у второго оконца, постукивала носком в стекло. Я в ту же секунду оказывался у этого окна, но исчезала туфля, черный шелк, заслоняющий свет, исчезал, — я шел ей открывать."
Булгаков, "Мастер и Маргарита"
Татьяна Лаппа
Тасю, как звал подругу своей юности Булгаков, мало кто из булгаковедов предлагает в прототипы Маргариты. О ней вообще не так часто упоминают, а если и вспоминают, то чтобы с некоторой долей превосходства сказать: "Не годилась она для такого человека, слишком проста, не так умна и шикарна".
Разумеется, есть о ней и другие мнения. В частности, я считаю совершенно иначе.
Её жертвенности мы обязаны тем, что Булгаков вообще дожил до тех времен, когда твердо решил стать писателем.
Самоотречение, преданность и жертвенность считаются основными достоинствами Маргариты (Ваша покорная слуга стала последнее время в этом сомневаться). Тася считала, что списаны эти черты именно с неё.
Дальше приходится ссылаться на сомнительную историю
Официально, в 1970 году Мариэтта Чудакова поговорила с Тасей и затем опубликовала результаты этого разговора. Только вот Лидия Яновская утверждает, что Чудакова никогда с Татьяной не встречалась, а интервью брала именно она, Яновская.
"Было же в 1975 г. В тот год произошло чудо: я умолила редакцию журнала «Юность» дать мне командировку в Туапсе — к первой жене Михаила Булгакова. Я давно знала ее адрес, но необходимых на поездку 100 рублей (это и тогда была грошовая сумма) у меня не было; я знала, что Т. Н. Булгакова-Лаппа не принимает литераторов; что слово с нее какое-то взял Булгаков; что не солоно хлебавши уехали от нее В. А. Молодцов, М. О. Чудакова, а с В. А. Чеботаревой был даже какой-то скандал...
... Я никогда не писала (может быть, еще напишу, а может быть, никогда не напишу), какой ключ я подобрала к Т. Н., как освободила ее от слова, данного ею Михаилу Булгакову. (Тогда очень гордилась своим поступком; теперь понимаю, что это был дурацкий поступок — пойти наперекор мудрой воле Булгакова, наложившего печать молчания на уста женщины, некогда любившей его.)"
Лидия Яновская
Нет комментариев