153. УЩЕРБНОСТЬ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО (продолжение)
Человеческое знание делится на три составные части, каждая из которых имеет свой источник.
1) опыт - обогащает человека опытным знанием,
2) осмысление опытного знания превращает его в знание теоретическое,
3) концептуальное (трансцендентное) знание имеет своим источником Откровение.
Модерн был восстанием против Бога. Концептуальное знание коренится в трансцендентном. Изгнав Бога из трансцендентного горделивому разуму удалось сконструировать три идеологические схемы – нацизм, коммунизм и либерализм. Трансцендентное без Бога оказалось инфернальным. Каждая из идеологических схем, становясь идеологией государственной, превращается в эрзац-религию. В итоге все три идеологические схемы скомпрометировали себя как дьявольский обман. Право высшей нации господ распоряжаться судьбами иных народов требовало сакрального подтверждения и должно было основываться на божественном избранничестве. В выгравированном на пряжке немецких солдат got mit uns речь шла не о сыне Божьем, а о князе мира сего. Гитлер планировал реформировать христианскую церковь, сделав её церковью исключительно германского племени и поселить в ней Бога, избранником которого был провозглашён арийский народ. Практикой гитлеризма выявилась абсолютная несовместимость нацизма с Благой вестью Христа. Нацизм скомпрометировал и разоблачил себя как самозванчество в богоизбранности. Показал, что истинным нацизмом, так сказать, классикой нацизма может быть только нацизм еврейский, нацизм богоборческий, христоненавистнический. Всякий же нацизм, возникающий в нееврейской среде, представляет собой самозванничество и неизбежно становится антисемитизмом. Адепты гитлеризма пытаются реабилитировать нацизм, пытаясь разорвать связь нацистских преступлений с политической практикой фашизма. Всякое деяние, направленное против Бога, не может служить интересам человека, враждебно ему. Светлое будущее, созидаемое без Бога и вопреки Богу, оборачивается адом.
В наше время адепты богоборческих идеологических схем не гнушаются гонимого ими христианства, даже пытаются солидаризироваться с ним. В наше время не в диковинку увидеть руку в крестном знамении со свастикой на рукаве, с партбилетом в кармане, со значком ЛГБТ на груди. Подчас грешит этим и отечественная философская мысль: целый ряд сомнительных высказываний можно найти у Ильина; перу Отца Сергия Булгакова принадлежит труд «Христианский социализм»; пытаются затушевать свою ненависть к Христианству и современные либералы. Будет небезынтересно познакомиться с текстом современного автора Сергея Дементьева «Либерализм»:
«Кто только не хулил, не проклинал его последними словами. И в то же время существует масса его поклонников. Тем не менее ни те ни другие толком так и не поняли истинную сущность либерализма. Почему общество так радикально разделилось в отношении либерализма, особенно в России? Эта публикация – продолжение статьи про терминологию, в которой я и попытаюсь прояснить сущность либерализма.
Традиционно первые либеральные идеи относят к эпохе античности, в частности к учению Сократа об истине и его взглядам на справедливое государство. Позднее римскими истоиками развивалась идея об универсальной природе человека, а их этическое учение о внутренней духовной свободе личности и естественном праве вновь привлекло внимание многих философов и средневековых мыслителей в Европе. Но всё это были лишь предпосылки формирования истинной либеральной идеологии.
Реальную основу классической либеральной идеи заложила политическая группа, пришедшая на землю в XVIII веке во главе с Калиостро –
Идейными вдохновителями группы были Чезаре Беккариа и Шарль Луи Монтескьё, труды которых послужили основой в теории политического обустройства государственных систем континентальной Европы, России и Америки. А само понятие – либерализм – окончательно закрепилось в политической терминологии в 1812 году, когда впервые в Испании группу людей, готовивших текст конституции страны, назвали либералами.
Позднее, основываясь на доктрине Монтескьё о всеобщем равенстве граждан перед законом, которому должны подчиняться даже монархи, идею либерализма подхватили его последователи: Руссо, Кант, Т. Джефферсон, Б. Франклин, Кондорсе и др. Человек обладает естественным правом на максимальную свободу, и государство обязано её защищать, в равной мере как люди вправе защищать свою свободу от государства. Эти основополагающие идеи естественного права нашли своё отражение в американской Декларации независимости, во французской Декларации прав человека и гражданина, а также во Всеобщей декларации прав человека.
Итак, работа политической группы, пришедшей в XVII–XVIII вв., произвела революционные перемены в Англии, Франции, России, Северной Америке. Вместе с политической группой на землю пришли и другие группы – культурная, религиозная, финансовая и научная. Работа политической группы в Англии привела к «Славной революции» в 1688 году, в результате которой был положен конец вековой борьбе между королём и парламентом. В Англии установилась конституционная монархия, при которой главную роль стал играть парламент, а монарх оставался в качестве символа государства.
Результатом революции стало введение двухпартийной системы управления государством и принятие Билля о правах, который впоследствии послужит основой прав и свобод в США, Канаде, Австралии и других странах. Влияние политической группы прослеживается и на Американском континенте. Война за независимость 1775–1783 годов привела, как известно, к утверждению 4 июля 1776 года конгрессом Декларации о независимости Соединённых Штатов Америки. Наиболее известными представителями тогдашней политической группы были конгрессмен Джефферсон и Джордж Вашингтон, ставший первым президентом США.
И если активность культурной группы на Европейском континенте привела к эпохе возрождения во всех сферах искусства, архитектуры и градостроительства, то активность политической группы была направлена на политическую реорганизацию Европы, чтобы превратить её в единый политический организм. И начало было положено Великой французской революцией, а завершал дело уже Наполеон Бонапарт. С собой политическая группа принесла откровение трёх фундаментальных идей – Свобода, Равенство, Братство, – а также обосновала и закрепила либеральные принципы в политике, экономике, финансах.
Вот и настала пора разобраться с этим самым либерализмом. Но для начала посмотрите короткий ролик.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5