Проективные методики позволят получить предварительную информацию о трудностях и страхах ребенка, своевременно заметить неблагоприятный вектор психологического состояния.
Одна из таких методик - "КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ" 🚀
👉Дайте ребенку лист с контурами космического корабля и попросите его представить, что он отправляется на нем в долгое космическое путешествие.
👉Попросите нарисовать внутри или обозначить кружочками тех близких людей, которых ребенок возьмет в путешествие, начиная с себя самого.
👉Фиксируйте очередность, с которой дошкольник называет близких людей. Сначала он вспомнит самых значимых для него людей, после - менее значимых. Те взрослые, имена которых он не озвучил, попадают в группу отвергаемых.
👉Если ребенок не назвал кого-то из своих родителей, спросите: «Ты никого не забыл?». Уточните мотивы: «Почему ты решил взять с собой…». Оцените величину и расположение кругов внутри контура корабля.
👉Посмотрите, чей круг крупнее, чей меньше, кто ближе к кругу ребенка, кто дальше, какой по величине круг самого ребенка - его величина говорит о самооценке.
👉Интерпретируйте результаты о значимости людей для ребенка, но обязательно задавайте уточняющие вопросы, потому что бывает, что «просто места мало осталось, поэтому кружок получился маленьким».
Проективные техники полезны, когда ребенок дает формальные ответы в ходе диагностики. Такое поведение может быть связано с внутренними зажимами детей, а также с прямым запретом рассказывать о семейных отношениях и даже случаях жестокого обращения.
Иногда запрет связан с установкой взрослых скрывать от окружающих неблагополучие, показывать, что все хорошо.
Проективные техники раскрепощают, позволяют высказать настоящие потребности, страхи, переживания. Они обходят установки взрослых типа «быть хорошей дочкой», ведь ребенок рисует или рассказывает о ком-то еще: персонаже, выдумке, а по сути – своей проекции.
Сохраняйте и используйте методику в работе!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев