"ПОВЕСТЬ ЖИТИЯ И ПРЕСТАВЛЕНИЯ СВЯТОЙ, И БЛАЖЕННОЙ, И ПРЕПОДОБНОЙ ЕВФРОСИНИИ" (XVI В.)
Благословен Господь и Бог Израилев, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, не Бог мертвых, но живых, праведные ведь и по смерти живут, как Соломон говорит в притчах: «Праведники живут вовеки; награда их – в Господе, и попечение о них – у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа…»[2] – что и есть. Прежде, чем начать, скажем о них так: сойдитесь все, в пустынях и горах житие ангельское проводящие; старые – немощь свою отложите, юные, словно олени скачущие, все сойдитесь – хочу вам предложить трапезу из брашен[3] сих, да, вкушая, возвеселитесь душами вашими. Ведь это – трапеза нетленной пищи, не той, что гортань услаждает и чрево насыщает, но той, что душу веселит и ум укрепляет на подвиг добрых дел. Этой пищи, братия, если кто насытится, не возжаждет вновь, как сказано в Писании: «Не допустит Господь терпеть голод душе праведного…»[4]. Теперь же вновь к прежнему возвратимся, о чем начали повесть эту. Вы же, благие слушатели: князья и бояре, и служители церковные, и честные соборы святых, находящиеся в монастырях, и простые люди – соберитесь на новое это слушание и послушайте прилежно, откройте уши свои, умягчите нивы сердец ваших, примите семена многоспасенного жития преподобной жены святой и послушайте о подвигах ее, трудах и любви к Богу. Но сначала скажем, как она родилась, как воспиталась, как выросла и в какой мере последовала за Женихом своим Христом. Об этом же так.
Был в Полотске князь по имени Всеслав, и имел он сыновей много[5]. И был у него младший сын Георгий, от него же родилась эта блаженная отроковица[6]. Родители обрадовались ее рождению со всеми домашними своими и через несколько дней повелели ее крестить. И крестили ее во имя Отца и Сына и Святого Духа. И питаема она была кормилицей своей, и росла отроковица день ото дня: тело от молока росло, а душа Святым Духом наполнялась. Соединяла она естество девы праведное и молитвы плод и настолько любила учение, что даже отец удивлялся такой ее к учению любви. Весть о мудрости отроковицы, и о благом учении, и о телесном совершенстве прошла по всем городам. Была она прекрасна лицом: красота юной княжны привлекала многих славных князей, желавших любви ее. Каждый из них думал, как бы взять Предславу[7] в жены сыну своему, и часто они посылали сватов к отцу ее, он же им отвечал: «Воля Господня да будет». Один же, превосходивший всех славным своим княжением и богатством, прислал к отцу Предславы просить дочь его за сына своего. И когда она достигла двенадцатилетнего возраста, стал отец ее говорить княгине своей: «Хорошо бы нам выдать Предславу замуж за князя». Княгиня же ответила: «Как Богу угодно и воле твоей, князь, пусть так будет». Тогда, услышав это, Предслава стала размышлять про себя, более скажу, Святым Духом наполнялась мысль ее, и сказала она себе: «Как это будет, если отец мой думает выдать меня замуж? И если так будет, то мирской печали мне никак не избежать». И еще про себя говорила: «Что свершили прежде нас жившие предки наши? Женились, выходили замуж, княжили, но не жили вечно – жизнь их прошла, и слава их исчезла, как прах, хуже паутины. А преподобные жены мужественно пошли вслед за Христом, Женихом своим, предали тела свои на раны и головы свои под мечи; другие же, хотя под железо выи свои не приклонили[8], но мечом духовным отсекли от себя плотские сласти, предав тела свои посту, бдению, коленопреклонениям, на земле лежанию, – и имена их написаны на небесах, где они с Ангелами беспрестанно славят Бога. А земная слава – прах и пепел, она, словно дым, рассеивается и, как пар водяной, погибает». Так размышляла Предслава в сердце своем, ум же ее еще более на любовь к Богу устремлялся. Особо же пало на сердце блаженной отроковицы такое помышление, и сказала она себе: «Не лучше было бы мне вместо жизни мирской постричься в черницы и, живя в послушании у игумении и повинуясь сестрам, поучаться, как страх Божий утвердить в душе своей и как течение дней своих скончать». Все это на сердце свое она положила и, утаившись от отца и матери и от всех домашних, ушла в монастырь...
ДАЛЕЕ ЗДЕСЬ:
https://cliuchinskaya.blogspot.com/2021/06/xvi.html