Школьники не могут запомнить словарные слова и не понимают прочитанного, потому что не знают значения массы слов. А значения они не знают не потому, что имеют задержку в умственном или психическом развитии, а в силу отсутствия элементарного жизненного опыта.
Девочке (3 кл.) в диктанте попадается слово «киоск». Она спрашивает: «Что это такое?»
Учитель начинает объяснять: «Когда ты идёшь по тротуару, стоят такие домики, в которых продают газеты или цветы...»
«Но я никогда не хожу по улице пешком, — говорит девочка, — я всегда еду на машине. Я вижу, что стоят какие-то будочки, но не знаю, что с другой стороны».
Это, конечно, крайний случай, но он не выдуман.
Детям приходится объяснять значение не только устаревающих слов («салазки», «колхоз», «сени», «молотьба»), но и совершенно обычных («тяпка», «перрон», «луг» и т. п.) Многие подростки никогда не были в лесу, не ездили в поезде, не бывали на море, не читали русских сказок, не видели, как растёт картошка. И они не знают сотен слов, связанных с таким опытом. Весь их опыт виртуален. При этом они не хотят ни о чем узнавать заранее, потому что «можно погуглить, когда надо будет».
Что могут сделать родители? Подумать об опыте ребенка в реальности. Мастерите руками, ходите в походы и на экскурсии. Если есть средства на отдых, покупайте речные круизы, конные туры, морские прогулки. Поживите у бабушки в деревне, помогите ей с огородом. Ходите в зоопарк, катайтесь на лыжах, просто гуляйте по городу. И разговаривайте с ребёнком обо всём, что видите и делаете.
Никакой учитель не сделает это за вас!
https://vk.com/znanierussia ) открывает регистрацию на конкурс «Знание.
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2