История эволюции женского тела как история эволюции человечества, исчезновение акул-зомби, Нидерланды, которые мы потеряли, вкусовые пристрастия древнего человека в представлении Олега Ивика и шведская биография Льва Львовича Толстого. Как всегда по пятницам, редакторы «Горького» выбрали самые примечательные новинки этой недели.
https://gorky.media/reviews/lev-tolstoj-s-byustom-mussolini-knigi-nedeli/
Борьба членов общества, принадлежащих к непривилегированным слоям, за личное достоинство направлена против микроагрессии — актов регулярного, зачастую неосознанного унижения более слабых и менее значимых людей, «вшитого» в традиционные механизмы социального взаимодействия. Носителям привилегий при этом кажется, что «нытики» притесняют их самих, навязывая им требования «культуры жертвы». О том, как разобраться в этих противоречиях, читайте в отрывке из книги Реджины Рини «Этика микроагрессии».
«Неугомонные студенческие активисты грызут тосты с авокадо? Характерная культура жертвы!»
https://gorky.media/fragments/pochemu-kultury-zhertvy-ne-sushhestvuet/
Сто лет назад вышел первый номер «Русского современника». Издание это вынашивалось долго, рождалось в муках, но прожило всего один — 1924-й — год и запомнилось как последний и лучший в советской России несоветский толстый журнал. Среди ключевых сотрудников и авторов издания были Горький, Чуковский, Замятин, Шкловский и Толстой. По просьбе «Горького» о недолгой, но яркой истории этого журнала рассказывает Сергей Лебедев.
https://gorky.media/context/god-zhizni-russkogo-sovremennika/
gorky.media

Горький

«Машины идут на Калач. Там, говорят, бои сильные. С питанием дрянь. В какой-то проходящей части, неизвестно почему, дали хлеба и концентратов. Валега и Седых раздобыли где-то мешок овса... А в общем... Едем в Сталинград...» О том, что такое на самом деле война и что такое настоящий долг, в этот день напоминает Виктор Некрасов.
https://gorky.media/fragments/chut-li-ne-pod-harkovom/
gorky.media

Горький

Существует ли история по ту сторону запрещенных законом фальсификаций и конкурирующих версий правды, которая у каждого своя? Карло Гинзбург переносит этот вопрос из области теоретических рассуждений в область практической работы историка, разбирая конкретные историографические сюжеты — от особенности деления текста у Флобера до идей Аби Варбурга. Об актуальности этой книги рассказывает Виктор Димитриев.
https://gorky.media/reviews/ne-vse-eto-fiktsiya/
gorky.media

Горький

Булат Окуджава не блистал изысканным поэтическим мастерством и пел тихим голосом, но без его стихов и песен невозможно представить себе отечественную культуру; он одним из первых в начале оттепели заговорил со сцены о достоинстве отдельно взятой человеческой личности, не желающей подчиняться диктату официозной пропаганды. Специально для «Горького» к 100-летию со дня рождения Булата Шалвовича о нем написал Алексей Деревянкин.
«Стихи обычные, музыка непрофессиональная, поет посредственно, все вместе гениально».
https://gorky.media/context/nadezhdy-malenkij-orkestrik/
Первую биографию Ивана Грозного через полгода после его смерти написал лютеранский пастор, немец Пауль Одерборн. Сам он никогда не бывал в Русском государстве, но тщательно собрал все доступные ему как письменные источники, так и устные свидетельства о характере, наклонностях и поступках русского самодержца. В результате у него получилось жизнеописание идеального душегубца, образцового исчадия ада — в полном соответствии с законами жанра, лишь недавно разработанного Никколо Макиавелли и другими итальянскими авторами эпохи Возрождения. Предлагаем ознакомиться с отрывком из его труда.
«В крепости Александровская Слобода он никогда не ходил на церковную службу с легкой душой, но всякий день, п
  • Класс
Было бы странно, если бы следом за волной стоического селф-хелпа популяризаторы не добрались бы до философов более позднего времени, ведь поучиться жизни можно не только у Эпиктета с Сенекой, но и, скажем, у Бенедикта Спинозы. Именно к этому решил призвать нас французский писатель Фредерик Ленуар, а Антон Прокопчук — рассказать о том, что у него в итоге вышло.
https://gorky.media/reviews/materializovannyj-razum-i-oduhotvorennaya-materiya/
На русский язык переведено последнее крупное произведение автора «Моби Дика» — роман «Обманщик и его маскарад», написанный в 1857 году. Действие романа ограничено пространством парохода, идущего на юг по реке Миссисипи, и приурочено к одному дню — 1 апреля. Однако понять, что именно там происходит, не так-то просто, в чем убедился Владимир Максаков. Предлагаем ознакомиться с его материалом.
«Читатель так и не узнает, кому в этом тексте можно доверять, кто тут главный герой и за кем необходимо следить».
https://gorky.media/reviews/den-duraka-na-korable-durakov/
Гете и его современники посещали Ватикан вовсе не для того, чтобы склониться перед величием католической духовности. Что же именно искали просвещенные путешественники в папской обители, читайте в отрывке из книги историка Джессики Вернберг.
https://gorky.media/fragments/bormotanie-zolotyh-ust/
Показать ещё